Поиск по сайту:
Главная страница » Калибровка СИ » Положение о Российской системе калибровки (РСК)

Положение о Российской системе калибровки (РСК) РД РСК 01-2014




РД РСК 01-2014

ПОЛОЖЕНИЕ О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ

Дата введения 2014-06-05
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБОТАНО: Научно-методическим центром РСК - Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФГУП "ВНИИМС" Росстандарта)
УТВЕРЖДЕНО Руководителем НМЦ РСК, директором ФГУП "ВНИИМС", С.А.Кононоговым 05 июня 2014 г.
Под общей редакцией к.т.н., главного эксперта-метролога Российской системы калибровки Генкиной Р.И.

Предисловие

В настоящий сборник вошли руководящие документы Российской системы калибровки (РСК):
РД РСК 01-2014 "Положение о Российской системе калибровки",
РД РСК 02-2014 "Порядок организации деятельности Российской системы калибровки", разработанные на основе, в развитие и взамен ряда документов РСК, вводимых в действие, начиная с 1994 г.

Необходимость реформирования РСК и создания актуализированной нормативной базы РСК вызвана произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации, регулирующем как вопросы обеспечения единства измерений, так и вопросы аккредитации, а также всё более ощутимой потребностью обеспечения соответствия качества выполнения калибровочных работ международным требованиям, сформулированным, в частности, в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

"Положение о Российской системе калибровки" коренным образом отличается от одноименного документа - ПР 50.2.017-95.
Данные Правила были разработаны в качестве подзаконного акта Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1*, в котором в ст.23 часть 2 было установлено: "На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ. - Примечание изготовителя базы данных.
В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали".


Положением определялось, что государственные научные метрологические институты и органы Государственной метрологической службы (ЦСМ) получали полномочия аккредитующих органов национальной калибровочной службы, которую после принятия данного закона, необходимо было создавать.

Ввиду того, что термин "служба" был традиционно применен в законе с привязкой к определениям "государственная метрологическая служба", "метрологическая служба государственных органов управления и юридических лиц", национальная калибровочная служба, чтобы не противопоставлять её перечисленным выше "службам", получила название "Российская система калибровки".

Госстандартом России функции Научно-методического центра РСК (НМЦ РСК) были возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС).

В числе этих функций были:

- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;
- регистрация и ведение Реестра РСК;
- участие в работе комиссий по регистрации и регистрация аккредитующих органов РСК (всего - 106 аккредитующих органов);
- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров в области организации калибровочной деятельности и др.

Все эти функции ВНИИМС выполнял на протяжении многих лет.

Были разработаны нормативные документы:

ПР 50.2.016-94 "ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ", в соответствии с действующими в то время международными рекомендациями;
ПР 50.2.017-95 "ГСИ. Положение о Российской системе калибровки", устанавливающие структуру, функции, права и обязанности субъектов РСК;
ПР 50.2.018-95 "ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ", устанавливающие процедуру аккредитации и инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц.

Было разработано Типовое положение о калибровочной лаборатории, Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки и ряд других документов.

Введение в действие в стране ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", а затем его пересмотр в 2006 г., не могли остаться без внимания РСК.

НМЦ РСК принимает Рекомендацию Р РСК 003-2007 "Порядок подтверждения соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в Российской системе калибровки, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", в котором сделана попытка максимально соответствовать международным требованиям.

Отменить введенные законом полномочия 106 аккредитующих органов было невозможно, в то время как в соответствии с международными (Европейскими) нормами в стране должен быть только один аккредитующий орган. И тогда в РСК появляется формулировка вида деятельности РСК, формально не связанная с аккредитацией: оценка и подтверждение соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

Именно эту деятельность возглавил НМЦ РСК - ФГУП "ВНИИМС". Учитывая масштабы страны и многообразие видов деятельности, в которых составляющим, а иногда и главным, элементом является калибровка средств измерений, НМЦ РСК ввел институт Уполномоченных экспертных организаций РСК (УЭО РСК), в число которых на добровольной основе могли войти государственные научные метрологические институты (ГНМИ), государственные региональные, а также отраслевые центры стандартизации и метрологии.

Функциями УЭО РСК, имеющих в своем составе специально подготовленных НМЦ РСК экспертов-метрологов РСК, являлись:

- оказание методической помощи в подготовке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих калибровку СИ (далее - калибровочные лаборатории) к процедуре оценки и подтверждения соответствия; - предварительная оценка соответствия качества выполнения калибровочных работ требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

На тот период ГНМИ, государственные региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) в части подтверждения соответствия требованиям РСК продолжали действовать как самостоятельные аккредитующие органы РСК.

При необходимости подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 они выступали в роли УЭО РСК, а окончательную экспертизу и подтверждение соответствия осуществлял НМЦ РСК - ВНИИМС.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 845 "О федеральной службе по аккредитации"* с 1 ноября 2011 г. функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) по аккредитации на право выполнения работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений переданы Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации).

В перечень этих работ (услуг), на право выполнения которых необходимо получить аккредитацию, вошли:

испытания с целью утверждения типа средств измерений;
метрологическая экспертиза нормативной документации;
аттестация методик измерений, используемых в сферах государственного регулирования;
поверка средств измерений.

Дополнила этот список добровольная аккредитация на выполнение работ по калибровке средств измерений.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации". - Примечание изготовителя базы данных.

Изменившаяся нормативно-правовая ситуация, появление национального органа по аккредитации заставили по-новому взглянуть на задачи, стоящие перед Российской системой калибровки.

Главной задачей РСК, действующей с первых дней в системе Госстандарта России, было создание условий для обеспечения единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования, т.е. задача, которую в соответствии с законодательством ни один федеральный орган исполнительной власти в настоящий момент не решает.

Тем не менее, как и во всем мире, именно большая часть производства продукции находится вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, т.е. там, где исполнитель калибровочных работ и заказчик остаются один на один, без участия третьего компетентного лица.

При этом зачастую ни тот, ни другой не имеют чёткого представления ни о показателях качества данной метрологической услуги, ни о влиянии их на качество выпускаемой продукции или другой основной деятельности предприятия.

Именно в этих сферах необходимо было создать условия, при которых калибровочные лаборатории, ставящие перед собой задачу соответствовать международным требованиям, получили бы необходимую научную, методическую и практическую помощь в достижении этого соответствия от компетентной организации, чтобы обеспечить доверие к результатам этой деятельности.

По этому принципу создавались все калибровочные службы стран Западной Европы - добровольные объединения калибровочных лабораторий, осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными правилами и нормами, что и обеспечивало доверие к результатам их деятельности.

Все эти службы, как правило, возглавляли государственные научные метрологические институты, являющиеся основными разработчиками нормативно-методической базы, регулирующей метрологическую деятельность.

С целью выполнения указанной функции с 1 ноября 2011 г. был введен в действие "Временный порядок организации деятельности Российской системы калибровки".

Определение "временный" характеризовало ограниченное действие данного документа в течение переходного периода до появления нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по аккредитации, в частности, в области обеспечения единства измерений.

Цель его была:

- создать условия для бесперебойного, в течение переходного периода, функционирования РСК, членами которой являлись несколько тысяч предприятий и организаций, подтвердивших свою компетентность в выполнении калибровочных работ и зарегистрированных в Реестре РСК;
- обеспечить научно-методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при организации и осуществлении ими калибровочных работ, соответствующих требованиям РСК, международным требованиям, включая ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";
- регламентировать порядок оценки и подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 с целью внесения их в Реестр РСК и выдачи Свидетельств о регистрации в РСК.

Основным содержанием деятельности РСК было оказание максимальной помощи всем обратившимся к ней калибровочным лабораториям в достижении соответствия требованиям РСК и, уже в обязательном порядке, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Результатом её деятельности являлось подтверждение соответствия и регистрация калибровочной лаборатории в Реестре РСК с выдачей Свидетельства о регистрации в Реестре РСК, которое удостоверяло, что данная организация в части выполнения калибровочных работ соответствует требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.

С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" переходный период правовой неопределенности в регламентации процедур аккредитации можно считать завершенным.

Национальная система аккредитации определила свои цели (среди которых нет цели обеспечения единства измерений в стране), определила своих участников, в числе которых есть экспертные организации, однако, среди них нет и не может быть по закону ни ГНМИ, ни ЦСМ.

Таким образом, весь накопленный десятилетиями кадровый, научный и технический потенциал учреждений, априори наиболее компетентных в области организации деятельности по обеспечению единства измерений как в сферах государственного регулирования, так и вне этих сфер, оказался невостребованным.

Это ещё раз показало необходимость функционирования системы, которая считает своей основной целью - обеспечение единства измерений, в частности, вне сферы федерального государственного регулирования, вне сферы государственного метрологического надзора.

5 июня 2014 г. руководителем НМЦ РСК утвержден и введен в действие Руководящий документ РСК РД РСК 01-2014 "Положение о Российской системе калибровки".

Положение устанавливает:

основной предмет деятельности РСК;
организационную структуру РСК;
функции, права и обязанности элементов структуры РСК.

В соответствии с Решением заседания Совета директоров метрологических научно-исследовательских институтов и метрологических научных центров Росстандарта от 20 февраля 2013 г., утвержденного Председателем Совета директоров, заместителем Руководителя Росстандарта Ф.В.Булыгиным, функции Научно-методического центра РСК и Исполнительного органа РСК возложены на ФГУП "ВНИИМС".

Основными функциями НМЦ РСК являются:

разработка нормативных документов РСК;
ведение Реестра РСК;
оказание научно-методической помощи калибровочным лабораториям в организации ими калибровочной деятельности в соответствии с установленными требованиями;
осуществление контроля за деятельностью субъектов РСК.

В новом Положении о РСК введен институт Технических комитетов РСК по видам измерений (ТК РСК), которые призваны способствовать совершенствованию научно-технической базы РСК путем:

разработки методик калибровки;
разработки методик расчета неопределенностей измерений, производимых с помощью средств измерений, прошедших калибровку;
разработки и утверждения иерархических схем передачи единиц величин по закрепленному за ТК РСК виду измерений и ряда других наукоёмких видов деятельности.

В деятельности РСК участвуют УЭО РСК. В качестве УЭО РСК выступают ГНМИ, государственные региональные и отраслевые центры стандартизации и метрологии, основной функцией которых является оказание научно-методической помощи в части организации и выполнения калибровочных работ калибровочным лабораториям, находящимся в соответствующем регионе или специализирующимся на калибровке средств измерений отраслевого назначения.

Результатом этой работы является предварительная оценка соответствия качества выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.

Окончательную экспертизу материалов и подтверждение компетентности в части выполнения калибровочных работ осуществляет Исполнительный орган РСК, который присваивает шифр калибровочного клейма, оформляет и выдает Свидетельство о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Реестре РСК.

Следующий Руководящий документ РСК РД РСК 02-2014 "Порядок организации деятельности Российской системы калибровки", введенный в действие с 10 июля 2014 г., разработан с учетом опыта применения "Временного порядка организации деятельности РСК" и обсуждения проекта с ГНМИ.

Документ содержит Введение, устанавливающее цели его разработки, область распространения и взаимосвязи с другими документами РСК.

Раздел "Общие положения" содержит формулировку понятия "Российская система калибровки", цели её функционирования, описание основных элементов её структуры.

В РД РСК 02-2014 сформулированы основные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.

Следующие разделы описывают порядок осуществления той или иной функции элементов структуры РСК, а также порядок ведения Реестра РСК.

РД РСК 02-2014 содержит 16 приложений, среди которых формы документов, сопровождающих деятельность РСК, а также методические указания по содержанию и изложению Руководства по качеству организации и выполнения калибровочных работ, являющегося основополагающим документом организации калибровочной деятельности любого предприятия.

Представленный макет Руководства по качеству с примечаниями к ряду разделов, в которых нашел отражение весь опыт работ с широчайшим кругом калибровочных лабораторий, ставящих перед собой цель соответствовать международным требованиям, может оказать неоценимую помощь другим калибровочным лабораториям, ставящим перед собой такую же цель, желающим подтвердить её достижение и вступить в Российскую систему калибровки.

Настоящий документ устанавливает основные положения по организации, структуре, функциям Российской системы калибровки и ее структурных подразделений, права и обязанности добровольно входящих в нее юридических лиц, независимо от форм собственности, и индивидуальных предпринимателей. Настоящий документ распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Российской системе калибровки в качестве калибровочных лабораторий, и на другие органы и организации, входящие в Российскую систему калибровки в качестве структурных подразделений.

Настоящий документ учитывает основные положения следующих документов:

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г., N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии";
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации".

РД РСК 01-2014 

1. Основные понятия

2. Сокращения

3. Предмет деятельности

4. Организационная структура

5. Функции

6. Права и обязанности


Статьи по теме:

Добавить комментарий


Главная страница » Калибровка СИ » Положение о Российской системе калибровки (РСК)