А.Н. Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП
В настоящее время Минпромторг России готовит проект изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 (далее - Правила).
Минэкономразвития России в целях сбора и анализа информации об обоснованности и целесообразности внесения изменений в Правила провел (путем рассылки соответствующей анкеты) в период с 16 июня по 1 июля 2011 года публичные консультации.
Ниже приводятся вопросы анкеты и ответы, подготовленные Комитетом по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Проект ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от«___»_________ 2011 г. №___ МОСКВА О внесении изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 В целях обеспечения безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 191; 2005, № 7, ст. 560). |
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от«__»______ 2011 г. № Изменения, которые вносятся в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 В Правилах применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 191; 2005, № 7, ст. 560): пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания: «До проведения приемочных испытаний техническое средство, представляющее собой механическое, электрическое, оптическое, электронное или работающее на каком-либо ином принципе (принципах) техническое устройство (аппарат, прибор, механизм или техническая система), предназначенное для выполнения измерений (далее - средство измерений), должно пройти обязательную метрологическую экспертизу. Обязательная метрологическая экспертиза средств измерений проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений»; пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. К применению на опасном производственном объекте допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку»; пункт 7: после слов «приемочных испытаний» дополнить словами«, свидетельств об утверждении типа средств измерений, свидетельств о поверке средств измерений, в том числе средств измерений, входящих в состав технических устройств»; после слов «требованиям промышленной безопасности» дополнить словами «, а также положительного заключения обязательной метрологической экспертизы средства измерения»; пункт 8: абзац первый после слов «действующим в Российской Федерации» дополнить словами «а также отрицательном заключении обязательной метрологической экспертизы средства измерения»; абзац второй после слов «экспертизы промышленной безопасности» дополнить словами «и заключения обязательной метрологической экспертизы средства измерения»; слова «постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» заменить на «настоящих правил»; пункт 9 дополнить абзацами следующего содержания: «Организацию и контроль за проведением работ по обеспечению единства измерений осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или метрологическая служба. При численности работников эксплуатирующей организации более 250 человек, создание метрологической службы обязательно». |
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540» Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации разработан в соответствии с Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № ИС-П9-22пр (п. 22) в целях обеспечения безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации предлагается установить обязательную метрологическую экспертизу средств измерений, в том числе входящих в состав технических устройств, а также обязать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, создавать в своем составе метрологические службы. Проведение обязательной метрологической экспертизы технических устройств, применяемых для обеспечения безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов, будет осуществляться аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. |
Комментарий Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540» устанавливает проведение обязательной метрологической экспертизы средств измерений, в том числе входящих в состав технических устройств, а также создание метрологических служб в составе организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, то есть регулирует отношения в области государственного контроля (надзора) и оценки соответствия. В целях оценки регулирующего воздействия проекта приказа и выявления в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года № 398, проводит публичные консультации. В рамках указанных консультаций все заинтересованные лица приглашаются направить свои предложения и замечания по данному Проекту акта. |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО
Проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении
изменений в Правила применения технических устройств на опасных
производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 декабря 1998 г, № 1540» (далее Проект акта)
1. Какое, по Вашей оценке, общее количество субъектов предпринимательской и иной деятельности затронет нормативное правовое регулирование, предлагаемое Проектом акта?
Предлагаемый проект постановления затронет практически все промышленные предприятия страны. В соответствии со статьей 2, части 1, федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по данным Ростехнадзора России в государственном реестре за 2009 г. зарегистрированы:
10 атомных станций; 157 шахт; 185 разрезов; 62 обогатительные фабрики; 133 подземных рудника, 7140 карьеров по добыче руды; 1807 обогатительных и агломерационных фабрик, 325 объектов подземного строительства транспортного и специального назначения; 13 крупных холдингов и 165 нефтегазодобывающих компаний; 283 организации, эксплуатирующие нефтегазоперерабатывающие производства, 155 -нефтехимические, 6918 организаций нефтепродуктообеспечения, эксплуатирующих 970 нефтебаз, 2787 складов ГСМ, 3161 - АЗС; все металлургические и коксохимические предприятия (данные о количестве в отчете не приведены); предприятия газораспределения и газопотребления, а именно: 24 тыс. промышленных предприятий, 430 тепловых электрических станций, 64 тыс. газифицированных отопительных и производственных котельных; 6731 предприятий, эксплуатирующие химически опасные объекты; 1338 организаций и предприятий, в которых обращаются взрывчатые материалы; 6536 предприятий по перевозке опасных грузов; 4823 предприятий по переработке и хранению растительного сырья; 22294 предприятий, эксплуатирующих сосуды под давлением; 85519 предприятий, эксплуатирующих грузоподъемное оборудование; 4000000 объекта энергетики; 37250 гидротехнических сооружений; 10300 объектов капитального строительства.
2. Как изменяются (ужесточаются) требования к субъектам предпринимательской и иной деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, по сравнению с требованиями действующих нормативных правовых актов? Приведите конкретные примеры.
Предлагаемое изменение постановления Правительства № 1540 принуждает предприятия осуществлять действия, не предусмотренные законодательством РФ, в том числе в федеральных законах: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании»; ФЗ - технических регламентов «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности машин и оборудовании».
Не соответствует сложившейся за многие десятилетия практике обеспечения единства измерений, разделения ответственности и объемов работ собственных метрологических служб предприятий и государственных региональных метрологических центров (ЦСМ).
3. Требуется ли переходный период для вступления в силу предлагаемого регулирования (Или с какого времени Целесообразно принятие проекта акта?)? Какой переходный период необходим, по Вашему мнению, для вступления в силу предлагаемого регулирования?
Требуется полный пересмотр постановления Правительства № 1540 и приведение его к нормам, установленным действующим на сегодня законодательством.
4. Считаете ли Вы нормы Проекта акта ясными и понятными? Считаете ли Вы, что нормы Проекта акта не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Укажите нормы и такие нормативные правовые акты.
Действующее постановление Правительства РФ № 1540 от 1998 года не соответствует действующей редакции ФЗ «О промышленной безопасности...» в редакции изменений ФЗ-232,313,171,226,227 от 2006, 2008, 2010 гг., а также ФЗ «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании»; ФЗ - технических регламентов «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности машин и оборудовании».
Например: ФЗ «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ, статья 14. Метрологическая экспертиза, часть 2, требует: «Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции (если отнести средства измерения к продукции), ... и других объектов проводится в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.»
Но в указанных выше федеральных законах таких требований к средствам измерений нет, эта норма вводится подзаконным актом.
5. К каким последствиям может привести принятие Проекта акта в части изменения издержек, невозможности исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями дополнительных обязанностей, возникновения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности? Приведите конкретные примеры
Наряду с вступающим в действие с 1 января 2012 года постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке государственными региональными центрами метрологии» данное изменение постановления № 1540 приведет к:
- невозможности только силами региональных ЦСМ провести самостоятельно поверку миллионов средств измерений (далее - СИ) (только Новолипецкий металлургический комбинат имеет 123000 СИ, ОАО «Сибур-Нефтехим» - более 160000 СИ,...);
- необходимости дублирования количества СИ на предприятиях для обеспечения непрерывности технологического процесса;
- необходимости доставки СИ в свой региональный ЦСМ, а за неимением у него рабочих эталонов, образцовых СИ и необходимых аккредитаций, в ЦСМ других регионов, этого колоссального количества СИ;
- деградации собственных метрологических служб предприятий;
- обнуления средств, потраченных на аккредитацию собственных метрологических служб предприятий;