Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Волченко Е.Е., Генкина Р.И., Исаева А.В., "Калибровка и аккредитация: хроника развития взаимосвязей. Часть 3"

Калибровка и аккредитация: хроника развития взаимосвязей. Часть 3

ООО Метрологический консалтинг. Аккредитация на право поверки средств измерений.



Е.Е. Волченко, зам. начальника отдела;
Р.И. Генкина, к. т. н., начальник отдела;
А.В. Исаева, вед. инженер ФГУП «ВНИИМС»

Часть 1;    Часть 2.


Часть 3

Итак, в предыдущих номерах журнала мы рассмотрели Регламент (ЕС) № 765/2008 Европейского Парламента и Совета от 9 июля 2008 года, устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции,отечественные нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы аккредитации, распространяющиеся на аккредитацию в области обеспечения единства измерений. Правовое регулирование вопросов калибровочной деятельности указанными нормативными правовыми актами осуществлено без учета специфики этих вопросов, а также последствий, к которым могут привести формализация, обюрокрачивание, выхолащивание деятельности по аккредитации и сведение её к процедуре: подал заявку - хорошо принял комиссию - получил аттестат аккредитации.

20 лет работы непосредственно с отечественными калибровочными лабораториями больших, средних и малых предприятий позволяет представить общий уровень развития калибровочной деятельности в стране, отношение к этой деятельности со стороны многих руководителей предприятий и сравнить существующий уровень с уровнем не столь многочисленных калибровочных лабораторий, с деятельностью которых мы знакомились за рубежом. Это наблюдение позволяет сделать вывод, что проблема, которой мы сталкиваемся в нашей стране, заключается не столько в аккредитации и статусе выдаваемого в результате нее документа, а в необходимости повышения общего уровня развития калибровочной деятельности. Только это, а не «бумага с печатью», может обеспечить признание результатов калибровочной деятельности как в стране, так и за рубежом. Именно эта цель и поставлена перед Российской системой калибровки.

Однако действующая в настоящий момент структура РСК, решая задачу совершенствования калибровочной деятельности в стране и достижения ее соответствия международным требованиям, не обеспечивает в полной мере признания этой деятельности на международном уровне. В действующей структуре РСК отсутствуют элементы, призванные решать конкретные научно-технические проблемы совершенствования калибровочной деятельности по видам измерений, такие как - разработка методик калибровки, оценка их пригодности, разработка методик оценки неопределенности измерений и др., т.е. функции, которые, например, в калибровочной службе ФРГ выполняет Физико-технический институт ФРГ -РТВ (г. Брауншвейг). Решение этих задач является одним условий обеспечения метрологической прослеживаемости результатов калибровки и признания их на международном уровне.

По нашему мнению, первым шагом на этом пути должно явиться создание в рамках РСК института Технических комитетов РСК, т.е. предусмотренная Российской системой калибровки форма сотрудничества государственных научных метрологических институтов Росстандарта, являющихся подписантами CIPM MRA о «Взаимном признании национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами». Т.е. деятельности, осуществляемой на добровольной основе в целях организации и проведения работ по совершенствованию калибровочной деятельности по виду измерений, закрепленному за Техническим комитетом РСК.

Членами ТК РСК могут быть ведущие специалисты и ученые заинтересованных организаций, организаций-заказчиков калибровочных работ, разработчиков, изготовителей средств измерений, лабораторий, проводящих испытания средств измерений с целью утверждения типа.

Основными функциями Технических комитетов РСК по видам измерений должны являться:

- организация разработки и разработка методик калибровки;

- разработка методов и методик расчета неопределенности измерений, производимых с помощью СИ, прошедших калибровку;

- разработка и утверждение иерархических схем передачи единиц величин по закрепленному за ТК РСК виду измерений;

- определение основных направлений в проведении исследований в области калибровки средств измерений (по видам измерений);

- проведение конференций и семинаров по вопросам калибровки средств измерений по закрепленному за ТК РСК виду измерений;

- углубленная подготовка персонала калибровочных лабораторий, выполняющего калибровку средств измерений в соответствии со специализацией ТК РСК;

- оказание научно-методической помощи и консультационных услуг членам РСК по вопросам калибровки средств измерений по закрепленному за ТК РСК виду измерений;

- разработка проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность РСК в рамках вида измерений, закрепленного за ТК РСК;

- и, наконец, передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин с гарантией международного признания выдаваемых ими сертификатов калибровки.


Институт Технических комитетов РСК должен стать научной основой развития деятельности РСК и обеспечивать признание этой деятельности международными метрологическими организациями.

Согласованным решением Совета директоров метрологических научно-исследовательских институтов и метрологических научных центров Росстандарта от 20 февраля 2013 г., утвержденным заместителем руководителя Росстандарта Ф. В. Булыгиным, предусмотрено, что функции главного управляющего органа РСК возлагаются на Совет РСК, образованный из представителей Росстандарта и директоров государственных научных метрологических институтов.

Совет РСК утверждает перечень Технических комитетов.

Основные функции Совета РСК:

- стратегическое управление деятельностью РСК;

- формирование предложений по основным принципам и правилам функционирования РСК;
- разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности РСК;

- рассмотрение проектов нормативных актов в области калибровки, утверждение или внесение изменений и дополнений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;

- определение основных направлений в проведении исследований по вопросам калибровки;

- рассмотрение и определение направлений международного сотрудничества по вопросам калибровки.


Одна из задач, стоящих перед РСК, учитывая масштабы страны и разнообразие калибровочных работ, - это использование всех имеющихся ресурсов для наиболее полной реализации целей, стоящих перед РСК как в территориальном, так и в отраслевом плане. Решение этой задачи возможно только путем создания института уполномоченных экспертных организаций, назначаемых из числа государственных региональных центров мерологии и отраслевых центров стандартизации и метрологии, при условии их соответствия определенным, установленным РСК требованиям.

На уполномоченные экспертные организации РСК (УЭО РСК) следует возложить следующие основные функции:

- оказание научно-методической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части организации и выполнения ими калибровочных работ;

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Волченко Е.Е., Генкина Р.И., Исаева А.В., "Калибровка и аккредитация: хроника развития взаимосвязей. Часть 3"