Поиск по сайту:
Главная страница » Сертификация » Международная » Система МЭК

Международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники (ИЭТ)

ООО Метрологический консалтинг. Аккредитация на право поверки средств измерений.



Целью создания Системы сертификации ИЭТ является содействие международной торговле изделиями электронной техники посредством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были одинаково приемлемы во всех странах-участницах системы без проведения повторных испытаний.

Общее руководство Системой возложено на Руководящий комитет по сертификации, подотчетный Совету МЭК; в его состав входят делегации стран-участниц.

В Системе может участвовать любая страна-член МЭК при выполнении ряда условий: наличие национальной организации по стандартизации и сертификации; согласие выполнять все правила Системы и издание соответствующих национальных документов; признание сертификатов и протоколов испытаний изделий электронной техники, выпускаемых в других странах-участницах, если они соответствуют требованиям Системы; выполнение финансовых обязательств члена Системы.

Предусмотрено два вида участия страны в Системе МЭК: участие в Руководящем комитете по сертификации с правом голоса и консультативное членство в Координационном комитете по надзору; участие в Руководящем комитете с правом голоса и полноправное членство в Координационном комитете по надзору.

Официальными языками Системы являются английский, французский, русский.

Страны, заявляющие о проведении сертификации по Системе МЭК, согласно правилам Системы должны иметь национальную службу надзора, которая отвечает за соответствие порядка сертификации изделий электронной техники положениям Системы МЭК и правильность применения знака соответствия. Кроме того, в стране-заявителе должны действовать национальные службы поверки средств измерений, которыми пользуются испытательные лаборатории и национальный орган надзора.

По правилам Системы критериями опытности считаются аттестация хотя бы одного предприятия-изготовителя и сертификация не менее двух видов изделий электронной техники по установленным в Системе требованиям.

Инспекционная группа посещает испытательные лаборатории, лабораторию поверки средств измерений, знакомится с одной из технологических линий по производству ИЭТ, которые будут сертифицироваться по Системе МЭК, причем стандарт (или технические условия), по которому изготавливается изделие, должен быть представлен в инспекционную группу еще до ее визита. По итогам визита инспекционная группа в отчете председателю Координационного комитета по надзору излагает свое решение о принятии кандидата или отмечает недостатки с указанием срока для их устранения и письменного подтверждения этого. После такой процедуры дается рекомендация об утверждении кандидат. Страна-кандидат имеет право на несогласие с выводами инспекционной группы и представление в письменном виде своих возражений в Координационный комитет, за тем следует предусмотренная правилами Системы процедура.

Важными этапами сертификации изделий электронной техники по Системе МЭК являются: аттестация предприятия-изготовителя; аккредитация испытательных лабораторий; проверка соответствия применяемых нормативных документов и приемка типа.

Для проверки (аттестации) предприятия представителем национальной службы надзора должны быть представлены документация по контролю качества и испытаниям ИЭТ на предприятии, система обеспечения качества, перечень действующего испытательного и измерительного оборудования, документы о его поверке и др.

Обязательными условиями аккредитации испытательной лаборатории являются: наличие; опытного и компетентного персонала; надлежащего оборудования; актуализированных методик испытаний. Деятельность испытательной лаборатории должна быть независимой от изготовителя и потребителей ИЭТ.

При сертификации по Системе МЭК к нормативным документам предъявляются конкретные требования: Система базируется на стандартах МЭК; эти стандарты должны быть приняты в странах-участницах прямым или косвенным методом; содержание международного стандарта должно обязательно сохраняться, хотя допускается оформлять принятый документ по национальным правилам.



Совет решает вопросы, относящиеся к принципам проведения единой технической политики в области аккредитации; исследованиям по аккредитации; координации деятельности аккредитованных органов, экономическим аспектам аккредитации; международному сотрудничеству в области аккредитации; анализу итогов деятельности по аккредитации; ведению объединенного реестра аккредитованных объектов и экспертов по аккредитации.

Рабочие органы Совета — технический секретариат, рабочие группы (из числа членов Совета) и комиссия по апелляциям.

Аккредитующий орган проводит аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в законодательно регулируемой (обязательной) сфере. Аккредитацию в добровольной сфере имеет право осуществлять юридическое лицо, отвечающее требованиям к аккредитующим органам.

Госстандарт помимо выполнения им функций аккредитующего органа разрабатывает общие процедуры аккредитации, требования к аккредитующим органам, объектам аккредитации и экспертам, к документам по аккредитации и взаимодействует с международными, региональными и зарубежными организациями по аккредитации.

Основные функции аккредитующего органа связаны с реализацией единой политики по аккредитации в России. Важнейшей функцией аккредитующего органа является разработка правил по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных. Требования к аккредитующему органу регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95.

Технический центр выполняет работу, которую поручает ему аккредитующий орган. Это может быть: предварительное рассмотрение заявок на аккредитацию, проведение экспертизы документов, подготовка программ аттестации заявителей и инспекционного контроля аккредитованных организаций, рассмотрение результатов аттестации и инспекционного контроля и подготовка по ним проекта решения и др.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию, доаккредитацию, аккредитацию, на компетентность и аккредитацию с целью предоставления полномочий на право проведения работ по сертификации.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация — это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности. Программа и процедура доаккреди-тации определяются аккредитующим органом.

Аккредитация на компетентность, или универсальная аккредитация проводится аккредитующим органом, деятельность которого полностью соответствует международным требованиям, изложенным в Руководстве ИСО/МЭК 61. Предполагается, что аккредитация на компетентность обеспечит доверие к аккредитованному органу (или лаборатории) со стороны заявителей.

Аккредитация с целью предоставления полномочий на право проведения работ по сертификации в системе сертификации проводится организацией, получившей свои полномочия соответствующим законодательным актом. Предоставление полномочий необходимо для создания уверенности в том, что испытания, проводимые данной лабораторией, и решения, принимаемые органом по сертификации, достоверны, будут признаваемы заинтересованными сторонами и не вызовут сомнений по отношению к системе сертификации.


Добавить комментарий


Главная страница » Сертификация » Международная » Система МЭК