Поиск по сайту:
Главная страница » Метрология » Единство измерений » Ответственность

Ответственность за нарушение законодательства РФ об обеспечении единства измерений




 

Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей

 Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 24. Ответственность должностных лиц

 1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

 

 

Комментарий к статье 23 - Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей

 Комментируемая статья посвящена ответственности юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей, т.е. субъектов метрологической службы - лиц, организующих и (или) выполняющих работы по обеспечению единства измерений и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений (см. комментарий к ст. 2 Закона). Закон 1993 г. об обеспечении единства измерений также содержал отдельную статью (ст. 25), регламентирующую ответственность, но ответственность не только юридических и физических лиц, но и "государственных органов управления Российской Федерации".

В комментируемой статье говорится об ответственности: 1) за нарушения законодательства РФ об обеспечении единства измерений; 2) за необоснованное воспрепятствование осуществлению государственного метрологического надзора; 3) за неисполнение в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений. При этом в части установления ответственности за перечисленные нарушения данная статья отсылает к действующему законодательству РФ. Следует отметить, что это ставит под сомнение необходимость перечисления в комментируемой статье субъектов правонарушений и деяний (действий или бездействия), образующих объективную сторону правонарушений, поскольку составы правонарушений определяются нормами соответствующих отраслей законодательства, устанавливающими ответственность за совершение этих правонарушений (кстати говоря, в ст. 25 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений шла речь об ответственности в общем за нарушения данного Закона).

Традиционно выделяются такие виды юридической ответственности, как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Поскольку дисциплинарная ответственность - это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. ст. 22 и 192 ТрК РФ), останавливаться на рассмотрении данного вида ответственности представляется нецелесообразным, поскольку ее применение является вопросом взаимоотношений работодателя и работника. В этом отношении показательно то, что в ст. 25 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений прямо указано только на уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Непосредственно за нарушения, указанные в комментируемой статье, установлена лишь административная ответственность. В частности, в ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Согласно указанной норме (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ <1>) нарушение правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств измерений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5000 до 10000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.52 КоАП РФ рассматривают дела о таких административных правонарушениях органы стандартизации, метрологии и сертификации. В части 2 данной статьи предусмотрено, что рассматривать дела о таких административных правонарушениях от имени указанных органов вправе: 1) главный государственный инспектор РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместители; 2) главные государственные инспектора субъектов (регионов) РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, их заместители.

В силу положений ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о таких административных правонарушениях уполномочены должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции). В пункте 66 ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации уполномочены составлять также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" и 19.7 "Непредставление сведений (информации)" данного Кодекса. Это положение позволяет получить представление об административной ответственности за иные деяния, указанные в комментируемой статье. Как предусмотрено перечисленными нормами:

неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. (ч. 1 ст. 19.4);

невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10000 до 20000 руб. (ч. 1 ст. 19.5);

непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 19.6);

непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ <1>).

Дела о перечисленных административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают судьи. Перечень должностных лиц Ростехрегулирования и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержден Приказом Ростехрегулирования от 17 ноября 2004 г. N 246 <1>.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона), вопросы, связанные с обеспечением единства измерений, также регулируются Законом о техрегулировании. В частности, в п. 1 ст. 7 названного Закона предусмотрено, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие в том числе и единство измерений. С учетом этого уместно упомянуть, что в ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 данного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировке либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. Часть 2 ст. 19.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.6, ч. ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. ст. 20.4, 20.14 данного Кодекса, т.е. реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции, либо необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

УК РФ, в отличие от КоАП РФ, норм, прямо предусматривающих ответственность за деяния, указанные в комментируемой статье, не содержит. В то же время ст. 238 "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" УК РФ (название в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 157-ФЗ <1>) устанавливает уголовную ответственность за деяния, непосредственно связанные с нарушениями законодательства о техническом регулировании. В частности, за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно за неправомерное использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.

О гражданско-правовой ответственности за деяния, указанные в комментируемой статье, можно вести речь в случаях, когда в результате этих деяний личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица причинен вред. Гражданско-правовые обязательства вследствие причинения вреда регламентированы нормами гл. 59 части второй ГК РФ, в п. 1 ст. 1064 которой установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

О гражданско-правовой ответственности говорится и в п. 3 ст. 36 Закона о техрегулировании (в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ): в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, наряду с ГК РФ также дополнительно регулируется положениями ст. ст. 77 и 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <1>. Возмещение вреда потребителям, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг регламентировано нормами как ГК РФ, так и ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <2>.

  

Комментарий к статье 24 - Ответственность должностных лиц

 1. Часть 1 комментируемой статьи, регламентируя ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций, указывает лишь то, что такие должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства РФ об обеспечении единства измерений в соответствии с законодательством РФ.

В зависимости от вида совершенного противоправного деяния (действий или бездействия) указанные должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности (установленной УК РФ), административной ответственности (установленной КоАП РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях) или дисциплинарной ответственности (установленной Трудовым кодексом РФ, для государственных гражданских служащих - Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>, для отдельных категорий работников - уставами и положениями о дисциплине, установленными федеральными законами).

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Метрология » Единство измерений » Ответственность