Поиск по сайту:
Главная страница » Метрология » Метрологическая экспертиза » МЭ проектов ГОСТ

Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов




Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов проводят с целью обеспечения единства измерений, а также технически и экономически обоснованного метрологического обеспечения стандартизуемых объектов.

Метрологической экспертизе подлежат проекты государственных стандартов на продукцию и услуги, на работы(процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты государственных стандартов, в которых регламентированы:
− требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля;
− требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
− методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
− данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
− применение стандартных образцов веществ и материалов;
− методики поверки (калибровки) средств измерений.


Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов проводят технические комитеты (МТК и ТК) и их подкомитеты (МПК и ПК), организующие разработку стандартов, рассматривающие и направляющие проект стандарта для принятия в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
Предпочтительной является метрологическая экспертиза первой редакции проекта стандарта. При необходимости на метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции.
Метрологическую экспертизу проектов стандартов, регламентирующих методики выполнения измерений, которые применяют в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, осуществляют  государственные научные метрологические центры.
Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами Госстандарта России, на метрологическую экспертизу не направляются.Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также научно-исследовательские организации, выполняющие разработку средств измерений, методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому обеспечению.
Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеука занных организаций.
При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов проверяют их соответствие требованиям ГСИ и других государственных стандартов, в которых изложены метрологические требования.

В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и определяют:
− рациональность номенклатуры измеряемых параметров;
− оптимальность требований к погрешности измерений;
− полноту и правильность требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
− соответствие погрешности измерений заданным требованиям;
− контролепригодность изделия (измерительной системы);
− возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
− рациональность выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
− соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;
− правильность использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.

1 Анализ и определение рациональности номенклатуры измеряемых параметров.

Рациональность номенклатуры измеряемых параметров определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:

  • для деталей, узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и функциональную взаимозаменяемость;
  • для готовой продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества продукции;
  • для технологического оборудования, систем контроля и управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности;
  • контроль безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности.

При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, следует иметь в виду следующее:
− часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому необходимо рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам;− значения параметров в технологическом процессе связаны между собой, и эти связи используют для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для
наиболее важных параметров − для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;
− необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.

При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, определяют четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.

2 Определение оптимальности требований к погрешности измерений.


Оптимальной считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.
В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.
Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей зависимостью:

метрологическая экспертиза

где dopt - предел оптимальной относительной погрешности измерений;

d- предел относительной погрешности измерений, для которого известны потери П и расходы на измерения Р.

Так как обычно потери П и расходы Р могут быть определены приближенно, то точное значение Dопт найти практически невозможно. Поэтому погрешность считают практически близкой к оптимальной, если выполняется следующее условие:

оптимальная погрешность

где опт D' − приближенное значение предела оптимальной относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным значениям потерь П' и расходов Р' (в расходы на измерения включают и затраты на метрологическое обслуживание средств измерений).
Если погрешность измерений может привести к значительным потерям, при экспертизе пользуются методикой «МИ 2179-91 Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Оптимизация точности измерений по экономическому критерию».
Если погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2−0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного допуска − размера поля допуска) на измеряемый параметр, а для параметров, не относящихся к наиболее важным, это соотношение может быть увеличено до 0,5.

3 Определение полноты и правильности требований к погрешности средств измерений.

При использовании косвенных методов измерений погрешность средств измерений составляет часть погрешности измерений. В таких случаях необходимы сведения о методической составляющей погрешности измерений для правильного оценивания требования к погрешностисредств измерений. Типичные источники методических погрешностей приведены в «МИ 1967-89 Государственная система обеспечения единства измерений. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения».
При измерениях средних значений необходимо учесть, что погрешность средних значений по n точкам измерений практически в n раз меньше погрешности измерений (средства измерений) в одной точке, а при многократных измерениях в одной точке погрешность среднего значения за некоторый интервал времени меньше погрешности однократного измерения за счет фильтрации высокочастотных случайных составляющих погрешности.
Пределы допускаемых значений погрешности средства измерений, если они регламентированы в проекте государственного стандарта, следует указывать для условий эксплуатации средства измерений (рабочий диапазон измеряемой величины, пределы возможных значений внешних влияющих величин и другие характеристики, от которых может зависеть погрешность измерений).

4 Определение соответствия погрешности измерений заданным требованиям.


Если погрешность измерений указана в проекте государственного стандарта или известна из другого документа, то она сравнивается с заданными требованиями к погрешности измерений. Если такие требования отсутствуют, границы погрешности сравнивают с допуском на измеряемый параметр
Если погрешность измерений не указана в проекте государственного стандарта или в другом документе, то эксперт должен, хотя бы приближенно, оценить расчетным способом границы этой погрешности. Методические рекомендации по оцениванию погрешности измерений приведены в МИ 2232-92 Государственная система обеспеченияединства измерений. Оценивание погрешности измерений при ограниченной исходной информации».
Если имеют место прямые измерения (методические составляющие и погрешности, вносимые оператором, пренебрежимы) и имеется достаточная исходная информация, то для оценивания погрешности измерений используют методы по РД 50-453-84 «Методические указания. Характеристики погрешности средств измерений в реальных условиях эксплуатации. Методы расчета».

5 Определение контролепригодности изделия (измерительных систем).

Под контролепригодностью изделия (измерительной системы) понимают возможность контроля его параметров в процессе монтажа, наладки, испытаний, эксплуатации (обслуживания) и ремонта.
Основное внимание уделяют практическим возможностям по осуществлению измерительного контроля параметров, определяющих работоспособность изделия в процессе монтажа, наладки, испытаний, эксплуатации (обслуживания) и ремонта.
При экспертизе проектов государственных стандартов на измерительные системы оценивают наличие и характеристики устройств и подсистем самоконтроля и диагностики.

6 Определение возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта).


При этом руководствуются методами и средствами поверки, регламентированными в документах ГСИ.
Для измерительных систем и сложных технических систем должны быть указаны требования и (или) методы диагностики неисправностей или контроля работоспособности в процессе эксплуатации.Методы контроля метрологической исправности средств измерений, не доступных в условиях эксплуатации, приведены в МИ 2233-92 «Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Общие положения».

7 Определение рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.


При этом проверяют:
− использование средств измерений утвержденных типов, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
− возможность использования средств измерений в заданных условиях;
− трудоемкость и стоимость измерительных операций и метрологического обслуживания средств измерений;
− целесообразность использования статистических методов контроля;
− удовлетворение требований техники безопасности и экологической безопасности.

При анализе рациональности выбранных средств измерений целесообразно использовать нормативные документы по выбору средств измерений для конкретных задач, например РД 50-98-86 «Методические указания. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-81)».

8 Определение рациональности указанных в проекте стандарта методик выполнения измерений.


При этом предпочтение должно быть отдано стандартизованным методикам. Методики выполнения измерений,используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны быть аттестованы.
Полноту изложенных методик выполнения измерений оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.

9 Анализ методов контроля погрешности результатов количественного химического анализа.


При анализе методов контроля погрешности результатов количественного химического анализа целесообразно использовать рекомендации «МИ 2335-95 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль качества результатов КХА».

10 Определение соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче.


При этом необходимо оценить, насколько алгоритм вычислений соответствует функции, связывающей измеряемую величину с результатами прямых измерений (со значениями величин на входах средств измерений).

11 Контроль правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.


Метрологические термины должны соответствовать ГОСТ 16263.
Единицы измеряемых величин должны соответствовать ГОСТ 8.417.


Добавить комментарий


Главная страница » Метрология » Метрологическая экспертиза » МЭ проектов ГОСТ