Поиск по сайту:
Главная страница » Лицензирование » Полномочия правительства

Определение полномочий Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования




В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

  • утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
  • устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.



    Комментарий



    1. Законодателем в комментируемой статье Правительству Российской Федерации отводится важная роль в механизме лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, наделенным широким кругом полномочий в различных сферах жизнедеятельности нашего государства.

    Так, Правительство РФ в пределах своих полномочий:

    - организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

    - осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

    - обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

    - формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

    - реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

    В сфере экономики Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, определенных Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, среди которых:

    - обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

    - принятие мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

    В рамках названных полномочий, а также в соответствии с основными направлениями внутренней политики государства, определяемой Президентом Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, определены три основных полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования.

    2. Прежде всего к этим полномочиям относится утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Законодательная и правоприменительная практика в сфере лицензирования уже сталкивалась с проблемой, когда положения о лицензировании разрабатывались и утверждались различными ведомствами, в т.ч. и органами исполнительной власти, и органами местного самоуправления, что порождало чиновничий произвол, правовой хаос в механизме лицензирования и практически тотальное лицензирование всех видов деятельности. В связи с этим представляется верным и обоснованным решение законодателя строго закрепить указанное полномочие за Правительством РФ как высшим исполнительным органом власти нашего государства.

    При этом следует обратить внимание, что законодатель в комментируемой статье говорит именно об утверждении положений, а их разработкой занимаются подчиненные ему федеральные министерства, в полномочия которых входит принятие участия в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ и обеспечение их исполнения. Так, например, разработкой проекта положения о лицензировании фармацевтической деятельности, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, занимается Министерство здравоохранения и социального развития.

    Поскольку Правительство РФ возглавляет и руководит централизованной системой органов исполнительной власти в лице федеральных министерств, служб и агентств, то совершенно естественно наделение Правительства РФ таким полномочием, как определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. В настоящее время Постановлением Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" определено 23 ведомственных органа, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. К примеру, лицензирование негосударственной (частной) охранной деятельности осуществляется МВД России, а лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - Федеральной миграционной службой.

    В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В свете этого еще одним важным полномочием, возлагаемым на Правительство РФ, является установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", на сегодняшний день органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлены полномочия в области лицензирования по семи видам деятельности:

    - заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

    - заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

    - медицинская деятельность, осуществляемая организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

    - фармацевтическая деятельность, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных;

    - деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения;

    - деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения;

    - деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения.

    Данные положения можно проиллюстрировать примером из практики. Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 55-Г02-13 рассмотрено заявление о признании частично противоречащим федеральному закону постановления правительства Республики Хакасия о деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов. В результате рассмотрения материалов дела Верховный Суд РФ пришел к выводу, что данное заявление удовлетворено правомерно, поскольку утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется исполнительными органами власти субъекта РФ, должно Правительство РФ.

    3. В комментируемой статье законодателем сделан акцент на участии Президента Российской Федерации в процессе лицензирования путем определения основных направлений внутренней политики государства, которыми должно руководствоваться Правительство РФ при осуществлении полномочий в сфере лицензирования. Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как правило, основные направления внутренней политики нашего государства определяются Президентом РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию, которые являются "документами, обязательными для исполнительной власти и задающими ориентиры для деятельности иных ветвей власти". Так, в своем Послании "Не будет ни революций, ни контрреволюций" в апреле 2001 года Президент РФ, обозначив основные направления внутренней политики государства, отметил необходимость дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий путем сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, поскольку даже в уменьшенном виде этот перечень еще очень и очень велик. В Послании 2007 года в рамках государственной политики в сфере природопользования Президент РФ сделал акцент на ужесточении лицензионных требований к недропользователям.

    Основные направления внутренней политики государства, определенные Президентом РФ, закрепляются также и в утверждаемых им концепциях и доктринах, например, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, или Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1008 (в ред. от 16.10.2000), и др.

    4. Следует отметить, что перечисленные в комментируемой статье полномочия Правительства РФ оформляются в виде постановлений Правительства, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ имеют нормативный характер. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. В настоящее время среди нормативно-правовых актов Правительства РФ в сфере лицензирования определяющее значение имеет Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45, которым утверждены перечни федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

    Таким образом, Правительство Российской Федерации является ведущим государственным органом, обеспечивающим правовое регулирование общественных отношений в сфере лицензирования, наделенным важными полномочиями, позволяющими управлять всем механизмом лицензирования конкретных видов деятельности в целях обеспечения единства экономического пространства Российской Федерации, свободы экономической деятельности, защиты интересов хозяйствующих субъектов.

Добавить комментарий


Главная страница » Лицензирование » Полномочия правительства