Поиск по сайту:
Главная страница » Лицензирование » Ответственность

Ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности




(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

 

1. Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

 

Комментарий

 

1. Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 02.07.2005 N 80-ФЗ (с изменениями от 29.12.2006) комментируемый Закон был дополнен рассматриваемой статьей об ответственности должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности. Таким образом, положения комментируемой статьи являются новеллой в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности, отражающей основные направления политики государства в сфере лицензирования, выражающиеся в дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий.

Юридическая ответственность представляет собой возникающее из правонарушений правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований, содержащихся в нормах права <67>. В комментируемой статье рассматривается ответственность должностных лиц лицензирующих органов за нарушение ими нормативных предписаний, но не в целом, а только в связи исполнением ими своих обязанностей по лицензированию конкретных видов деятельности.

Учитывая, что реализация полномочий органа власти осуществляется путем совершения действий в рамках указанных полномочий должностными лицами органа государства, то комментируемой статьей установлен специальный субъект правонарушений - должностное лицо. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Подобное определение должностного лица дано и в примечании к ст. 285 УК РФ. В связи с тем что лицензирование осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, то должностные лица лицензирующих органов имеют статус государственных служащих. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 01.12.2007), федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, к должностным лицам лицензирующих органов, являющихся государственными служащими, помимо общих оснований привлечения к ответственности, применяются и специальные нормы об ответственности государственных служащих.

Законодатель в комментируемой статье отмечает, что ответственность должностных лиц лицензирующих органов наступает в связи ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей, связанных с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно ст. 6 комментируемого Закона, лицензирующие органы осуществляют полномочия по предоставлению лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлению и возобновлению действия лицензии, ее аннулирования, по ведению реестров лицензий и осуществлению лицензионного контроля. В рамках каждого из этих полномочий должностные лица лицензирующих органов совершают ряд юридически значимых действий, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан и юридических лиц. В связи с чем неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных действий, так же как и совершение противоправных действий, является основанием для привлечения должностного лица к ответственности.

Таким образом, за любое неправомерное действие (бездействие) должностное лицо лицензирующего органа может быть привлечено к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, степени вины должностного лица, обстоятельства, при которых совершено правонарушение.

2. Учитывая особый статус должностных лиц лицензирующих органов, к ним, как государственным служащим, могут быть применены меры дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2008). За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, вплоть до увольнения с гражданской службы (ст. 57). До применения дисциплинарного взыскания от гражданского служащего затребуется объяснение в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. По результатам проверки составляется письменное заключение, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, и предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

ГК РФ также предусматривает возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности, однако не должностных лиц, а непосредственно сам государственный орган. Так, согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом следует обратить внимание на следующий момент, отраженный в судебной практике.

В отношении должностного лица, допустившего правонарушение, в результате которого были нарушены права лиц в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, указанные лица вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

3. Кроме того, ст. 13.11 КоАП предусмотрена возможность привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Объективной стороной данного правонарушения является противоправное действие - нарушение порядка по сбору, хранению, использованию и распространению информации. Объектом данного правонарушения являются персональные данные о гражданах. Субъективная сторона правонарушения выражается в прямом или косвенном умысле. Субъект - специальный: должностное лицо, имеющее доступ к указанному виду информации. В качестве наказания за данное правонарушение может применяться либо предупреждение, либо штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

В ходе осуществления своих полномочий государственные органы, осуществляющие контрольные функции государства, в частности, к ним относятся и лицензирующие органы, и налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, в определенном законодательством порядке обмениваются соответствующей информацией. В связи с чем непредоставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ. В данном случае объектом правонарушения являются сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, например сведения о возобновлении действия лицензии. Объективная сторона выражается в непредоставлении указанных сведений, т.е. отказе, а также предоставление таких сведений, но либо в неполном объеме, либо в искаженном виде, т.е. частично не соответствующих действительности. Субъективная сторона также заключается в прямом или косвенном умысле. Субъект здесь специальный: перечень должностных лиц государственных органов, обладающих данной информацией, и среди них - должностное лицо органа, осуществляющего выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой.

4. Наиболее строгим видом ответственности является уголовная ответственность, поскольку она наступает за совершение преступления. В УК РФ имеется специальная статья 169, предусматривающая уголовную ответственность должностного лица за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Объектом данного преступления выступает предпринимательская и иная деятельность, т.е. деятельность, не связанная с систематическим получением прибыли. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, выражается в неправомерном отказе, в частности, в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконном ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Лицензирующий орган наделен полномочиями по предоставлению лицензий, в определенных законом случаях, при наличии соответствующих оснований, в предоставлении лицензии может быть отказано. Однако если такие основания отсутствуют и соискателем лицензии соблюдены все требования комментируемого Закона и положения о лицензировании конкретных видов деятельности, то лицензирующий орган обязан предоставить лицензию. Объективная сторона данного преступления может выражаться и в бездействии должностных лиц лицензирующих органов, т.е. неисполнении возложенной на них законом обязанности по предоставлению лицензии. Ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, равно как и незаконное ограничение их самостоятельности или вмешательства в их деятельность, предполагает совершение должностным лицом, вопреки закону, действий по ущемлению, навязывания совершения каких-либо действий предпринимателей вопреки их интересам и т.п. Часть I указанной статьи УК РФ имеет усеченный состав, для привлечения к ответственности по ней не требуется наступления общественно опасных последствий. Часть II предполагает привлечение к ответственности должностных лиц за совершение вышеперечисленных действий в случае причинения крупного вреда, под которым понимается, согласно примечанию к данной статье, ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, включает совершение указанных действий, в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, характеризуется прямым или косвенным умыслом, а ч. 2 может быть выражена как прямым или косвенным умыслом, когда противоправное деяние совершается вопреки вступившему в законную силу судебному решению, а может быть совершено по неосторожности или небрежности, в результате чего был причинен крупный вред. В качестве субъекта выступает должностное лицо, при этом обязательным условием квалификации по данной статье УК является совершение указанных действий с использованием своего служебного положения. Использование своего служебного положения предполагает, что должностное лицо, являясь представителем органа власти, при совершении противоправного деяния воспользовалось своим статусом вопреки интересам и задачам государственного органа. За совершение указанных преступлений уголовное законодательство, наряду со штрафом, обязательными работами, арестом и лишением свободы, предусматривает и особый вид наказания, применяемый к должностным лицам, - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В рамках УК РФ к должностным лицам лицензирующих органов могут быть применены и другие статьи, например ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 292 "Служебный подлог". Однако эти статьи не являются специальными для должностных лиц лицензирующих органов. Они в равной степени могут применяться и к иным должностным лицам различных органов власти.

5. Положения п. 2 комментируемой статьи содержат обязанность, возлагаемую на лицензирующий орган, сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, чьи права и законные интересы были нарушены должностным лицом, о соответствующих мерах, примененных к нарушителю. Срок исполнения такого обязательства - тридцать календарных дней. Данное законодательное положение находит отражение и в подзаконных нормативных актах лицензирующих органов. Так, согласно п. 4.9 Административного регламента, утвержденного Приказом Росгидромета от 12.03.2008 N 94, Росгидромет в течение тридцати дней обязан сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц. Как правило, об указанных мерах сообщается в письменной форме либо устно при личном обращении в лицензирующий орган лиц и организаций, чьи права нарушены соответствующим должностным лицом.

Данная обязанность, являясь отражением принципа гласности и открытости всего механизма лицензирования, является гарантией восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, неотвратимости ответственности за допущенные правонарушения.


Добавить комментарий


Главная страница » Лицензирование » Ответственность