Поиск по сайту:
Главная страница » Лицензирование » Финансирование

Финансирование лицензирования




Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

 

Комментарий

 

Норма, закрепленная в комментируемой статье, как и предыдущая статья, носит бланкетный характер, отсылая правоприменителя к бюджетному законодательству Российской Федерации. Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, формируется за счет доходов и расходов бюджета (выплачиваемых денежных средств). В целях распределения доходов и расходов по соответствующим направлениям применяется бюджетная классификация Российской Федерации, представляющая собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В состав бюджетной классификации включены функциональная и экономическая классификации расходов бюджетов. Функциональная классификации расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию и подразделяет расходы на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В рамках данных классификаций на практике применяется несколько схем финансирования. Первая схема предназначена для финансирования органа, основная деятельность которого заключается в осуществлении лицензирования. В данном случае выделение финансовых средств на содержание конкретного лицензирующего органа предусматривается в законе о бюджете на соответствующий год.

Вторая схема обычно применяется в том случае, когда лицензирование конкретного вида деятельности является лишь одной из функций лицензирующего органа. Ее смысл заключается в том, что финансирование лицензирования осуществляется за счет средств, предусмотренных на содержание центрального аппарата.

Вопрос о том, по какой схеме происходит финансирование лицензирования, решается исходя из трактовки словосочетания "финансирование лицензирования". Термин "финансирование" предполагает расходование бюджетных средств на те или иные цели, в частности финансирование лицензирования должно предполагать расходование бюджетных средств на мероприятия по лицензированию отдельных видов деятельности, включая полномочия лицензирующих органов на предоставление лицензии, выдачу документа, подтверждающего наличие лицензии, его переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии, аннулирования лицензии, осуществления полномочий по лицензионному контролю и ведению реестров лицензий. Таким образом, исходя из буквального толкования указанного словосочетания следует, что денежные средства из бюджета должны выделяться непосредственно на осуществление указанной государственной функции по лицензированию отдельных видов деятельности, т.е. должна применяться первая схема финансирования, определяемая функциональной классификацией расходов бюджета. Так, например, Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на 2009 - 2010 гг. в размере 1193930,9 руб. (569774,0 на 2009 г. и 624165,9 на 2010 г.). Однако нормы комментируемого Закона не распространяются на указанный вид деятельности.

В комментируемой статье закреплено, что финансирование лицензирования осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджетов на содержание лицензирующих органов, т.е. в данном случае применима вторая схема финансирования. Исходя из этого следует отметить не совсем удачную формулировку названия комментируемой статьи, поскольку исходя из ее смысла осуществляется финансирование не лицензирования, а лицензирующих органов. В связи с чем логичнее было бы назвать данную статью, к примеру, "Финансирование полномочий по лицензированию".

Итак, механизм лицензирования обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из бюджета соответствующим лицензирующим органам. Учитывая, что бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а лицензирующими органами в своем большинстве, согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 N 45, являются федеральные органы власти, то источником их финансирования, соответственно, будет федеральный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Так, финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляющей лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, производству медицинской техники, техническому обслуживанию медицинской техники и т.п., осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (п. 10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 (в ред. от 10.03.2007)). Лицензирующие органы субъектов РФ, соответственно, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


Добавить комментарий


Главная страница » Лицензирование » Финансирование