Поиск по сайту:
Главная страница » История метрологии » Международная организация законодательной метрологии. История сиздания, основные задачи, действующие органы*

Международная организация законодательной метрологии. История сиздания, основные задачи, действующие органы*




Виды публикаций МОЗМ

Результаты деятельности Международной организации законодательной метрологии нашли отражение в семи категориях публикаций: R - Рекомендации, D - Документы, В - Базовые публикации, G - Руководства, V - словари, Е - Отчеты экспертов и S - Отчеты по семинарам.

Из числа публикаций МОЗМ наиболее широко представлены её рекомендации (R), которые устанавливают типовые правила, регламентирующие метрологические характеристики конкретных групп средств измерений и методы, а также оборудование для проверки их соответствия. МОЗМ декларирует, что ее членам следует обеспечивать по возможности внедрение этих рекомендаций в своих странах.

Документы (D) по своей сути являются информационными и предназначены для улучшения и гармонизации работы метрологических служб.

В настоящее время осуществляется пересмотр двух документов МОЗМ - D 1 «Рекомендации для Закона по метрологии» и D1 6 «Принципы метрологического контроля». Содержание обновленных и действующих документов МОЗМ надлежит использовать при планируемом изменении Федерального закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Кроме того, особое внимание должно быть уделено внедрению принятых в последнее время документов МОЗМ, таких как D 27 «Первичная поверка средств измерений с использованием системы менеджмента качества производителя» (в нашей стране практически отсутствуют результаты проработки этого вопроса), D 30 «Руководство по применению ИСО/МЭК 17025 для оценки испытательных лабораторий в сфере законодательной метрологии» (данный международный стандарт практически не внедряется в государственных региональных центрах метрологии - ЦСМ, хотя метрологическими институтами Росстандарта в этой сфере накоплен большой опыт) и D 31 «Общие требования к программному обеспечению средств измерений» (сейчас вопрос оценки программного обеспечения в центре внимания Росстандарта при принятии решений об утверждении типа средств измерений).

Базовые публикации (В) определяют правила работы органов и структур МОЗМ. В их число входят Межправительственная конвенция МОЗМ и организационные документы, касающиеся Системы сертификатов МОЗМ для средств измерений, условий членства в МОЗМ, выборов Президента и вице-президентов организации и назначения директора и помощника директора МБЗМ, порядка финансирования и разработки, утверждения, издания и перевода документов и рекомендаций МОЗМ, взаимодействия с другими международными организациями (всего 17 документов).

В настоящее время завершается пересмотр публикаций МОЗМ В 3 «Система сертификатов МОЗМ для средств измерений» и В10 «Соглашение о взаимном признании по утверждению типа в МОЗМ», в процессе которого специалисты Росстандарта принимают активное участие. Эти публикации имеют важное значение для нашей страны, так как получение российскими производителями сертификатов МОЗМ повышают конкурентоспособность их продукции и способствуют расширению экспорта нашей измерительной техники, а возможность выдачи иностранным производителям таких сертификатов российскими метрологическими институтами расширяют сферу оказываемых ими услуг. Поэтому вносимые в эти публикации изменения должны учитывать национальные интересы нашей страны и возможности отечественных производителей средств измерений и ИМИ России, задействованных в Системе сертификатов МОЗМ. В России выдача сертификатов на соответствие рекомендациям МОЗМ осуществляется с 1998 г. За это время по результатам проведенных испытаний были выданы сертификаты МОЗМ 33 российским и 40 иностранным заявителям (больше всего на соответствие рекомендациям R 117 на газовые хроматографы - 31 сертификат и R 76 на весы неавтоматического действия - 24 сертификата).

В качестве существенного недостатка публикаций МОЗМ следует отметить неоднозначность используемых терминов. Об этом свидетельствует Руководство МОЗМ G 18 «Алфавитный список терминов, определенных в рекомендациях и документах МОЗМ». Из него следует, что один и тот же термин определяется с существенными отличиями. Например, термин «калибровка» имеет 6 разных определений, а «показывающий прибор» - 10. В какой-то мере это объясняется несвоевременным пересмотром публикаций МОЗМ. Но очевидно, что основная причина - недостаточная оперативность внедрения международных словарей по метрологии как на международном, так и на национальном уровне.

В России, к сожалению, определения многих метрологических терминов существенно отличаются от принятых в мире, начиная с Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и других нормативных актов и кончая методическими документами. Даже наименования некоторых публикаций МОЗМ переводятся неправильно. Например, «иерархические схемы», обеспечивающие передачу размера единиц посредством как поверки, так и калибровки, переводят как «поверочные схемы», «межкалибровочные интервалы» - как «межповерочные» и т. п. Разработчики нормативных документов не уделяют должного внимания использованию изданных в России международных словарей в своей работе [3].

Документы по законодательной метрологии имеются во всех странах, и одна из задач МОЗМ заключается в гармонизации требований для целей взаимного признания результатов испытаний, независимых от стран-изготовителей.

Законодательная метрология формиру-ет требования, касающиеся применения единиц измерений, результатов измерения (например указанных на фасованных товарах), средств измерений, требований по метрологическому контролю и надзору за средствами измерений, а также по организации правового регулирования, осуществляемого правительством или от его имени соответствующими государственными органами.

Практически во всех странах вопросы обеспечения измерений регулируются соответствующими статьями в конституциях государств и/или законодательными актами.

В СССР в 1983 г. было принято Постановление Совета Министров СССР  «Об обеспечении единства измерений в стране», чему предшествовало принятие ГОСТ 8.417-81 «ГСИ. Единицы физических величин», а также создание практически в течение 25 лет Государственной системы обеспечения единства измерений. В1993 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «Об обеспечении единства измерений», основанный на документе МОЗМ D 1 «Закон о метрологии». В п. «р» ст. 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено федеральное ведение эталонов, стандартов, метрической системы и исчисления времени.

Принятая Международная система единиц (СИ), объединившая государства-члены, стимулировала создание в наиболее развитых в торговом и промышленном отношении странах собственных эталонных лабораторий: в России в 1893 г. на базе существовавшего с 1842 г. Депо образцовых мер и весов была образована Главная палата мер и весов во главе с Д. И. Менделеевым, подчинявшаяся Министерству финансов; в Германии в 1887 г. был создан РТВ - Физико-технический федеральный институт с отделениями в Брауншвейге и Берлине, ныне подчиненный Министерству экономики и занятости; в Великобритании в 1900 г. -NPL --Национальная физическая лаборатория; в США в 1901 г. - NBS - Национальное бюро эталонов, ныне NIST - Национальный институт стандартов и технологий с двумя отделениями - Гейтерсберг (штат Мериленд) и Боулдер (штат Колорадо), подчиненный Министерству торговли; в Японии в 1903 г. была создана NRLM -Национальная исследовательская лаборатория по метрологии. Вскоре этому примеру последовали и другие страны. Со временем институты (лаборатории) на международном уровне стали называться NMI - Национальные метрологические институты (ИМИ), они отвечают в своих странах за базу национальных эталонов, а во многих случаях - за руководство национальной системой измерений, включающей метрологов, приборостроителей и пользователей средств измерений, калибровочные и измерительные лаборатории, органы по сертификации и аккредитации в областях метрологической деятельности.

Особое положение занимает законодательная метрология как сугубо государственное дело. Как правило, во многих странах функции государственного органа по мерам и весам и государственного органа по законодательной метрологии поручены разным организациям. Однако государства с федеральной структурой сосредотачивают работы по обеспечению единства измерений в одном институте (Германия, США, Швейцария и ряд других).


Добавить комментарий


Главная страница » История метрологии » Международная организация законодательной метрологии. История сиздания, основные задачи, действующие органы*