Поиск по сайту:
Главная страница » История метрологии » Атане Бернард (Bernard Athane), "История Международной организации законодательной метрологии и роль России в ее развитии"

История Международной организации законодательной метрологии и роль России в ее развитии




Из сборника «Современные проблемы метрологии» Вып. 2, под общей редакцией д.т.н., проф. С.А. Кононогова; составители: Комиссарове.В., КиселеваТ.А., Битюкова Г.В., Жданкин С.С., Седова Н.И., Кострякова Е. М.; ответственный редактор д.т.н., проф. Л. К. Исаев - М.: ФГУП «ВНИИМС». 2012. Окончание, начало в №№3 и 4.

 

1. Период становления (до 1956 г.)

Несмотря на то, что Международная Организация Законодательной Метрологии (МОЗМ) сравнительно молода, вопрос о ее учреждении фактически начал обсуждаться на заре XX века.

После подписания в 1875 году Метрической Конвенции участники учредительной конференции выражали мнение национальных служб мер и весов, которые фактически были органами законодательной метрологии, так как в то время еще не существовало национальных институтов измерений. Мнение этих участников сводилось к тому, что гармонизация национальных эталонов килограмма и метра достаточна для устранения торговых барьеров, возникающих как следствие расхождений в результатах измерений, однако довольно скоро была осознана ее недостаточность. Расхождения в результатах измерений существуют не только когда различаются первичные эталоны, но и также когда различаются схемы передачи размера от первичных эталонов к средствам измерений (привязки к эталонам) или когда не гармонизированы требования к точности средств измерений и к процедурам поверки. Именно поэтому на нескольких Генеральных конференциях по мерам и весам (ГКМВ), проходивших в первые десятилетия XX века, обсуждалась возможность расширения
ответственности Международного Бюро Мер и Весов (МБМВ) и за вопросы практической и законодательной метрологии, главным образом за калибровку и поверку средств измерений.

В соответствии с решениями, принятыми ГКМВ и МКМВ (Международным Комитетом Мер и Весов) в 1933 г. и в 1935 г., под эгидой французского правительства в июле 1937 г. состоялась первая Международная конференция по практической метрологии, приуроченная к открытию Парижской выставки. В задачи этой конференции входило учреждение постоянно действующего Международного Консультативного Комитета по Практической Метрологии как совещательного органа при ГКМВ. Присутствовали представители сорока стран (СССР был представлен г-ном Шателеном из Электротехнического института в Сосновке, вблизи Ленинграда). Очень быстро было решено, что предметом обсуждения на конференции должна быть «законодательная метрология», и главный результат трехдневного обсуждения состоял в создании Временного Комитета по Законодательной Метрологии, с целью подготовки учреждения постоянно действующего международного органа по законодательной метрологии. Временный комитет (членом которого был г-н Залуцкий из Института метрологии СССР) должен был собраться в Берлине в 1938 г. Однако по причинам, связанным с международной обстановкой в то время, первое заседание оказалось возможным провести только в 1950 г. в Париже, чтобы начать разработку основных положений Конвенции, учреждающей Международную Организацию Законодательной Метрологии. Хотя с 1945 г. СССР намеревался принять участие в заседании Временного комитета, он не участвовал в этом первом заседании. Затем в течение двух лет Временный комитет осуществлял свою деятельность путем переписки (в т. ч. с представителем СССР г-ном Кузнецовым, председателем Комитета по измерительной технике при Совете Министров СССР) и собрался снова в 1952 г. в Брюсселе (г-н Кузнецов по болезни не мог присутствовать и был представлен г-ном Леоновым). Это заседание и последовавшая напряженная работа закончились двумя существенными событиями в жизни МОЗМ:

- в 1955 г. подписание 24 странами Конвенции об учреждении Международной Организации Законодательной Метрологии (СССР был одним из подписантов);

- в 1956 г. Первая международная конференция по законодательной метрологии в Париже.

 

2. Отцы-основатели МОЗМ

 

Невозможно проследить историю МОЗМ без упоминания имен тех, кто внес значительный вклад в ее учреждение и первые шаги. Однако это - трудная задача из-за риска забыть отдельных лиц, чьи имена явно не проявляются в архивах МОЗМ, хотя они могли положительно влиять иногда только на национальном уровне на существование организации.

Чтобы уменьшить этот риск, приведенные ниже фамилии взяты из адресов, представленных Первой международной конференции МОЗМ, и из списка участников конференции.

Среди участников Конференции по Практической Метрологии 1937 г., способными внести вклад в дальнейшую работу, были Кестере (Германия), Джакоб (Бельгия), Нильсен (Дания), Вио и Костаманья («Франция), Раузер (Польша), Статеску (Румыния), Воле (Швейцария), Шателен (СССР), Каргасин (НЭгославия) и Перар (директор МБМВ).

Временный Комитет также воспользовался опытом г-д Штулла-Гетц (Австрия), Долимье (Франция), Идема (Нидерланды) и Залуцкого (СССР).

Большинство этих имен были указаны в различных адресах, представленных по случаю Первой конференции МОЗМ.

Особо необходимо отметить роль г-на Джакоба, возглавившего Международный Комитет Законодательной Метрологии (МКЗМ) и г-на Костаманья, исполнявшего обязанности секретаря конференции 1937 г., Временного Комитета, Первой конференции и МКЗМ вплоть до назначения его директором Международного Бюро Законодательной Метрологии (МБЗМ).

Кроме того, Первая конференция назначила ряд «новых» лиц, которые в дальнейшем участвовали в развитии МОЗМ, особенно г-н Фивег (Германия), г-н Критиансен (Дания), г-н де Артигас (Испания), г-н Хонти (Венгрия), г-н Кох (Норвегия), г-н Кениг (Швейцария) и г-н Бурдун (СССР). 

Конференция избрала г-на Перара своим президентом, а господ де Артигаса и Хонти вице-президентами. МКЗМ избрал своим президентом г-на Джакоба, а первым вице-президентом г-на Бурдуна.

Большинство, если не все упомянутые лица, в настоящее время скончались. Однако по крайней мере трое участников Первой конференции еще живы. Один из них - г-н Кох из Норвегии, постоянно являющийся членом МКЗМ. Двое других были членами объединенной германской делегации, включавшей представителей западной и восточной частей Германии, а именно господа Мюе и Лире, которые впоследствии представляли в МКЗМ Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику до их воссоединения.

Следует также отметить, что две страны, участвовавшие в конференции 1937 г. и во Временном Комитете, присутствовали на Первой конференции в качестве члена-корреспондента и наблюдателя. Это соответственно Объединенное Королевство (представленное г-ном Поппи) и Соединенные Штаты Америки (представленные г-ном Криттенден и затем г-ном Остин), которые присоединились к МОЗМ как государства-члены в 1962 и в 1972 гг., соответственно. Другие страны становились активными членами МОЗМ по мере её становления, некоторые из них упомянуты ниже. 

 

3. Первые годы (1956-1968)

 

В первые двенадцать лет своего существования МОЗМ одновременно извлекала пользу и испытывала неудобства от ряда характерных особенностей, присущих ее роли, определенной Конвенцией МОЗМ, от профиля работы национальных экспертов по законодательной метрологии, от количества членов, экономической и политической ситуации, превалировавшей в то время.

Большая часть национальных служб законодательной метрологии в государствах-членах МОЗМ являлась хорошо организованными административными органами со сравнительно многочисленным техническим персоналом, стремящимися к сотрудничеству на международном, а, для некоторых из них, и на региональных уровнях. Например, развитие законодательства Европейского Общего рынка, включающее разработку проектов Директив по законодательной метрологии, происходило в то же самое время, что и разработка первых рекомендаций МОЗМ, и практически с участием одних и тех же экспертов из стран Западной Европы, работавших на обоих уровнях. Подобным же образом, сотрудничество внутри Совета Экономической Взаимопомощи охватывало разработку требований по поверке и калибровке средств измерений, и МОЗМ использовала результаты этой работы, выполнявшейся странами Восточной Европы.

Однако эти полезные особенности имели также обратный аспект: реально МОЗМ не была международным органом, т. к. большинство экспертных ресурсов обеспечивалось европейскими странами. Кроме того, Западная и Восточная Европа имели разные взгляды на сферу законодательной метрологии: в Западной Европе она была ограничена средствами измерений, используемыми в торговле (а также в некоторой степени в медицине, безопасности и в контроле загрязнений), в то время как в Восточной Европе обязательными требованиями были охвачены практически все средства измерений. Вдобавок в этой части мира большая часть метрологических органов была включена в национальные комитеты, охватывавшие стандартизацию и контроль качества, что в определенных случаях затрудняло работу служб законодательной метрологии.

Кроме того, МОЗМ столкнулась с проблемой ее принятия другими международными организациями, работающими в областях, связанных с законодательной метрологией. Практически отсутствовала кооперация с органами Метрической Конвенции и МБМВ, в то время как тесное сотрудничество, вероятно, было бы полезным для продвижения метрологии на международном уровне. Большая часть конфликтов происходила с определенными сферами стандартизации; считалось, что МОЗМ дублирует работу ИСО/МЭК в таких областях как измерения нефтепродуктов, водосчетчики, электрические счетчики, калибровочные меры, электрические термометры и т. д.

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » История метрологии » Атане Бернард (Bernard Athane), "История Международной организации законодательной метрологии и роль России в ее развитии"