Поиск по сайту:
Главная страница » Формы документов » Руководства » Руководство по качеству метрологической службы, аккредитованной на право поверки средств измерений

Руководство по качеству метрологической службы, аккредитованной на право поверки средств измерений




                                                         (Название организации)

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
____________ /___________/
« ___ » ____________ 200 __ г.

 

Руководитель
метрологической службы
___________ /____________/
« ___ » _____________ 200 __ г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Назначение и область применения
2.Терминология
3.Политика в области обеспечения качества
4.Описание метрологической службы
5.Персонал
6.Материально-техническое обеспечение
7.Нормативно-техническое обеспечение
8.Окружающая среда
9.Организация и порядок проведения поверки
10.Внутренний и внешний контроль качества поверочных работ
11.Приложения. Приложение 1

                           Приложение 2

                           Приложение 3

                           Приложение 4

                           Приложение 5

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1.Настоящее «Руководство по качеству» разработано в соответствии с требованиями ИСО/МЭК 49 «Руководящие положения по разработке «Руководства по качеству» и ПР 50.2.014-2002 «ГСИ. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений».
1.2.Документы содержат описание порядка работ, установленного в метрологической службе (Название организации), а также процедур, выполнение которых является обязательным условием для достижения объективности и достоверности поверки средств измерений (далее поверки).

2. ТЕРМИНОЛОГИЯ

В настоящем «Руководстве по качеству» применяются термины и определения, соответствующие Руководству ИСО/МЭК-2 «Общие термины и их определения», ИСО 8402-86 «Качество. Словарь», рекомендациям МИ 2247-93 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения».

3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

3.1.Цель:
Главной целью в области качества поверочной деятельности является обеспечение высокого качества поверки, получение точных, воспроизводимых, объективных результатов и защита прав потребителей от недостоверных измерений.
Политика в области качества предусматривает осуществление главной цели и заключается в следующем:
- внедрение и применение в полном объёме процедуры поверки, определённой стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений;
- обеспечение единства и требуемой точности измерений;
- постоянное повышение технического и организационного уровня проводимой поверки.
Руководство и персонал метрологической службы проводит поверку и представляет их результаты в строгом соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов Госстандарта России, обеспечивая надлежащее выполнение их требований.
3.2.Используемые ресурсы.
Реализация политики в области обеспечения качества поверочных работ базируется на использовании следующих ресурсов:
- технические ресурсы, включающие необходимые эталоны, вспомогательное оборудование, помещения, фонд нормативной документации и т.д.;
- квалифицированный персонал;
- помещение, отвечающие методикам поверки, санитарным нормам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.
3.3.Осуществление политики.
Политику в области обеспечения качества формирует руководитель метрологической службы.
В основу системы обеспечения качества заложен принцип индивидуальной ответственности каждого работника метрологической службы за качество выполнения своих должностных обязанностей.

4. ОПИСАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

4.1.Метрологическая служба является структурным подразделением (Название организации). Руководитель метрологической службы назначается приказом руководителя предприятия.
4.2.Метрологическая служба осуществляет периодическую и первичную (после ремонта) поверку средств измерений, эксплуатирующихся в (где?), в соответствии с требованиями нормативных документов и оформляет результаты поверки.
4.3.Структура, обязанности и права метрологической службы представлены в Положении о метрологической службе (Название организации).

5. ПЕРСОНАЛ

5.1.Сведения о кадровом составе и квалификации персонала приведены в приложении № 3.
5.2.Основные функции, права, обязанности, ответственность персонала, требования к квалификации, образовательному уровню, стажу работы по специальности определены должностными инструкциями и Правилами по метрологии ПР 50.2.012-94 «Порядок аттестации поверителей средств измерений».
5.3.Должностные и другие внутренние инструкции разрабатываются руководителем метрологической службы и утверждаются генеральным директором предприятия.
Должностные инструкции хранятся у руководителя метрологической службы. Все сотрудники должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями.
Должностные инструкции пересматриваются в случае изменения квалификационных требований или функциональных обязанностей сотрудника.
5.4. Личные дела поверителей ведутся и хранятся в отделе кадров предприятия с указанием всех необходимых сведений о сотруднике, касающиеся его технической компетентности, образования, производственного стажа, стажа работы в области поверочной деятельности, прохождение специальных образовательных программ.
5.5.К проведению поверки допускаются только сотрудники, прошедшие курс обучения по поверке соответствующей номенклатуры средств измерений. Компетентность сотрудника определяется руководителем подразделения.
Руководитель метрологической службы распределяет работу в соответствии с практическим опытом сотрудников, определяет порядок контроля и контролирует своевременное и качественное проведение поверки.
Руководитель обеспечивает периодическое обучение персонала, а также обязательное обучение вновь принятых сотрудников.
5.6.Сотрудники метрологической службы периодически проходят аттестацию в соответствии с ПР 50.2.012-94 «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений» и один раз в 5 лет проходят обучение на курсах повышения квалификации.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6.1.Эталоны и вспомогательное оборудование.
6.1.1.Перечень эталонов и вспомогательного оборудования приведён в приложении № 5.
6.1.2.Каждый эталон и каждая единица вспомогательного оборудования имеют регистрационный номер, в соответствии с которым производится его учёт и хранение.
6.1.3.Поверка оборудования осуществляется в сроки, установленные графиками поверки.
6.1.4.На каждую единицу эталонов и вспомогательного оборудования ведется регистрационный лист, включающий следующие сведения:
- наименование;
- тип, заводской или инвентарный номер;
- метрологические характеристики;
- наименование изготовителя;
- даты выпуска и ввода в эксплуатацию;
- межповерочный интервал;
- сведения о проведении периодической поверки;
- сведения о неисправностях и ремонтах.
6.2.Техническое обслуживание и эксплуатация.
6.2.1.Техническое обслуживание эталонов и вспомогательного оборудования включает в себя регламентированные в технической документации на оборудование операции и мероприятия по поддержанию его в исправном состоянии в течение срока эксплуатации.
6.2.2.Руководитель метрологической службы контролирует своевременность проведения и соблюдение порядка технического обслуживания.
6.2.3.Эксплуатация эталонов и вспомогательного оборудования осуществляется персоналом, обученным правилам его эксплуатации и правилам техники безопасности. Эксплуатация осуществляется в соответствии с правилами и требованиями, установленными в технической документации на конкретное оборудование.
6.2.4.К эксплуатации допускаются эталоны, прошедшие поверку. Эталоны применяются для поверки только в течение срока действия свидетельства о поверке.
6.2.5.При использовании эталонов и поверочного оборудования, принадлежащих организациям, с которыми заключаются договора на поверку, обязательным условием является своевременность поверки данных эталонов.
6.3.Ремонт и поверка.
6.3.1.В случае невозможности проведения ремонта своими силами, ремонт производится специализированными предприятиями, имеющими лицензию. После проведения ремонта эталонов, проводится внеочередная поверка. Использование отремонтированных эталонов без проведения внеочередной поверки не допускается.
6.3.2.Ответственность за своевременное и качественное проведение ремонта эталонов и представление их на поверку после ремонта возлагается на руководителя метрологической службы.
6.3.3.Поверка эталонов производится в соответствии с графиками, с учётом установленных межповерочных интервалов.
6.3.4.К каждой единице эталонов и вспомогательного оборудования прикрепляется аттестационная бирка в месте доступном для осмотра. В бирке указывается наименование, тип, заводской номер прибора, дата последней поверки или проверки работоспособности, срок следующей поверки или проверки работоспособности. Кроме того, в аттестационной бирке указывается состояние эталона или вспомогательного оборудования (пригодный к эксплуатации, годный с ограничениями, подлежащий ремонту) с целью недопущения случайного использования неисправного оборудования в процессе поверки.
6.3.5.При поступлении новых эталонов и вспомогательного оборудования работниками метрологической службы проверяется его соответствие требованиям технической документации.

7. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

7.1.Нормативная документация.
Метрологическая служба располагает соответствующей документацией, включающей:
- правила по метрологии, устанавливающие порядок и организацию деятельности поверочных лабораторий;
- положение о метрологической службе;
- документы на методы и средства поверки в области аккредитации (перечень методик поверки представлен в приложении № 2);
- эксплуатационная и техническая документация, устанавливающая порядок эксплуатации и технического обслуживания эталонов;
- документы, регламентирующие порядок поверки эталонов и средств измерений (графики поверки, перечень средств измерений, подлежащих поверке и т.д.);
- документы, определяющие систему хранения информации и результатов измерений (протоколы, рабочие журналы).
7.2.Использование нормативной документации.
7.2.1.На каждом рабочем месте поверителя должна находиться следующая документация:
- эксплуатационно-техническая документация рабочего места;
- НД на методы и средства поверки средств измерений, поверяемых на данном рабочем месте;
- рабочие журналы, протоколы.
7.2.1.Ответственным за учет, хранение, своевременное пополнение и актуализацию фонда документации назначается руководителем метрологической службы.
7.3.Архивы.
7.3.1.Все документы метрологической службы: учётные журналы, переписка по вопросам поверки, документы, хранящие результаты поверки, и протоколы архивируются и хранятся не менее 3-х лет.

8. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

8.1.В помещении для проведения поверки обеспечиваются условия, установленные в соответствующей документации на методы поверки и общими требованиями ГОСТ 8.395-80. Сведения о состоянии производственного помещения представлены в приложении № 4.
8.2.В помещении поверочной лаборатории осуществляется постоянный контроль за температурой и влажностью по показаниям психрометра и периодический лабораторный контроль службы ЦГСЭН.
8.3.Помещения поверочных лабораторий оборудованы рабочим и защитным заземлением.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Формы документов » Руководства » Руководство по качеству метрологической службы, аккредитованной на право поверки средств измерений