Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Лукашов Ю.Е., "Структура Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"

Структура Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"




Ю. Е. Лукашов, к. т. н., главный научный сотрудник ФГУП «ВНИИМС»

 

 

Периодически законодательство в области обеспечения единства измерений подвергается большим или меньшим изменениям (достаточно напомнить, что даже в Федеральный закон № 102-ФЗ, за время его действия, изменения вносились 7 раз).

При подготовке к таким изменениям полезно ещё раз проанализировать особенности того или иного документа.

В данной статье сделана попытка схематически представить основные положения Федерального закона «Об обеспечении единства измерений и кратко прокомментировать их с целью выявить возможные пробелы, нарушения логики изложения и обозначить пути возможного совершенствования.

Но, прежде, чем перейти к рассмотрению структуры действующего закона «Об обеспечении единства измерений» сделаем несколько предварительных замечаний.

Во-первых, сравним цели закона, продекларированные в самом тексте документа: «1) уста н о в л е н и е правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу»;

и сравним их с определением понятия «законодательная метрология», приведенным в журнале «Советник метролога» № 1, 2016, с. 19: «законодательная метрология (в широком смысле) - раздел метрологии, предметом которого является установление, реализация и защита правовых, технических и технико-юридических норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении метрологической деятельности».

При этом, метрологическая деятельность определена, как деятельность, направленная на организацию выполнения измерений, обеспечение их единства и требуемой точности.

Можно сказать, что цели, отраженные в тексте Закона в целом удовлетворяют приведенным определениям. Соответствуют они и положениям МД № 1 МОЗМ «Элементы к закону о метрологии», где указано, что: «законодательная метрология включает четыре главных вида деятельности:

  • установление законодательных требований,
  • контроль/оценка соответствия товаров и видов деятельности, подвергаемых регулированию,
  • надзор за товарами и видами деятельности, подвергаемыми регулированию,
  • создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения прослеживаемости результатов измерений и средств измерений в регулируемой области».

Хотелось бы обратить внимание на то, что, по утверждению философского словаря, законы должны фиксировать уже сложившиеся отношения. В то время, как в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» в ряде случаев делаются попытки установить новые, ранее не существовавшие, а, следовательно, не отработанные на практике отношения. К числу подобных отношений можно отнести попытку установить порядок определения сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений путем формирования перечня областей, в которых осуществляются эти измерения или установления требований к системам и устройствам с измерительными функциями.

В подобных случаях велика вероятность возникновения трудно разрешимых проблем, которые сложно заранее предвидеть.

Логика Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» опирается на набор взаимосвязанных положений:

1) цели, задачи, сфера распространения:

2) объекты управления и требования к ним;

3) формы регулирования и их описание;

4) организационные формы регулирования. Попытаемся рассмотреть их последовательно.

На рисунке 1 представлены основные положения Закона. К ним отнесены:

- определение целей Закона;

- определение сферы его распространения, включая описание сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений;

- основные понятия, используемые в Законе;

Страница 1 из 6 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Лукашов Ю.Е., "Структура Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"