Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Лукашов Ю.Е., "Структура Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"

Структура Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"

ООО Госнорм



Ю. Е. Лукашов, к. т. н., главный научный сотрудник ФГУП «ВНИИМС»

 

 

Периодически законодательство в области обеспечения единства измерений подвергается большим или меньшим изменениям (достаточно напомнить, что даже в Федеральный закон № 102-ФЗ, за время его действия, изменения вносились 7 раз).

При подготовке к таким изменениям полезно ещё раз проанализировать особенности того или иного документа.

В данной статье сделана попытка схематически представить основные положения Федерального закона «Об обеспечении единства измерений и кратко прокомментировать их с целью выявить возможные пробелы, нарушения логики изложения и обозначить пути возможного совершенствования.

Но, прежде, чем перейти к рассмотрению структуры действующего закона «Об обеспечении единства измерений» сделаем несколько предварительных замечаний.

Во-первых, сравним цели закона, продекларированные в самом тексте документа: «1) уста н о в л е н и е правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу»;

и сравним их с определением понятия «законодательная метрология», приведенным в журнале «Советник метролога» № 1, 2016, с. 19: «законодательная метрология (в широком смысле) - раздел метрологии, предметом которого является установление, реализация и защита правовых, технических и технико-юридических норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении метрологической деятельности».

При этом, метрологическая деятельность определена, как деятельность, направленная на организацию выполнения измерений, обеспечение их единства и требуемой точности.

Можно сказать, что цели, отраженные в тексте Закона в целом удовлетворяют приведенным определениям. Соответствуют они и положениям МД № 1 МОЗМ «Элементы к закону о метрологии», где указано, что: «законодательная метрология включает четыре главных вида деятельности:

  • установление законодательных требований,
  • контроль/оценка соответствия товаров и видов деятельности, подвергаемых регулированию,
  • надзор за товарами и видами деятельности, подвергаемыми регулированию,
  • создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения прослеживаемости результатов измерений и средств измерений в регулируемой области».

Хотелось бы обратить внимание на то, что, по утверждению философского словаря, законы должны фиксировать уже сложившиеся отношения. В то время, как в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений» в ряде случаев делаются попытки установить новые, ранее не существовавшие, а, следовательно, не отработанные на практике отношения. К числу подобных отношений можно отнести попытку установить порядок определения сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений путем формирования перечня областей, в которых осуществляются эти измерения или установления требований к системам и устройствам с измерительными функциями.

В подобных случаях велика вероятность возникновения трудно разрешимых проблем, которые сложно заранее предвидеть.

Логика Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» опирается на набор взаимосвязанных положений:

1) цели, задачи, сфера распространения:

2) объекты управления и требования к ним;

3) формы регулирования и их описание;

4) организационные формы регулирования. Попытаемся рассмотреть их последовательно.

На рисунке 1 представлены основные положения Закона. К ним отнесены:

- определение целей Закона;

- определение сферы его распространения, включая описание сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений;

- основные понятия, используемые в Законе;

Страница 1 из 6 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Лукашов Ю.Е., "Структура Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"