Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Генкина Р.И., "Российская система калибровки. Стадия развития".

Российская система калибровки. Стадия развития




Р.И. Генкина, к. т. н., начальник отдела ФГУП "ВНИИМС". 

В  рамках работ по совершенствованию деятельности Российской системы калибровки, на основании анализа международной практики организации национальных калибровочных служб и 20-ти летнего опыта функционирования Российской системы калибровки, был разработан проект нового Положения о Российской системе калибровки [1].

Обсуждение этого проекта с представителями Государственных научных метрологических институтов выявило ряд вопросов, требующих дополнительных разъяснений, чему и будет посвящена настоящая статья.

В 
соответствии с проектом Положения в структуру РСК должны войти Технические комитеты РСК по видам измерений (ТК РСК). Под ТК РСК понимается установленная Российской системой калибровки форма сотрудничества Государственных научных метрологических институтов - подписантов CIPM MRA «Взаимное признание национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами», осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ по совершенствованию калибровочной деятельности по закрепленному за Техническим комитетом РСК виду измерений.

ТК РСК образуются на базе Государственных научных метрологических институтов (ГНМИ) в соответствии с их специализацией. Членами ТК РСК могут быть ведущие специалисты и ученые заинтересованных организаций, организа-ций-заказчиков калибровочных работ, разработчиков, изготовителей средств измерений, лабораторий, проводящих испытания средств измерений в целях утверждения типа.

Основными функциями ТК РСК по видам измерений являются:

- разработка и утверждение иерархических схем передачи единиц величин по закрепленному за ТК РСК виду измерений;

- организация разработки и разработка методик калибровки;

- разработка методов и методик расчета неопределенности измерений, производимых с помощью СИ, прошедших калибровку;

- определение основных направлений в проведении исследований в области калибровки средств измерений (по видам измерений);

- проведение конференций и семинаров по вопросам калибровки средств измерений по закрепленному за ТК РСК виду измерений;

- оказание научно-методической помощи и консультационных услуг членам РСК по вопросам калибровки средств измерений по закрепленному за ТК РСК виду измерений;

- разработка проектов нормативных документов, регламентирующих деятельности РСК в рамках вида измерений, закрепленного за ТК РСК;

- углубленная подготовка персонала калибровочных лабораторий, выполняющего калибровку средств измерений, в соответствии со специализацией ТК РСК.

Совершенно неожиданно возникло возражение против первой из перечисленных функций ТК РСК: «исключить из текста разработку и утверждение иерархических схем, поскольку они давно разработаны и утверждены и называются "государственные поверочные схемы". С этим никак нельзя согласиться, т. к. в современной международной практике, как правило, используется понятие иерархическая схема. Не всегда иерархические схемы полностью идентичны государственной поверочной схеме (ГПС), многие тестированные ГПС устарели, кроме того процесс создания иерархических схем может носить опережающий характер по отношению к процессу утверждения ГПС.

Предложение «уточнить, что понимается под углубленной подготовкой персонала», также не было принято. Под данной формулировкой понималось то, что ГНМИ априори должны обладать более глубокими и актуализированными знаниями по виду измерений, по которому они специализируются, чем, например, Академия стандартизации и метрологии или другой учебный центр. И если учебные центры решают более общие задачи подготовки персонала, то ТК РСК, возглавляемые ГНМИ, могут решать частные проблемы подготовки персонала, требующие более глубокого научного подхода, если в этом возникает потребность у калибровочных лабораторий. Владеющий новыми знаниями должен иметь возможность их передавать другим. Описывать этот процесс подробнее мы посчитали нецелесообразным.

Поступило предложение заменить определение ТК РСК, на следующее: «ТК РСК - консультативные комитеты при Совете РСК, подготавливающие рекомендации, определяющие научно-техническую политику РСК в области калибровки». На наш взгляд, предложение неудачное. Нельзя вводить определение, к каждому слову которого надо давать отдельное определение: Что такое «консультативный комитет»? Что такое «научно-техническая политика по видам измерений»? Что Совет РСК будет делать дальше с этими «рекомендациями»?

Также показалось неприемлемым предложение о назначение или избрании (кем?) членов ТК РСК, т. к. ТК РСК, призванное решать научно-технические задачи, связанные с калибровкой средств измерений, является добровольным образованием,членство в котором осуществляется в добровольном порядке без административного давления и не на конкурсной основе.

Большая роль в РСК отводится Уполномоченным экспертным организациям РСК (УЭО РСК), которыми могут быть ГНМИ, государственные региональные центры метрологии (ЦСМ), отраслевые центры стандартизации и метрологии. Последние являются важнейшим звеном в обеспечении единства измерений в отраслях, использующих средства измерений специального назначения, где проблема обеспечения единства измерений становится далеко нетривиальной задачей. Одно из главных требований к УЭО РСК - наличие не менее двух экспер-тов-метрологов, прошедших специальную подготовку в НМЦ РСК по вопросу внедрения ГОСТ ИСО/МЭК17025 в Российскую систему калибровки.

В соответствии с проектом Положения о РСК основными функциями УЭО РСК являются:

- оказание научно-методической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части организации и выполнения ими калибровочных работ и в подготовке ими комплекта документов, представляемых в Исполнительный орган РСК для оценки и подтверждения прослеживаемости результатов калибровки и соответствия в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;

- осуществление предварительной оценки соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 до представления в Исполнительный орган РСК для проведения окончательной экспертизы и подтверждения соответствия;

- проведение по поручению Исполнительного органа РСК инспекционного контроля за деятельностью калибровочных лабораторий, зарегистрированных в РСК с участием данной УЭО РСК.

В отношении УЭО РСК также поступил ряд интересных замечаний и предложений. Например:не надо никакой «специальной подготовки экспертов». Зачем? Кого назначит руководитель организации, тот и будет экспертом. Или: пусть УЭО РСК сами выдают Заявителям Свидетельства о регистрации в РСК и вносят их данные в Реестр РСК в автоматическом режиме. А в соответствии с этим, как логическое продолжение этой идеи - не нужен никакой Исполнительный орган РСК и Научно-методический центр РСК, пусть всё работает в автоматическом режиме. Попробуем пояснить ситуацию.

Никто не возражает против того, чтобы руководитель организации назначал специалистов в кандидаты в эксперты РСК, но экспертами РСК (подчеркиваю, именно РСК, хотя они могут быть экспертами, признанными в любой другой системе) они могут стать только после прохождения в НМЦ РСК специальной подготовки в виде участия в консультационном совещании по вопросам внедрения ГОСТ ИСО/МЭК 17025 в Российскую систему калибровки. Практика показала (этому был посвящен ряд статей), что соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025, к сожалению, воспринимается многими поверхностно и сводится к простому копированию текста ГОСТ ИСО/МЭК 17025, а не к пониманию его сути. Именно поэтому НМЦ РСК организует специальную подготовку экспер-тов-метрологов РСК, чтобы обеспечить единый подход всех участвующих в этой работе экспертов к подготовке, оценке и подтверждению компетентности в части выполнения калибровочных работ, и исключить влияние субъективных факторов и мнений.

Второе предложение также отклонено, так как привело бы к дезорганизации всей системы. Вся мировая практика организации национальных калибровочных служб основана на том, что выдачу заключительного документа осуществляет один орган, который несет ответственность за ведение Реестра всей системы и присваивает шифр калибровочного клейма.

УЭО РСК в соответствии с проектом Положения и фактически уже 2,5 года осуществляют деятельность по предварительной оценке и подтверждению соответствия требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Анализ результатов этой деятельности (а это более 170 работ) показал, в какой степени она ещё несовершенна, т. к. зависит от опыта, компетентности и добросо вестности конкретных исполнителей, и в какой степени возникает необходимость в проведении окончательной экспертизы. Только проведение окончательной экспертизы, осуществляемой Исполнительным органом РСК, и общение на этой стадии и с УЭО РСК, и с предприяти-ем-Заявителем, позволяют сохранять статус и имидж РСК именно как системы с четкими, обоснованными требованиями.

Было предложение заменить термин «окончательная экспертиза» термином «проверка документов, представляемых УЭО РСК», но и это предложение было отклонено. Стоит посмотреть на многостраничные экспертные заключения по материалам, подготовленным с помощью экспертов УЭО РСК и представленных, как предлагается, на «проверку». Это уже не проверка - это полноценная экспертиза, именно окончательная экспертиза, оценка и подтверждение компетентности. Анализ осуществления «аккредитации на право проведения калибровочных работ» 89-ю аккредитующими органами в период с 1994 по 2011 год показал всё несовершенство такой практики, допускающей неоднозначное толкование и субъективизм в оценке соответствия установленным требованиям, а также зависящей от добросовестности исполнителей, выступающих от имени всей системы. В настоящий момент, когда требования существенно повысились и включают в себя соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (сучетом поверхностного и неоднозначного в большинстве случаев понимания соответствия этим требованиям), проведение окончательной экспертизы материалов одним органом, в результате которой, после внесения необходимых корректив, осуществляется оценка и подтверждение компетентности, является единственным вариантом хоть в какой-то степени гарантирующим качество выполнения работ.

Одна очень уважаемая организация посчитала неправильным то, что функции Научно-методического центра РСК (НМЦ РСК) и Исполнительного органа РСК (ИО РСК) выполняет одно юридическое лицо. Однако, мы не нашли подтверждение этому мнению в международной практике. Международные стандарты считают недопустимым совмещение функций осуществления какой-либо деятельности и подтверждения компетентности в осуществлении этой деятельности другим лицом. Обоснованность этого запрета заключается в том, что оба этих лица гипотетически могут быть конкурентами на рынке данных услуг и могут оказаться в этом случае в неравных условиях.

Совмещение же научно-методической и практической деятельности никогда не являлось источником противоречий. Наоборот, причиной нелепостей являются ситуации, когда организаторы какой-либо деятельности не имеют представления о сути этой деятельности, о сложностях её практической реализации.

Главной функцией НМЦ РСК является разработка нормативных документов РСК. В течение 20 лет ФГУП «ВНИИМС» разработал 12 НД РСК, из них 3 первых были в ранге подзаконных актов. Разработка каждого последующего документа диктовалась необходимостью совершенствования деятельности РСК, обеспечения соответствия её международным требованиям, удовлетворения требований клиентов калибровочных лабораторий. Наличие практического опыта проведения работ по оценке и подтверждению компетентности, анализ результатов этой деятельности, проводимой ранее другими аккредитующими органами РСК, а в настоящее время УЭО РСК, позволяет ФГУП «ВНИИМС» разрабатывать работоспособные документы, отвечающие поставленной цели. Административно в рамках ФГУП «ВНИИМС» разделение функций НМЦ РСК и ИО РСК осуществляется по следующему принципу: руководителем НМЦ РСК является директор института, все решения НМЦ РСК утверждаются им. Руководителем ИО РСК является заместитель директора института, который руководит всей оперативной работой РСК.

В том же отзыве мы читаем: «не заменить ли название Российской системы калибровки на «систему калибровки ВНИИМС». И далее: «Монопольная реализация ИО РСК (речь идет о проведении окончательной экспертизы - авт.) своих прав, равно как отсутствие контроля его обязанностей, ставит в безальтернативное подчиненное положение всех субъектов РСК и несет в себе существенную коррупционную составляющую».

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Генкина Р.И., "Российская система калибровки. Стадия развития".