Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Селиванова Татьяна, Национальная система аккредитации ждет своего закона

Национальная система аккредитации ждет своего закона




Министерство экономического развития России и Совет по аккредитации при Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия подготовили проекты Закона «Об аккредитации», которые, как выяснилось, иногда противоречат друг другу. Предлагаем вашему вниманию анализ представленных законопроектов.

В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 года № 1760-р "Об одобрении Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации и утверждения плана мероприятий по формированию единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации" ведется работа по подготовке Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации». Подготовка документа осуществляется, с одной стороны, Министерством экономического развития России, которое является федеральным органом исполнительной власти с функцией выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в области аккредитации. А с другой стороны, свои предложения по формированию данного документа вырабатывает Совет по аккредитации, созданный при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

Совет по аккредитации создан, согласно Концепции формирования единой национальной системы аккредитации Российской Федерации, из представителей федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций и наделен полномочиями по участию в процессе выработки политики в области аккредитации.

Проект Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» (далее — «Об аккредитации»), разработанный Минэкономразвития, состоит из 7 глав, включающих в себя 30 статей.

Проект Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия», разработанный Советом по аккредитации, в своей версии 6.1 от 10 марта 2011 года, состоит из 3 глав, включающих 29 статей.

Поговорим предметно

Первая глава каждого из проектов посвящена общим положениям, определяющим сферу действия Закона, и охватывает основные понятия, цели, принципы аккредитации и состав законодательства.

Проект ФЗ «Об аккредитации» четко определяет области, отношения в которых регулируются данным нормативно-правовым актом, подробно рассматривает цели, в которых осуществляется аккредитация на территории нашей страны.

В свою очередь, проект ФЗ «Об аккредитации в области оценки соответствия» более полно описывает субъекты, компетентность которых он устанавливает: органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю; экспертных организаций; органов по сертификации персонала, систем менеджмента, услуг; испытательных, исследовательских, аналитических, измерительных, калибровочных лабораторий (центров) для целей оценки соответствия.

Данный Проект в целом уделяет много внимания особенностям правового статуса испытательных лабораторий (центров) в рамках определения их компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия, в то время как Проект Минэкономразвития не выделяет этого субъекта единой национальной системы аккредитации в РФ в качестве самостоятельного от органов по сертификации.

Следует отметить, что Проект ФЗ «Об аккредитации» не указывает одно из основополагающих направлений, заложенных в Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации: необходимость создания условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также государствами, которые являются основными торговыми партнерами Российской Федерации. Этот принцип положен в основу формирования единой национальной системы аккредитации в связи с необходимостью гармонизации законодательства стран ТС, а также сближения российской системы аккредитации с системой Евросоюза, являющегося основным экономическим партнером нашей страны. Поэтому он учтен в Проекте ФЗ Советом по аккредитации.

Вторая глава законопроектов посвящена национальной системе аккредитации и определяет ее состав, полномочия органов и аккредитационные требования.

В Проекте ФЗ «Об Аккредитации» названы органы и структуры, входящие в состав Национальной системы аккредитации в Российской Федерации:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;
национальный орган по аккредитации;
совет по аккредитации при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;
комитет по апелляциям при совете по аккредитации;
эксперты по аккредитации.

Законопроект «Об аккредитации в области оценки соответствия» включает в состав национальной системы аккредитации, помимо общих для проектов законов структурных элементов, обозначенных в Проекте Минэкономразвития, Правительство Российской Федерации и нормативные документы по аккредитации.

Несмотря на то, что Правительство не включено в состав национальной системы аккредитации, в Проекте ФЗ «Об аккредитации» его полномочия определяются в полной мере в специально посвященной этому статье 6. При этом нормативные документы для проведения процедуры аккредитации и порядок их опубликования в данном законопроекте отсутствуют, в то время как статья 12 Проекта ФЗ «Об аккредитации в области оценки соответствия» подробно разбирает виды таких документов и правила их обнародования.

Национально?

Проект Закона «Об аккредитации в области оценки соответствия» предусматривает процесс определения национального органа по аккредитации и описывает требования, предъявляемые к этому органу отдельной статьей. Так, в статье 8 законопроекта сказано, что «национальным органом по аккредитации является федеральный орган исполнительной власти, назначенный Президентом Российской Федерации, или некоммерческая организация, не менее 51% доли в уставном капитале которой находятся в государственной собственности».

Законопроект «Об аккредитации», несмотря на постоянное упоминание в тексте национального органа по аккредитации, так и не дает его четкого определения. Хотя, казалось бы, именно в этом документе, являющемся основополагающим для данной сферы деятельности, необходимо описывать основные требования, предъявляемые к центральному органу национальной системы аккредитации.

Раздел, посвященный полномочиям различных структурных элементов национальной системы аккредитации, разработан законопроектами в разной степени.

Так, Проект ФЗ Минэкономразвития демонстрирует высокую степень систематизированности полномочий: указаны отдельными статьями полномочия Правительства Российской Федерации в области аккредитации, полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, полномочия национального органа по аккредитации.

Но, в то же время, многие существенные позиции скрываются под формулировками «осуществление иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом» (например, пункт 5 статьи 7; пункт 9 статьи 8). Такие формулировки оставляют много пробелов в восприятии и трактовке полномочий того или иного органа власти.

Проект ФЗ «Об аккредитации в области оценки соответствия» не прописывает сферу деятельности уполномоченных органов так досконально, как рассмотренный выше нормативный документ. Зато более подробно документ описывает частности. Например, к общим функциям уполномоченного органа федеральной исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере аккредитации законопроект относит:

  • установление принципов ценообразования для работ по аккредитации;
  • установление дополнительных требований к органам по оценке соответствия, которые выполняют работы по оценке соответствия в обязательной сфере, согласуя их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Указанный законопроект относит к компетенции Совета по аккредитации одобрение принципов оплаты за аккредитацию и инспекционный контроль. Судя по всему, вопросы ценообразования и возможных дополнительных требований к органам по оценке соответствия в Проекте ФЗ «Об аккредитации» относятся к компетенции какого-либо из элементов национальной системы аккредитации в форме «осуществления иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Можно предположить, что данная норма в законопроекте «Об аккредитации в области оценки соответствия» вводится с целью недопущения недобросовестной ценовой конкуренции, предоставляя Совету по аккредитации утвердить равные условия для всех участников процесса.

В вопросе о знаке соответствия Проект ФЗ «Об аккредитации в области оценки соответствия» соответствует Концепции формирования единой национальной системы аккредитации (статья 15). И поэтому определяет знак Российского национального органа по аккредитации в качестве необходимого символа при работе аккредитованного органа по оценке соответствия или испытательной лаборатории (центра).

В то же время, Проект ФЗ «Об аккредитации» лишь один раз упоминает необходимость установить изображение знака национальной системы аккредитации в рамках полномочий федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (статья 7).

Найти крайнего. Эксперта
Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Селиванова Татьяна, Национальная система аккредитации ждет своего закона