Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Исаев Л.К., "О международном документе МОЗМ D1. "Основные положения для закона по метрологии""

О международном документе МОЗМ D1. "Основные положения для закона по метрологии"




Л. К. Исаев.

Почетный член Международного Комитета законодательной метрологии (МКЗМ), заместитель директора ФГУП «ВНИИМС», доктор технич. наук, профессор,

Россия, Москва, E-mail: isaev-vm@vniims.ru

В статье изложены основные понятия, структура и содержание утверждённого МКЗМ в 2012 году Международного Документа МОЗМ D1 «Основные положения для закона по метрологии» максимально приближённо к тексту перевода.

Ключевые слова: метрология, законодательная метрология, национальная инфраструктура в области метрологии, органы по метрологии.

The main concepts, structure, and content of the International Document OIML D1 approved by the CIML in 2012 are expounded at most close to the translated text.

Key words: metrology, legal metrology, metrological infrastructure, metrology authorities.

Международная Организация законодательной метрологии (МОЗМ) совместно с Международным Бюро мер и весов (МБМВ) и Международной Организацией по сотрудничеству в области Аккредитации Лабораторий (ИЛАК) разработали Международный Документ - МОЗМ D1 «Основные положения для закона по метрологии» [1]. Окончательная версия документа была одобрена для публикации на 47-м заседании Международного Комитета Законодательной Метрологии в Бухаресте, Румыния, в октябре 2012 г. и заменяет предыдущее издание 2004 г. («Элементы закона по метрологии»).

Настоящий документ разработан ТК 3 «Метрологический контроль» МОЗМ как Руководство и дает важные рекомендации, которые следует учитывать при подготовке национальных законов, регулирующих вопросы метрологии, потребность в которых увеличивается по мере возрастающего участия государств в транснациональных,региональных и международных соглашениях в связи с глобализацией торговли товарами и услугами, при которых такие законы обеспечивают основу для работы с соответствующими национальными требованиями к измерениям.

В документе, прежде всего, приводится определение понятия «метрология» и даётся краткое, но ёмкое обоснование необходимости разработки и принятия национальных законов по метрологии: «Метрология - это наука об измерениях и их применении. Метрология включает все теоретические и практические аспекты измерений, независимо от неопределенности измерений и области их применения».

Общей чертой многих применений метрологии является законодательный аспект, к примеру, когда появляется социальная необходимость защитить и продавца, и покупателя в случае коммерческой передачи товара или оказываемой услуги, или в том случае, когда измерения используются для применения санкций. И хотя детали могут сильно различаться, фактически все страны обеспечивают такую защиту через законодательную систему, и поэтому им необходим Закон по метрологии, который бы трактовал измерения с точки зрения законодательной приемлемости. Кроме того, в виду растущей важности международного аспекта во многих сферах деятельности, включающих измерения, национальный Закон по метрологии должен принимать во внимание глобальный аспект, насколько это возможно. Не следует забывать и о фискальной функции метрологии при сборе налогов в полном объёме (где есть измерения) и при получении государством прибыли от экспорта товаров в полном объёме.

Поскольку Закон является фундаментом законодательной метрологии, в документе достаточно подробно излагается её суть и значение для общества. Национальный закон по метрологии должен быть максимально коротким и простым, с достаточным количеством деталей для национальной политики в сфере измерений, и вместе с тем быть достаточно гибким, чтобы можно было вносить изменения в технологии и процедуры измерений не меняя сам Закон, оставляя детали постановлениям, нормативным документам и прочим актам. Закон по метрологии должен конкретизировать, какие есть в стране потребности связанные с метрологией, но не указывать, как их удовлетворять. Хотя общие потребности всех обществ приводят к множеству общих метрологических понятий, применяемых во многих странах, их терминология может отличаться в разных странах (даже в говорящих на одном языке), и поэтому важно ввести единый словарь для применения в Законе по метрологии. Все аспекты метрологии являются важнейшими элементами национальной инфраструктуры качества, в которую включены как государственные, так и частные организации. Именно поэтому мы сравниваем метрологию с воздухом, который не замечается, когда он есть.

Законодательная метрология -это деятельность в области измерений и процедуры использования структуры регулирующих органов и органов правоприменения в метрологии. Она включает все виды деятельности, на которые распространяются установленные в законодательном порядке требования к измерениям, единицам измерения, средствам измерений или системам и методам измерений; эти виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти или от их имени, направлены на обеспечение соответствующего уровня доверия к результатам измерений, полученным в сфере, регулируемой государством. Законодательная метрология использует все достижения метрологии для получения соответствующих опорных эталонов и прослеживаемости и может касаться любой измеряемой величины через средства метрологии.

Законодательная метрология распространяется не только на торгующие стороны, но применяется также и для защиты отдельных лиц и общества в целом (например, для соблюдения законности, при измерениях в области здравоохранения и безопасности), что нашло своё отражение и в нашем законе «Об обеспечении единства измерений». Официальные органы власти должны уделять специальное внимание результатам измерений и опираться на эти результаты, особенно в тех случаях, когда при оценке результатов измерений возникает конфликт интересов и, следовательно, требуется вмешательство беспристрастного судьи. Необходимость законодательной метрологии особенно очевидна в тех случаях, когда участники рынка не организованы и/или недостаточно компетентны, либо их деятельность не достаточно сбалансирована. Законодательная метрология обычно включает положения, касающиеся единиц измерения, результатов измерений (например, применительно к стасованным товарам в упаковках), средств и систем измерений. Этими положениями охватываются законодательные обязательства, относящиеся к результатам измерений и средствам измерений, а также к законодательному контролю, осуществляемому Правительством или по его поручению.

Купля и продажа товаров и услуг включают взвешивание или измерение количества и/или качества продуктов, а также фасованных товаров в упаковках с указанием массы, количества или объема содержимого, равно как и измерения при оказании услуг (например, измерение времени, расстояния). Области регулируемой ответственности Правительства распространяются также на законы в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды. Несмотря на то, что эти функции различаются по своей природе, общее у них то, что соответствие закону зависит от результатов измерений. Следовательно, процесс измерений напрямую относится к сфере интересов Правительства. Обеспечение этой деятельности законами и регламентами, осуществление контроля за измерениями посредством надзора за рынком, развитие и обеспечение инфраструктуры, способной поддерживать точность этих измерений (например, на основе прослеживаемости), играет важную роль в работе Правительства.

Область применения правил законодательной метрологии (например, о видах измерений и типах средств измерений или систем, являющихся объектами законодательных требований) будет зависеть от тех рынков, которые важны для экономики, от категорий пользователей, которые Правительство считает необходимым защитить, и от способности этих пользователей защитить себя от злоупотреблений.

Поскольку конечной целью законодательной метрологии является обеспечение доверия к результатам измерений с помощью законодательных предписаний для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, то потребности и требования к результатам измерений должны рассматриваться до установления потребностей и требований к средствам измерений.

Законодательная метрология включает четыре основных вида деятельности:

- установление законодательных требований;

- контроль/оценка соответствия этим требованиям товаров и видов деятельности, подлежащих регулированию;

- надзор за товарами и видами деятельности, подлежащих регулированию;

- обеспечение необходимой инфраструктуры для получения достоверных результатов измерений.

После определения основных видов деятельности законодательной метрологии в документе делается, пожалуй, один из главных выводов, что никакая величина не может быть правильно и единообразно измерена без метрологии и без метрологической инфраструктуры.

Значение результатов измерений постоянно возрастает вследствие быстрого развития технологий и с появлением информационных технологий. Потребителям и промышленности приходится ежедневно принимать решения, основанные на результатах измерений и влияющие на их экономическое и личное благополучие, а также на возможность оценивать действия и эффективность органов государственной власти, предприятий и неправительственных организаций.

С тех пор как изготовители, импортеры и продавцы большинства товаров несут ответственность за процессы, связанные с измерениями, покупатели (как частные лица, так и компании), которые обычно не располагают надлежащей информацией о процессах получения результатов измерений и их интерпретации, потенциально находятся в невыгодном положении. Достоверные и точные измерения помогают обеспечить справедливую конкуренцию.

Исправные и прослеживаемые к эталонам материальные меры и средства измерений могут быть использованы для различных измерительных задач. Для выполнения задач, отвечающих интересам общества: здравоохранение, безопасность и правопорядок, охрана окружающей среды и защита потребителей, взимание налогов и пошлин, честная торговля,- прямо или косвенно влияющих на повседневную многообразную жизнь людей,- могут потребоваться средства измерений, подлежащие законодательному контролю.

Документ не обходит вниманием роль Правительства в области метрологии, которая заключается в обеспечении необходимых условий для достижения доверия общества к результатам измерений.

Страница 1 из 10 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Исаев Л.К., "О международном документе МОЗМ D1. "Основные положения для закона по метрологии""