Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Иванов В.Ю., "О законодательном метрологическом контроле"

О законодательном метрологическом контроле




В.Ю. Иванов,

заместитель начальника отдела ФГУП «ВНИИМС»

Настоящей статьёй мы открываем серию публикаций посвящённых вопросам законодательного метрологического контроля, относящегося к фундаментальным задачам метрологии по обеспечению защиты общественных интересов во всём, что связано с измерениями.



Повышение качества и конкурентоспособности продукции неразрывно связано с применением международных стандартов, определяющих требования, как к потребительским характеристикам, так и процессам, обеспечивающим качество во всех его аспектах. К таким документам можно отнести стандарт ИСО 9001, стандарты серии 14000,16000,17000 и другие. Их внедрение обеспечило качество выпускаемой продукции, её безопасность, надёжность, экономичность и множество других полезных свойств.

Это относится, в том числе, и к средствам измерений, как одному из видов продукции. Однако, применимо к средствам измерений (СИ), их разработке, производству и эксплуатации, наряду с перечисленными документами, практически во всех странах мира действуют системы метрологического контроля, регламентированные законодательными актами, метрологическими нормами и правилами.

Такие системы разрабатываются, как правило, на основе рекомендаций Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Одним из таких документов является МОЗМ D16 «Принципы обеспечения метрологического
контроля». Понятие законодательного метрологического контроля включает:

- законодательный контроль СИ и фасованных товаров;

- метрологический надзор;

- метрологическая экспертиза.

Первый из них подразумевает осуществление метрологического контроля СИ на этапах разработки, импорта, испытаний и утверждения типа, производства, установки и ввода в эксплуатацию, эксплуатации, ремонта и технического обслуживания, утилизации. Контроль фасованных товаров, представляющий собой систему обеспечения важного сегмента социальной сферы, заслуживает отдельного рассмотрения, как на законодательном уровне, так и уровне технических процедур. Касательно СИ, какой бы система по своей требовательности не была, жёсткая, сбалансированная или либеральная, она предусматривает испытания и утверждение типа СИ, первичную поверку, как у изготовителя, так и при установке на месте эксплуатации. Метрологический надзор осуществляется за всеми перечисленными стадиями жизненного цикла СИ. Надзор также проводится за системами менеджмента качества (СМК) изготовителя и за рынком СИ.

И третья составляющая законодательного метрологического контроля реализуется через метрологическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, всех видов технической документации, продукции и производственных процессов.

В различных странах публикуются перечни средств измерений, подлежащих метрологическому контролю, и/или применяется гармонизированное законодательство, действующее в зоне свободной торговли (например, для стран ЕЭС). Область метрологического контроля может меняться и охватывать готовые упаковки, СИ, и виды измерений. Широко практикуется принятие технических регламентов на СИ и готовые упаковки, которые охватывают их жизненный цикл, чтобы гарантировать всеобъемлющий подход к процессу измерений на практике.

Метрологический контроль в процессе эксплуатации СИ осуществляется через процедуру последующей поверки СИ. Например, германская модель контроля -поверяются СИ, входящие в определённый перечень, с определённой в нормативных актах периодичностью и дополняется мерами эксплуатационного надзора. Все виды деятельности выполняются единственным уполномоченным (нотифицированным) Правительством страны государственным органом, а работа оплачивается пользователями.

Американская модель предусматривает ограниченную область регулирования (весовая техника), поверку с фиксированной периодичностью, только государственными органами, за счёт государственного бюджета.

Метрологический надзор (голландская модель) проводится госорганами в соответствии с нормативными актами по собственным планам, составляемых на основе анализа рисков. Пользователи несут полную ответственность за пригодность СИ. Последующая поверка обязательна только после ремонта и при нарушении пломбы. При этой системе влияние государства минимально.

В случае сбалансированности рисков и затрат на поверку может применяться статистический метод (выборочная поверка из партии) и расширения межповерочных интервалов.

С выходом Директивы 2004/22/ЕС, страны-члены ЕЭС стали применять в обеспечении законодательных метрологических требованиям при изготовлении СИ механизмы деятельности по оценке соответствия, т. е. не ограничиваясь только испытаниями СИ. При этом выбор элементов контроля зависит от вида производимого СИ. Применение такого подхода значительно повышает ответственность изготовителей СИ за соблюдение законодательных метрологических требований и, одновременно, повышает уровень их лояльности на рынке СИ. Дальнейшее развитие данная система получила с выходом Директивы 2014/32/EU Европейского Парламента и Совета от 26 февраля 2014 года по гармонизации законодательной базы стран-участниц в отношении средств измерений, размещаемых на рынке.

В законодательстве Российской Федерации в области обеспечения единства измерений не применяется термин «законодательный метрологический контроль», как вид деятельности. Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» (ФЗ) определён достаточно широкий перечень областей деятельности, на которые распространяется государственное регулирование по обеспечению единства измерений (часть 3 статьи 1 ФЗ) и 6 форм государственного регулирования (статья 11 ФЗ), а именно:

1) утверждение типа стандартных образцов (СО) и СИ;

2) поверка СИ;

3) метрологическая экспертиза;

4) федеральный государственный метрологический надзор;

5) аттестация методик (методов) измерений;

6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений (ОЕИ).

Следуя этим положениям ФЗ, можно отметить, что формы государственного регулирования ОЕИ содержат элементы законодательного метрологического контроля, рекомендованные МОЗМ, и даже расширяет их перечень (в части аттестации методик измерений и аккредитации в области ОЕИ).

Страница 1 из 4 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Иванов В.Ю., "О законодательном метрологическом контроле"