Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Ю.Е. Лукашов, "Заметки к проекту нового документа, регламентирующего порядок проведения поверки средств измерений"

Заметки к проекту нового документа, регламентирующего порядок проведения поверки средств измерений




Ю.Е.Лукашов, к.т.н., начальник отдела ФГУП "ВНИИМС"

В процессе подготовки проекта документа, регламентирующего порядок проведения поверки средств измерений и нанесения знаков поверки, был выполнен анализ действующих правил по метрологии ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений» и ПР 50.2.007-2001 «ГСИ. Поверительные клейма». Целью анализа являлась оценка соответствия текста указанных правил положениям действующего законодательства и удовлетворение потребностей метрологической практики.

С силу ограниченного объема статьи нет возможности воспроизвести полностью результаты проведенного анализа. Поэтому приведем только соображения по наиболее существенным, с нашей точки зрения, вопросам.

Для начала следует четко определить, что такое поверка средства измерений, кем и в каких случаях она выполняется.

Что такое поверка?

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» (статья 2, п. 17: «поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям». Сразу хотелось бы отметить, что речь не идет об обязательных требованиях, и в приведенном определении ничего не сказано о том, кто и в каком порядке устанавливает указанные требования.

Правда, в части 1 статьи 9 содержатся следующие положения: «В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспеченииединства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечении: и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации». Не вдаваясь в детали формулировок, отметим, чтс средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единстве измерений, а только о них и идет речь, должны быть утвержденного типа, прошедшие поверку, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений. Очевидно, предполагается, что при поверке и подтверждается соответствие этим самым обязательным метрологическим и техническим требованиям. Эти требования могут быть установлены законодательно, но чаще они (во всяком случае, требования к точностным показателям) устанавливаются при утверждении типа (часть 1 статьи 13).

Здесь сразу нужно обратить внимание на то, что в соответствии с частью 7 статьи 13 зе кона «Об обеспечении единства измерений) «Средства измерений, не предназначеннькдля применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке».

Возникает противоречие: с одной стороны, средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, не должны проходить процедуру утверждения типа, а с другой, поверка, как совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям, не может быть выполнена в отношении средств измерений, к которым эти требования не установлены. А устанавливаются эти требования как раз при утверждении типа. Поэтому, видимо, следует отметить, что средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке, но только в том случае, если для них установлены обязательные требования, межповерочный интервал и методика поверки при утверждении их типа.

В документе МОЗМ Д 20 «Первичная и периодическая поверки средств измерений и измерительных процессов» указано, что при поверке проверяется соответствие средств измерений установленным административным и техническим, в том числе метрологическим требованиям. Такое определение поверки выглядит более содержательным, чем приведенное в законе «Об обеспечении единства измерений». Потому, что при поверке, действительно, необходимо подтвердить наличие всех маркировок, которые должны быть нанесены на средство измерений, наличие защитных пломб, если они предусмотрены документацией на данный тип средств измерений. В ряде случаев проверяются характеристики, которые не могут быть отнесены к метрологическим показателям средства измерений, например, сопротивление изоляции, размеры элементов корпуса средства измерений, используемых для его крепления в стойках и штативах, и т.п. Но будем придерживаться положений отечественного законодательства.

Итак, поверка - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений обязательным метрологическим и техническим требованиям, установленным в действующем законодательстве, включая технические регламенты, или при утверждении типа средств измерений.

Теперь о том, кто может осуществлять поверку.

Как указано в части 2 статьи 13 закона «Об обеспечении единства измерений»: «Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели». При этом в Законе отсутствует упоминание Государственной метрологической службы. Об аккредитации на поверку средств измерений сейчас говорить преждевременно. С передачей функций по аккредитации федеральной службе при Минэкономразвития России многое может измениться и в организации проведения работ и в определении критериев аккредитации.

Следует отметить, что поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. № 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, то это существенно отразится на определении того, кто может осуществлять поверку. И здесь можно указать на ряд сложностей:

    1. формулировки Перечня средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденного указанным постановлением Правительства РФ, не достаточно ясны и допускают широкие возможности для различных трактовок. Минпромторгом России и Росстандартом проводятся работы, направленные на формирование единых взглядов на состав средств измерений, попадающих в Перечень, а также на определение порядка формирования конкретных перечней средств измерений, поверяемых только государственными региональными центрами метрологии, для каждого отдельного предприятия;
    2. обеспечение поверкой всех средств измерений, вошедших в перечни средств измерений, поверяемых только государственными региональными центрами метрологии, для предприятий и индивидуальных владельцев на территориях, закрепленных за каждым из названных центров. Анализ, проведенный Росстандартом, показал, что в некоторых регионах прогнозируемая потребность может быть удовлетворена далеко не полностью. Использование совокупных возможностей государственных региональных центров метрологии сталкивается с организационными сложностями. Это, например, расходы, связанные с транспортировкой средств измерений к месту поверки, различная стоимость поверки одних и тех же средств измерений в разных центрах, даже в пределах одного федерального округа и т.п.;
    3. использование эталонной базы и кадрового состава поверителей в тех случаях, когда аккредитованные ранее юридические лица и индивидуальные предприниматели лишатся права поверки определенных типов средств измерений. Существуют, как минимум, две потенциальных возможности использования указанных ресурсов внутри региона:
      1. использование результатов калибровки при поверке средств измерений (что предусмотрено частью 3 статьи 18 Закона);
      2. создание контрольно-поверочных пунктов под контролем государственных региональных центров метрологии.

      Реализация данных возможностей нуждается в методическом и правовом обеспечении.


Теперь о том, в каких случаях следует выполнять поверку.


С учетом формулировки части 1 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»: «Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку».

В действующих правилах по метрологии ПР 50.2.006 перечислены виды поверок: «средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке».

Все перечисленные виды поверки существуют. К приведенному перечню можно добавить ещё экспертную поверку. Но ни один из них, кроме первичной до ввода в эксплуатацию средства измерений и после его ремонта, а также периодической, не упомянуты в законе «Об обеспечении единства измерений». Следует обратить особое внимание на первичную поверку при выпуске из производства. Это связано с рядом особенностей её проведения. Полный отказ от этого вида поверки не целесообразен, поскольку в этом случае покупатель будет вынужден сам осуществлять поверку приобретенного средства измерений, что, безусловно, повлечет за собой большие расходы на поверку, чем те затраты, которые несут предприятия и организации, производящие, ремонтирующие или ввозящие партиями на территорию Российской Федерации средства измерений. В некоторых случаях, как, например, со стеклянной мерной посудой или стеклянными термометрами, вообще осуществляется только первичная поверка. Периодической поверке эти средства измерений не подлежат. Поверка при выпуске из производства может осуществляться выборочно, в случае устойчивого технологического процесса. В документе МОЗМ Д 20 вообще выделяются только два вида поверки: первичная и последующие поверки. Причем под первичной поверкой понимается именно поверка при выпуске из производства. Это объясняется тем, что в России при первичной поверке набор операций может оказаться больше, чем при периодической, потому что в ряде случаев при первичной поверке проверяются отдельные технические характеристики средства измерений, например, диаметр места для крепления в стойке, сопротивление изоляции и т.п. То есть основой для классификации вида поверки является состав операций, выполняемых при поверке, и организация её проведения. В то время как в документе МОЗМ основой для классификации является стадия существования средства измерений по отношению к рынку: до поступления на рынок - первичная поверка, после поступления на рынок - последующие поверки. С учетом отечественного опыта работы в области обеспечения единства измерений и, принимая во внимание возможности более гибкого подхода к организации поверки, было бы целесообразно сохранить классификацию видов поверки, применяемую в правилах по метрологии ПР 50.2.006.

Есть ещё вопрос - с помощью чего поверять? Это вопрос об эталонах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 734 утверждено Положение об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В указанном Положении введена норма, в соответствии с которой эталоны, используемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат первичной и периодической аттестации. При этом остается открытым вопрос, связанный с тем, что эталоны непосредственно в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не используются. Они используются для поверки или калибровки средств измерений, а этот вид деятельности не предусмотрен частью 3 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», определяющей распространение сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений. Но, во-первых, надо указать на часть 5 статьи 1 закона: «Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования». Откуда следует, что все эталоны включаются в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Во-вторых, требования к эталонам установлены в части 7 статьи 7 того же закона: «В Российской Федерации должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин. В случае отсутствия соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин должна быть обеспечена прослеживаемость средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, к национальным эталонам единиц величин иностранных государств».

И, наконец, в-третьих, требования к «порядку утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядку передачи единиц величин от государственных эталонов, порядку установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядок оценки соответствия этим требованиям, а также порядок их применения» установлены «Положением об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 734. На основании этого Положения эталоны подлежат первичной и периодической аттестации. Какие требования должны устанавливаться для эталонов, кто и в каком порядке будет осуществлять их аттестацию - всё это должно быть регламентировано в документах, которые находятся в процессе разработки.

Теперь можно привести некоторые замечания, связанные с частными вопросами организации поверки.

В настоящее время в Законе «Об обеспечении единства измерений» отсутствуют прямые указания на необходимость аттестации поверителей. Однако в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», который используется при оценке компетентности поверочных и калибровочных лабораторий, имеется ряд рекомендаций по работе с кадрами специалистов, привлекаемых к выполнению работ, так, например:

      1. в п. 5.2.1 дана следующая формулировка: «Руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства»;
      2. в п. 5.2.3 дана следующая формулировка: «Лаборатория должна использовать персонал, нанятый ею или приглашенный по контракту. Если используется персонал, приглашенный по контракту или оказывающий дополнительную техническую или профессиональную помощь, лаборатория должна удостовериться, что он компетентен, работает под контролем и в соответствии с системой менеджмента лаборатории»;
      3. в п. 5.2.5 дана следующая формулировка: «Руководство должно уполномочить специально подобранный персонал для проведения конкретных работ по отбору проб (образцов), испытаниям и/или калибровке, для оформления протоколов испытаний и выдачи сертификатов о калибровке, подготовки мнений и толкований и эксплуатации конкретного оборудования. Лаборатория должна вести записи о полномочиях, компетенции, профессиональном и образовательном уровне, обучении, мастерстве и опыте всего технического персонала, включая специалистов, работающих по контракту. Эта информация должна быть всегда доступна и содержать дату подтверждения полномочий и компетенции».

Учитывая необходимость оценки компетентности персонала и наделения его определенными полномочиями, в проект разрабатываемого документа, устанавливающего прядок проведения поверки, очевидно, следует включить рекомендацию о проведении обучения и аттестации персонала, непосредственно участвующего в выполнении технических процедур поверки. Подобную аттестации следует возложить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на аккредитацию в области поверки средств измерений. Желательно также обратить внимание на то, чтобы указанная рекомендация распространялась и на персонал, привлекаемый по договору, контракту, соглашению или на какой-либо другой основе.

Хотелось бы отметить, что в ряде случаев требование об обязательном утверждении типа средств измерений, подвергаемых поверке, выглядит несколько излишним. Например, в упомянутом уже документе МОЗМ Д 20 «Первичная и периодическая поверки средств измерений и измерительных процессов» в качестве примера такой ситуации, когда средство измерений подвергается поверке, но в утверждении типа не нуждается, рассматриваются резервуары для хранении нефти и нефтепродуктов, аналогичная ситуация складывается с такими устройствами, как калибры и шаблоны, которые, строго говоря, не являются средствами измерений, а относятся к средствам допускового контроля, но нередко возникает необходимость в их поверке. Например, если подобные калибры и шаблоны используются для оценки соответствия требованиям, установленным техническими регламентами.

При этом обязательные требования к таким устройствам, оцениваемые при поверке, периодичность поверки, методику поверки можно было бы установить отдельным документом, утверждаемым Росстандартом, но без проведения предварительных испытаний каждого типа таких устройств. И в дальнейшем выполнять поверку в соответствии с установленными этим документом требованиями.
В части 4 статьи 12 Закона «Об обеспечении единства измерений» содержится следующее положение: «Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке». Строго говоря, это делает недопустимым нанесение знака поверки на какую-либо документацию, кроме Свидетельства о поверке. Однако такое требование выглядит неоправданно жестким. В ряде случаев вполне допустимо наносить знак поверки на технический паспорт или формуляр средства измерений. Эта практика получила широкое распространение как в Российской Федерации, так и за рубежом. Это относится к приборам, выполненным в виде устройства, заключенного в один корпус, с возможностью предотвращения несанкционированного доступа к внутренним элементам устройства или замены одних компонентов конструкции другими, способных повлечь за собой изменение метрологических характеристик средства измерений.

Можно было бы остановиться на требованиях к оформлению Свидетельства о поверке, но подробное рассмотрение данного вопроса займет много места. Отметим только, что свидетельство о поверке - это не чисто юридический, но и технический документ и общие требования к содержанию подобных документов приведены в пунктах 5.10.2 и 5.10.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Ю.Е. Лукашов, "Заметки к проекту нового документа, регламентирующего порядок проведения поверки средств измерений"