Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Лоцманов А.Н. "Для метрологических служб предприятий не должны возникать новые трудности с метрологическим обслуживанием средств измерений"

Для метрологических служб предприятий не должны возникать новые трудности с метрологическим обслуживанием средств измерений




А.Н. Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП

В настоящее время Минпромторг России готовит проект изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 (далее - Правила).

Минэкономразвития России в целях сбора и анализа информации об обоснованности и целесообразности внесения изменений в Правила провел (путем рассылки соответствующей анкеты) в период с 16 июня по 1 июля 2011 года публичные консультации.

Ниже приводятся вопросы анкеты и ответы, подготовленные Комитетом по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Проект ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от«___»_________ 2011 г. №___ МОСКВА О внесении изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 В целях обеспечения безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 191; 2005, № 7, ст. 560).
Утверждены
постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от«__»______ 2011 г.
Изменения,
которые вносятся в Правила применения технических устройств на опасных
производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. 1540
В Правилах применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 191; 2005, № 7, ст. 560): пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания: «До проведения приемочных испытаний техническое средство, представляющее собой механическое, электрическое, оптическое, электронное или работающее на каком-либо ином принципе (принципах) техническое устройство (аппарат, прибор, механизм или техническая система), предназначенное для выполнения измерений (далее - средство измерений), должно пройти обязательную метрологическую экспертизу. Обязательная метрологическая экспертиза средств измерений проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений»; пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. К применению на опасном производственном объекте допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку»; пункт 7:
после слов «приемочных испытаний» дополнить словами«, свидетельств об утверждении типа средств измерений, свидетельств о поверке средств измерений, в том числе средств измерений, входящих в состав технических устройств»; после слов «требованиям промышленной безопасности» дополнить словами «, а также положительного заключения обязательной метрологической экспертизы средства измерения»; пункт 8:
абзац первый после слов «действующим в Российской Федерации» дополнить словами «а также отрицательном заключении обязательной метрологической экспертизы средства измерения»;
абзац второй после слов «экспертизы промышленной безопасности» дополнить словами «и заключения обязательной метрологической экспертизы средства измерения»; слова «постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» заменить на «настоящих правил»; пункт 9 дополнить абзацами следующего содержания: «Организацию и контроль за проведением работ по обеспечению единства измерений осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или метрологическая служба. При численности работников эксплуатирующей организации более 250 человек, создание метрологической службы обязательно».
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства
Российской Федерации «О внесении изменений
в Правила применения технических устройств
на опасных производственных объектах,
утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. 1540» Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации разработан в соответствии с Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № ИС-П9-22пр (п. 22) в целях обеспечения безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации предлагается установить обязательную метрологическую экспертизу средств измерений, в том числе входящих в состав технических устройств, а также обязать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, создавать в своем составе метрологические службы. Проведение обязательной метрологической экспертизы технических устройств, применяемых для обеспечения безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов, будет осуществляться аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Комментарий Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1540» устанавливает проведение обязательной метрологической экспертизы средств измерений, в том числе входящих в состав технических устройств, а также создание метрологических служб в составе организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, то есть регулирует отношения в области государственного контроля (надзора) и оценки соответствия. В целях оценки регулирующего воздействия проекта приказа и выявления в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 14 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года № 398, проводит публичные консультации. В рамках указанных консультаций все заинтересованные лица приглашаются направить свои предложения и замечания по данному Проекту акта.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО

Проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении
изменений в Правила применения технических устройств на опасных
производственных объектах, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 декабря 1998 г, 1540» (далее Проект акта)

1. Какое, по Вашей оценке, общее количество субъектов предпринимательской и иной деятельности затронет нормативное правовое регулирование, предлагаемое Проектом акта?

Предлагаемый проект постановления затронет практически все промышленные предприятия страны. В соответствии со статьей 2, части 1, федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по данным Ростехнадзора России в государственном реестре за 2009 г. зарегистрированы:

10 атомных станций; 157 шахт; 185 разрезов; 62 обогатительные фабрики; 133 подземных рудника, 7140 карьеров по добыче руды; 1807 обогатительных и агломерационных фабрик, 325 объектов подземного строительства транспортного и специального назначения; 13 крупных холдингов и 165 нефтегазодобывающих компаний; 283 организации, эксплуатирующие нефтегазоперерабатывающие производства, 155 -нефтехимические, 6918 организаций нефтепродуктообеспечения, эксплуатирующих 970 нефтебаз, 2787 складов ГСМ, 3161 - АЗС; все металлургические и коксохимические предприятия (данные о количестве в отчете не приведены); предприятия газораспределения и газопотребления, а именно: 24 тыс. промышленных предприятий, 430 тепловых электрических станций, 64 тыс. газифицированных отопительных и производственных котельных; 6731 предприятий, эксплуатирующие химически опасные объекты; 1338 организаций и предприятий, в которых обращаются взрывчатые материалы; 6536 предприятий по перевозке опасных грузов; 4823 предприятий по переработке и хранению растительного сырья; 22294 предприятий, эксплуатирующих сосуды под давлением; 85519 предприятий, эксплуатирующих грузоподъемное оборудование; 4000000 объекта энергетики; 37250 гидротехнических сооружений; 10300 объектов капитального строительства.

2. Как изменяются (ужесточаются) требования к субъектам предпринимательской и иной деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, по сравнению с требованиями действующих нормативных правовых актов? Приведите конкретные примеры.

Предлагаемое изменение постановления Правительства № 1540 принуждает предприятия осуществлять действия, не предусмотренные законодательством РФ, в том числе в федеральных законах: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании»; ФЗ - технических регламентов «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности машин и оборудовании».

Не соответствует сложившейся за многие десятилетия практике обеспечения единства измерений, разделения ответственности и объемов работ собственных метрологических служб предприятий и государственных региональных метрологических центров (ЦСМ).

3. Требуется ли переходный период для вступления в силу предлагаемого регулирования (Или с какого времени Целесообразно принятие проекта акта?)? Какой переходный период необходим, по Вашему мнению, для вступления в силу предлагаемого регулирования?

Требуется полный пересмотр постановления Правительства № 1540 и приведение его к нормам, установленным действующим на сегодня законодательством.

4. Считаете ли Вы нормы Проекта акта ясными и понятными? Считаете ли Вы, что нормы Проекта акта не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Укажите нормы и такие нормативные правовые акты.

Действующее постановление Правительства РФ № 1540 от 1998 года не соответствует действующей редакции ФЗ «О промышленной безопасности...» в редакции изменений ФЗ-232,313,171,226,227 от 2006, 2008, 2010 гг., а также ФЗ «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании»; ФЗ - технических регламентов «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности машин и оборудовании».

Например: ФЗ «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ, статья 14. Метрологическая экспертиза, часть 2, требует: «Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции (если отнести средства измерения к продукции), ... и других объектов проводится в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.»

Но в указанных выше федеральных законах таких требований к средствам измерений нет, эта норма вводится подзаконным актом.

5. К каким последствиям может привести принятие Проекта акта в части изменения издержек, невозможности исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями дополнительных обязанностей, возникновения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и иной деятельности? Приведите конкретные примеры

Наряду с вступающим в действие с 1 января 2012 года постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке государственными региональными центрами метрологии» данное изменение постановления № 1540 приведет к:

- невозможности только силами региональных ЦСМ провести самостоятельно поверку миллионов средств измерений (далее - СИ) (только Новолипецкий металлургический комбинат имеет 123000 СИ, ОАО «Сибур-Нефтехим» - более 160000 СИ,...);

- необходимости дублирования количества СИ на предприятиях для обеспечения непрерывности технологического процесса;

- необходимости доставки СИ в свой региональный ЦСМ, а за неимением у него рабочих эталонов, образцовых СИ и необходимых аккредитаций, в ЦСМ других регионов, этого колоссального количества СИ;

- деградации собственных метрологических служб предприятий;

- обнуления средств, потраченных на аккредитацию собственных метрологических служб предприятий;

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Лоцманов А.Н. "Для метрологических служб предприятий не должны возникать новые трудности с метрологическим обслуживанием средств измерений"