Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кузин А.Ю., "Направления совершенствования федерального закона "Об обеспечении единства измерений""

Направления совершенствования федерального закона "Об обеспечении единства измерений"




А.Ю. Кузин,

доктор технических наук, профессор, директор ФГУП «ВНИИМС», Москва, kuzin@vniims.ru

"Главный метролог" №3 2017 г.


Совершенствование законодательной базы является одним из важнейших направлений реализации недавно утвержденной «Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года». И в первую очередь сказанное относится к основополагающему для российских метрологов Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений»*.


В Росстандарте работа по совершенствованию законодательства проводится на постоянной основе в соответствии с решением руководителя Агентства А.В. Абрамова. С этой целью непрерывно отслеживается текущая ситуация, аккумулируются предложения, выявляются потребности, которые вызывает правоприменительная практика, и по результатам анализа подготавливаются соответствующие изменения. Затем они планируются для поэтапного внесения установленным порядком в текст закона. Первая группа наиболее актуальных изменений в нем уже подготовлена. Их обсуждение планировалось на 2-м Всероссийском съезде метрологов и приборостроителей.

Однако в настоящее время обсуждения внутри Росстандарта все еще продолжаются, т.к. сложность проводимой работы и ее объем оказались больше, чем это оценивалось первоначально. Поэтому сейчас имеет смысл говорить не о конкретных изменениях в Закон, которые предполагается внести, а о выделяемых нами главных направлениях его совершенствования. И первым из них следует назвать уточнение сферы государственного регулирования. Сделать это крайне важно. Росстандарту и метрологическим институтам почти ежедневно приходится сталкиваться с просьбами конкретизировать, относится или не относится к сфере госрегулирования то или иное измерение или применение того или иного средства измерений. И хотя понятно, что раз и навсегда такую задачу решить невозможно, однако к этому следует стремиться. Сейчас мы планируем еще на шаг приблизиться к тому, чтобы в законе максимально точно и определенно описать объекты сферы госрегулирования, и тем самым хоть немного облегчить жизнь метрологам, как практикам, так и консультирующим их законодателям.

Второе направление, внутри которого мы формируем наши предложения изменений в Закон, также непосредственно вытекает из принятой Стратегии. Оно связано с информационным обществом, в котором мы живем, с цифровыми технологиями и открытостью информации. В 2011 г. Росстандартом во исполнение Закона «Об обеспечении единства измерений» и положений «Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года» был создан Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. На его сайте (http://www.fundmetrology.ru) в открытом доступе размещена вся основная документация, требуемая в работе метрологических лабораторий. И здесь, в частности, хочу подчеркнуть, что ФГУП «ВНИИМС» выполнил взятое на себя год назад обязательство опубликовать методики поверки в открытом доступе. За 2016 г. они все уже представлены на сайте фонда и постепенно дополняются более ранними -за 2015-й, 2014-й и т.д. А публикация новых - за 2017-й и далее - происходит по мере утверждения типа средств измерений.

Сейчас предлагается расширить возможности Федерального информационного фонда путем перехода к электронной регистрации результатов метрологической деятельности. В соответствии с действующим законом основным удостоверяющим документом для этого служат свидетельство о поверке или свидетельство об утверждении типа. Они выдаются в бумажном виде по результатам поверок и испытаний. Мы считаем, что такое положение устарело, и основной должна стать запись в открытых электронных реестрах. В базе данных фонда хранятся сведения такого рода, но они, к сожалению, не полные. Восполнить и актуализировать их как раз и должна помочь электронная регистрация. А бумажные документы можно будет выдавать по мере необходимости или по желанию заказчика метрологических работ.

Есть еще один момент, о котором здесь необходимо упомянуть. Мы во ВНИИМСе постоянно сталкиваемся с подделками выдаваемых нами свидетельств о поверке. И обращение в правоохранительные органы не имеет эффекта, поскольку подобные расследования там рассматриваются как слишком мелкие и незначительные. Предполагается, что электронная регистрация должна решить проблему фальсификации документов, выдаваемых по результатам метрологических работ.

И, наконец, третье направление совершенствования законодательной базы связано с процедурой аккредитации. В свое время Росаккредитация обратилась в Росстандарт с вопросом: «А что бы вы хотели поправить 412-м Законе по аккредитации *?» Так вот, если прочесть его внимательно, обнаружится, что вносить туда исправления не нужно - там все замечательно. А все основные проблемы проистекают из нашего Закона «Об обеспечении единства измерений». Именно там заложены избыточные процедуры аккредитации в области метрологии. А Росаккредитация аккредитует только на те виды работ, которые указаны в 102-ФЗ.

В качестве примера могу сослаться на опыт ВНИИМС. Мы аккредитуемся на право калибровки, поверки, испытаний, аттестации методик, метрологической экспертизы. При этом, фактически, все пять типов работ выполняют одни и те же специалисты на одном и том же оборудовании. Но каждый раз институту приходится проходить процедуру аккредитации заново. А если учесть, что многие организации имеют широкие области деятельности и, соответственно, выполняют большой объем работ при аккредитации, то они несут огромные, совершенно неоправданные затраты. Такое положение - тяжкий груз и для самой Росаккредитации, которая захлебывается в гигантском вале работы, на мой взгляд, в значительной части совершенно не нужной. Возникло несколько идей, как ее упростить и сократить. Надеюсь, что уже в ближайшее время внутри Росстандарта будет сформулирована и согласована позиция по этому поводу.

Все изменения в Закон, которые мы предлагаем и о которых здесь шла речь, будут обязательно вынесены для широкого обсуждения с метрологической общественностью. Мы представим их на всех возможных площадках - конференциях, семинарах, мероприятиях Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты.


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кузин А.Ю., "Направления совершенствования федерального закона "Об обеспечении единства измерений""