Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кузин А.Ю., "Направления совершенствования федерального закона "Об обеспечении единства измерений""

Направления совершенствования федерального закона "Об обеспечении единства измерений"

ООО Госнорм



А.Ю. Кузин,

доктор технических наук, профессор, директор ФГУП «ВНИИМС», Москва, kuzin@vniims.ru

"Главный метролог" №3 2017 г.


Совершенствование законодательной базы является одним из важнейших направлений реализации недавно утвержденной «Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года». И в первую очередь сказанное относится к основополагающему для российских метрологов Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений»*.


В Росстандарте работа по совершенствованию законодательства проводится на постоянной основе в соответствии с решением руководителя Агентства А.В. Абрамова. С этой целью непрерывно отслеживается текущая ситуация, аккумулируются предложения, выявляются потребности, которые вызывает правоприменительная практика, и по результатам анализа подготавливаются соответствующие изменения. Затем они планируются для поэтапного внесения установленным порядком в текст закона. Первая группа наиболее актуальных изменений в нем уже подготовлена. Их обсуждение планировалось на 2-м Всероссийском съезде метрологов и приборостроителей.

Однако в настоящее время обсуждения внутри Росстандарта все еще продолжаются, т.к. сложность проводимой работы и ее объем оказались больше, чем это оценивалось первоначально. Поэтому сейчас имеет смысл говорить не о конкретных изменениях в Закон, которые предполагается внести, а о выделяемых нами главных направлениях его совершенствования. И первым из них следует назвать уточнение сферы государственного регулирования. Сделать это крайне важно. Росстандарту и метрологическим институтам почти ежедневно приходится сталкиваться с просьбами конкретизировать, относится или не относится к сфере госрегулирования то или иное измерение или применение того или иного средства измерений. И хотя понятно, что раз и навсегда такую задачу решить невозможно, однако к этому следует стремиться. Сейчас мы планируем еще на шаг приблизиться к тому, чтобы в законе максимально точно и определенно описать объекты сферы госрегулирования, и тем самым хоть немного облегчить жизнь метрологам, как практикам, так и консультирующим их законодателям.

Второе направление, внутри которого мы формируем наши предложения изменений в Закон, также непосредственно вытекает из принятой Стратегии. Оно связано с информационным обществом, в котором мы живем, с цифровыми технологиями и открытостью информации. В 2011 г. Росстандартом во исполнение Закона «Об обеспечении единства измерений» и положений «Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года» был создан Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. На его сайте (http://www.fundmetrology.ru) в открытом доступе размещена вся основная документация, требуемая в работе метрологических лабораторий. И здесь, в частности, хочу подчеркнуть, что ФГУП «ВНИИМС» выполнил взятое на себя год назад обязательство опубликовать методики поверки в открытом доступе. За 2016 г. они все уже представлены на сайте фонда и постепенно дополняются более ранними -за 2015-й, 2014-й и т.д. А публикация новых - за 2017-й и далее - происходит по мере утверждения типа средств измерений.

Сейчас предлагается расширить возможности Федерального информационного фонда путем перехода к электронной регистрации результатов метрологической деятельности. В соответствии с действующим законом основным удостоверяющим документом для этого служат свидетельство о поверке или свидетельство об утверждении типа. Они выдаются в бумажном виде по результатам поверок и испытаний. Мы считаем, что такое положение устарело, и основной должна стать запись в открытых электронных реестрах. В базе данных фонда хранятся сведения такого рода, но они, к сожалению, не полные. Восполнить и актуализировать их как раз и должна помочь электронная регистрация. А бумажные документы можно будет выдавать по мере необходимости или по желанию заказчика метрологических работ.

Есть еще один момент, о котором здесь необходимо упомянуть. Мы во ВНИИМСе постоянно сталкиваемся с подделками выдаваемых нами свидетельств о поверке. И обращение в правоохранительные органы не имеет эффекта, поскольку подобные расследования там рассматриваются как слишком мелкие и незначительные. Предполагается, что электронная регистрация должна решить проблему фальсификации документов, выдаваемых по результатам метрологических работ.

И, наконец, третье направление совершенствования законодательной базы связано с процедурой аккредитации. В свое время Росаккредитация обратилась в Росстандарт с вопросом: «А что бы вы хотели поправить 412-м Законе по аккредитации *?» Так вот, если прочесть его внимательно, обнаружится, что вносить туда исправления не нужно - там все замечательно. А все основные проблемы проистекают из нашего Закона «Об обеспечении единства измерений». Именно там заложены избыточные процедуры аккредитации в области метрологии. А Росаккредитация аккредитует только на те виды работ, которые указаны в 102-ФЗ.

В качестве примера могу сослаться на опыт ВНИИМС. Мы аккредитуемся на право калибровки, поверки, испытаний, аттестации методик, метрологической экспертизы. При этом, фактически, все пять типов работ выполняют одни и те же специалисты на одном и том же оборудовании. Но каждый раз институту приходится проходить процедуру аккредитации заново. А если учесть, что многие организации имеют широкие области деятельности и, соответственно, выполняют большой объем работ при аккредитации, то они несут огромные, совершенно неоправданные затраты. Такое положение - тяжкий груз и для самой Росаккредитации, которая захлебывается в гигантском вале работы, на мой взгляд, в значительной части совершенно не нужной. Возникло несколько идей, как ее упростить и сократить. Надеюсь, что уже в ближайшее время внутри Росстандарта будет сформулирована и согласована позиция по этому поводу.

Все изменения в Закон, которые мы предлагаем и о которых здесь шла речь, будут обязательно вынесены для широкого обсуждения с метрологической общественностью. Мы представим их на всех возможных площадках - конференциях, семинарах, мероприятиях Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты.


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кузин А.Ю., "Направления совершенствования федерального закона "Об обеспечении единства измерений""