Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кузин А.Ю., Андрощук Ю.М., "Предложения по внесению изменений в постановление правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №734 "Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений""

Предложения по внесению изменений в постановление правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №734 "Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений"




А.Ю. Кузин, доктор технических наук, профессор, директор ФГУП «ВНИИМС», Москва, kuzin @ vniims.ru,

Ю.М. Андрощук, кандидат технических наук, советник директора ФГУП «ВНИИМС», Москва, androshchuk@ vniims.ru.


В соответствии с требованиями части 8 статьи 7 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» [1] было разработано и 23 сентября 2010 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 734 [2].

В целях реализации данного постановления, а также выработки единого подхода к аттестации эталонов и оформлению документов по результатам аттестации Росстандартом были разработаны и утверждены приказом от 22 января 2014 г. № 36 Рекомендации [3].

Практические работы по утверждению эталонов начались с 2012 г., и к моменту принятия Рекомендаций Росстандарта уже было утверждено порядка 17,5 тыс. эталонов. В 2014-2015 гг. резко возросли потребности в аттестации и утверждении эталонов и соответственно вырос объем проводимых работ. В настоящее время количество утвержденных эталонов составляет более 80 тыс. При этом одновременно росло число заявок, находящихся на рассмотрении, которое к 2015 г. достигло уровня 20-30 тыс., и данный уровень сохраняется до настоящего времени. Подведомственные организации Росстандарта (ФГУП «ВНИИМС» и ФГУП «ВНИИФТРИ»), занимающиеся проверкой материалов аттестации и подготовкой документов для утверждения эталонов, физически не в состоянии оперативно справляться с такими объемами.

Таким образом, практика утверждения эталонов уже в 2015 г. показала серьезные проблемы реализации действующего законодательства, что нашло соответствующее отражение в Ежегодном докладе в Правительство РФ о состоянии работ по обеспечению единства измерений в Российской Федерации. С одной стороны, процесс утверждения эталонов стал занимать недопустимо длительное время (до двух лет в отдельных случаях), с другой стороны, владельцы эталонов при подготовке эталонов к утверждению вынуждены разрабатывать документы (паспорта эталонов, правила содержания и применения эталонов, методики аттестации), включающие информацию из других, уже имеющихся, документов (руководств по эксплуатации средств измерений, методик поверки). Фактически утверждение эталонов превратилось в чисто бумажную процедуру.

По итогам Ежегодного доклада о состоянии работ по обеспечению единства измерений в Российской Федерации вышло поручение Заместителя Председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича от 10 августа 2015 г. № АД-П7-5395 представить предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в области обеспечения единства измерений в части процедур аттестации эталонов. В рамках реализации данного поручения подготовлен проект изменений в 734 постановление, активное участие в подготовке которого принял ФГУП «ВНИИМС».

При разработке изменений в постановление №734 использовались следующие основные принципы:

- соблюдение действующего законодательства;

- преемственность, сохранение положений, успешно работающих на практике (вопросы, относящиеся к государственным первичным эталонам, практически не требуют корректировки);

- устранение недостатков, которые выявились при практической реализации (подробнее будут рассмотрены далее); минимизация потерь, обусловленных изменением регулирующих норм (установление норм на переходный период).

При анализе действующего порядка были выявлены следующие основные недостатки:

- двойное регулирование для средств измерений и стандартных образцов утвержденного типа (утверждение типа, поверка для СИ, а затем аттестация и утверждение в качестве эталона); нелогичность отдельных процедур и тре-
бований, например, требования к эталонам устанавливаются по результатам их аттестации, а должно быть наоборот;

- субъективность - аттестацию эталонов проводят их владельцы;

- присутствует риск недобросовестной аттестации: возможна ситуация - «сам откалибровал - сам аттестовал», когда вся процедура аттестации сосредоточена в руках владельца эталона, заинтересованного в ее результатах.


При подготовке проекта документа (пересматриваемое Положение об эталонах) были определены следующие направления его совершенствования:

- упрощение процедур, исключение процедур и документооборота, не влияющих на единство измерений;

- повышение доверия к результатам оценки соответствия эталонов;

- повышение гибкости механизма регулирования.


Для реализации указанных направлений совершенствования действующего порядка были предложены следующие изменения:

- для СИ утвержденных типов никакие дополнительные оценки соответствия не проводятся. При применении в качестве эталона - регистрация (обязательная - для государственных эталонов, добровольная - для всех остальных негосударственных эталонов). С этой целью в разделе 1 вносимых изменений предложена следующая формулировка: «Средства измерений утвержденного типа регистрируются в качестве эталонов Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по устанавливаемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации процедуре и для них никаких дополнительных форм оценки соответствия, кроме поверки, не предусматривается. Средства измерений утвержденного типа, применяемые в качестве эталонов и находящиеся в федеральной собственности, регистрируются в качестве государственных эталонов в обязательном порядке. В добровольном порядке в качестве эталонов могут быть зарегистрированы и другие средства измерений утвержденного типа, не находящиеся в федеральной собственности, но удовлетворяющие требованиям к эталонам». Кроме того, по всему тексту Положения об эталонах предложено внести оговорки в виде «за исключением эталонов, в качестве которых применяются стандартные образцы и (или) средства измерений утвержденного типа», дополнительно уточняющие, что данное требование или процедура не относится к СО и СИ утвержденного типа, применяемых в качестве эталонов; для СО утвержденных типов никакие дополнительные оценки соответствия и регистрация не проводятся. С этой целью в пункте 1 раздела 1 предложена следующая формулировка: «Стандартные образцы утвержденного типа, применяемые в качестве эталонов, не подлежат регистрации, первичной и периодической аттестации. Стандартные образцы утвержденного типа применяются в качестве эталонов в период срока их годности в соответствии с инструкцией по применению стандартного образца, установленной в паспорте на каждый экземпляр стандартного образца или на партию стандартных образцов», а по тексту Положения предложены вышеуказанные оговорки для СИ:

- требования к эталонам устанавливаются и приводятся в поверочных схемах, методиках аттестации или методиках поверки. Таким образом, вносимые уточнения «для государственных первичных эталонов обязательные требования устанавливаются при утверждении технических заданий на их разработку, для остальных эталонов - при утверждении поверочных схем и (или) методик аттестации или методик поверки» устраняют нелогичность, допущенную в действующем порядке, что требования к эталонам устанавливаются по результатам их аттестации;

- аттестация эталонов, не являющихся средствами измерений утвержденного типа, возлагается на ГНМИ и ГРЦМ (ГНМЦ МО РФ - для сферы обороны и безопасности). В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона не предусмотрена аккредитация на выполнение работ по аттестации эталонов. В целях обеспечения компетентности исполнителей работ по аттестации эталонов предложено их выполнение поручить ГНМИ и ГРЦМ, которые, с одной стороны, являются аккредитованными юридическими лицами на проведение испытаний и поверки средств измерений, а с другой стороны, держателями эталонов всех уровней точности, вплоть до государственных первичных эталонов. Участие ГНМИ и ГРЦМ в аттестации эталонов гарантированно обеспечит достоверность оценки соответствия эталонов и их метрологическую прослежива-емость. При этом риски монополизации деятельности по аттестации эталонов исключены. Проектом Положения предусмотрена возможность альтернативного решения - через утверждение типа СИ и поверку;

- утверждение регулирующих процедур (утверждения и регистрации) предложено возложить на Минпромторг России, т.е. установление процедур утверждения и регистрации эталонов переносятся на нормативный акт более низкого уровня -приказ Минпромторга России. С этой целью в проекте постановления предусмотрен пункт, поручающий Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить перечень, формы и содержание документов, оформляемых по результатам аттестации эталонов единиц величин, процедуры представления документов для утверждения (регистрации) эталонов единиц величин, для внесения изменений в сведения об утвержденных (зарегистрированных) эталонах единиц величин и процедуры утверждения (регистрации) эталонов единиц величин, внесения изменений в сведения об утвержденных (зарегистрированных) эталонах единиц величин, включая аннулирование регистрации.

Причем, чтобы избежать проблем, связанных с переходом на новые документы, и чтобы с выходом новых нормативных правовых актов не надо было начинать все с начала, на переходный период предложены следующие решения:

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кузин А.Ю., Андрощук Ю.М., "Предложения по внесению изменений в постановление правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №734 "Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений""