Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кононогов С.А., Генкина Р.И., Сковородников В.А., "Прошлое, настоящее и будущее Российской системы калибровки"

Прошлое, настоящее и будущее Российской системы калибровки




С. А. Кононогов, д.т.н., профессор, директор ФГУП «ВНИИМС»
Р. И. Генкина, к.т.н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»
В. А. Сковородников, к.т.н., заместитель директора ФГУП «ВНИИМС»

"Главный метролог" №5 2014 г.

Впервые понятие «калибровка средств измерений» в современном его понимании как «определение действительных значений метрологических характеристик средств измерений» и его связь с понятием «аккредитация» появились в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. № 4871-1, в котором в ст. 23 часть 2 было установлено: «На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали».

Таким образом, законом определялось, что государственные научные метрологические институты и органы Государственной метрологической службы (ЦСМ) получали полномочия аккредитующих органов национальной калибровочной службы, которую после принятия данного закона, необходимо было создавать. Ввиду того, что термин «служба» был традиционно применен в законе с привязкой к определениям «государственная метрологическая служба» и «метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц», национальная калибровочная служба, чтобы не противопоставлять её перечисленным выше «службам», получила название «Российская система калибровки».

Госстандартом России функции Научно-методического центра РСК (НМЦ РСК) были возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС). В числе этих функций были:

- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;

- регистрация и ведение Реестра РСК;

- участие в работе комиссий по регистрации и регистрация аккредитующих органов РСК (всего - 106 аккредитующих органов);

- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров в области организации калибровочной деятельности и др.

Все эти функции ВНИИМС выполнял на протяжении многих лет.
Были разработаны нормативные правовые документы:
ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», в соответствии с действующими в то время международными рекомендациями;
ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», устанавливающие структуру, функции, права и обязанности субъектов РСК;
ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», устанавливающие процедуру аккредитации и инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц.
Было разработано Типовое положение о калибровочной лаборатории, Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки и ряд других документов.

Введение в действие в стране ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и его новой редакции от 2006 г., не могли остаться без внимания РСК. НМЦ РСК принимает Рекомендацию Р РСК 003-2007 «Порядок подтверждения соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в Российской системе калибровки, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» с целью постепенного приведения состояния отечественных калибровочных лабораторий международным требованиям. В связи с известными изменениями в организации национальной системы аккредитации РСК переходит к виду деятельности, формально не связанной с аккредитацией: оценка и подтверждение соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006, включающей в себя большую методическую, организационную и консультационную работу, которую, кстати, запрещено выполнять при аккредитации.

Учитывая масштабы страны и многообразие видов метрологической деятельности, в которых составляющим, а иногда и главным, элементом является калибровка средств измерений, НМЦ РСК ввел институт Уполномоченных экспертных организаций РСК (УЭО РСК), в число которых на добровольной основе могли войти государственные научные метрологические институты (ГНМИ), государственные региональные, а также отраслевые центры стандартизации и метрологии.

Функциями УЭО РСК, имеющих в своем составе специально подготовленных НМЦ РСК экспертов-метрологов РСК, являлись:

- оказание методической помощи в подготовке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих калибровку СИ (далее - калибровочные лаборатории) к процедуре оценки и подтверждения соответствия;

- предварительная оценка соответствия качества выполнения калибровочных работ требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

На тот период ГНМИ, государственные региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) в части подтверждения соответствия требованиям РСК продолжали действовать как самостоятельные аккредитующие органы РСК. При необходимости подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 они выступали в роли УЭО РСК, а окончательную экспертизу и подтверждение соответствия осуществлял НМЦ РСК - ВНИИМС.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. №845 «О федеральной службе по аккредитации» с 1 ноября 2011 г. функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) по аккредитации на право выполнения работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений переданы Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). В перечень этих работ (услуг), на право выполнения которых необходимо получить аккредитацию, вошли: испытания с целью утверждения типа средств измерений; метрологическая экспертиза нормативной документации; аттестация методик измерений, используемых в сферах государственного регулирования; поверка средств измерений. Дополнила этот список добровольная аккредитация на выполнение работ по калибровке средств измерений.

Изменившаяся нормативно-правовая I ситуация, появление национального органа по аккредитации заставили по-новому взглянуть на задачи, стоящие перед  Российской системой калибровки. Главной задачей РСК, действующей с первых дней в системе Госстандарта России, было создание условий для обеспечения единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования, т. е. задача, которую в соответствии с законодательством ни один федеральный орган исполнительной власти в настоящий момент не решает. Тем не менее, как и во всем мире, именно большая часть производства продукции находится вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, т. е. там, где исполнитель калибровочных работ и заказчик остаются один на один, без участия третьего компетентного лица. При этом зачастую ни тот, ни другой не имеют чёткого представления ни о показателях качества данной метрологической услуги, ни о влиянии их на качество выпускаемой продукции или другой основной деятельности предприятия.

Именно в этих сферах необходимо было создать условия, при которых калибровочные лаборатории, ставящие перед собой задачу соответствовать международным требованиям, получили бы необходимую научную, методическую и практическую помощь в достижении этого соответствия от компетентной организации, чтобы обеспечить доверие к результатам этой деятельности. По этому принципу создавались все калибровочные службы стран Западной Европы - добровольные объединения калибровочных лабораторий, осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными правилами и нормами, что и обеспечивало доверие к результатам их деятельности. Все эти службы, как правило, возглавляли государственные научные метрологические институты, являющиеся основными разработчиками нормативно методической базы, регулирующей метрологическую деятельность.

С целью выполнения указанной функции с 1 ноября 2011 г. был введен в действие «Временный порядок организации деятельности Российской системы калибровки». Определение «временный» характеризовало ограниченное действие данного документа в течение переходного периода до появления нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по аккредитации, в частности, в области обеспечения единства измерений. Цель его была:

- создать условия для бесперебойного, в течение переходного периода, функционирования РСК, членами которой являлись несколько тысяч предприятий и организаций, подтвердивших свою компетентность в выполнении калибровочных работ и зарегистрированных в Реестре РСК;

- обеспечить научно-методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при организации и осуществлении ими калибровочных работ, соответствующих требованиям РСК, международным требованиям, включая ГОСТ ИСО/МЭК;

- регламентировать порядок оценки и подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 с целью внесения их в Реестр РСК и выдачи Свидетельств о регистрации в РСК.

Основным содержанием деятельности РСК было оказание максимальной помощи всем обратившимся к ней калибровочным лабораториям в достижении соответствия требованиям РСК и, уже в обязательном порядке, ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Результатом её деятельности являлось подтверждение соответствия и регистрация калибровочной лаборатории в Реестре РСК с выдачей Свидетельства о регистрации в Реестре РСК, которое удостоверяло, что данная организация в части выполнения калибровочных работ соответствует требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.

С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» переходный период правовой неопределенности в регламентации процедур аккредитации можно считать завершенным. Национальная система аккредитации определила свои цели (среди которых нет цели обеспечения единства измерений в стране), определила своих участников, в числе которых есть экспертные организации, однако, среди них нет и не может быть по закону ни ГНМИ, ни ЦСМ. Таким образом, весь накопленный десятилетиями кадровый, научный и технический потенциал учреждений, априори наиболее компетентных в области организации деятельности по обеспечению единства измерений как в сферах государственного регулирования, так и вне этих сфер, оказался невостребованным. Это ещё раз показало необходимость функционирования системы, которая считает своей основной целью - обеспечение единства измерений, в частности, вне сферы государственного регулирования, вне сферы федерального государственного метрологического надзора.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кононогов С.А., Генкина Р.И., Сковородников В.А., "Прошлое, настоящее и будущее Российской системы калибровки"