Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кононогов С.А., Генкина Р.И., Сковородников В.А., "Прошлое, настоящее и будущее Российской системы калибровки"

Прошлое, настоящее и будущее Российской системы калибровки

ООО Госнорм



С. А. Кононогов, д.т.н., профессор, директор ФГУП «ВНИИМС»
Р. И. Генкина, к.т.н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»
В. А. Сковородников, к.т.н., заместитель директора ФГУП «ВНИИМС»

"Главный метролог" №5 2014 г.

Впервые понятие «калибровка средств измерений» в современном его понимании как «определение действительных значений метрологических характеристик средств измерений» и его связь с понятием «аккредитация» появились в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. № 4871-1, в котором в ст. 23 часть 2 было установлено: «На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали».

Таким образом, законом определялось, что государственные научные метрологические институты и органы Государственной метрологической службы (ЦСМ) получали полномочия аккредитующих органов национальной калибровочной службы, которую после принятия данного закона, необходимо было создавать. Ввиду того, что термин «служба» был традиционно применен в законе с привязкой к определениям «государственная метрологическая служба» и «метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц», национальная калибровочная служба, чтобы не противопоставлять её перечисленным выше «службам», получила название «Российская система калибровки».

Госстандартом России функции Научно-методического центра РСК (НМЦ РСК) были возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС). В числе этих функций были:

- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;

- регистрация и ведение Реестра РСК;

- участие в работе комиссий по регистрации и регистрация аккредитующих органов РСК (всего - 106 аккредитующих органов);

- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров в области организации калибровочной деятельности и др.

Все эти функции ВНИИМС выполнял на протяжении многих лет.
Были разработаны нормативные правовые документы:
ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», в соответствии с действующими в то время международными рекомендациями;
ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», устанавливающие структуру, функции, права и обязанности субъектов РСК;
ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», устанавливающие процедуру аккредитации и инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц.
Было разработано Типовое положение о калибровочной лаборатории, Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки и ряд других документов.

Введение в действие в стране ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и его новой редакции от 2006 г., не могли остаться без внимания РСК. НМЦ РСК принимает Рекомендацию Р РСК 003-2007 «Порядок подтверждения соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в Российской системе калибровки, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» с целью постепенного приведения состояния отечественных калибровочных лабораторий международным требованиям. В связи с известными изменениями в организации национальной системы аккредитации РСК переходит к виду деятельности, формально не связанной с аккредитацией: оценка и подтверждение соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006, включающей в себя большую методическую, организационную и консультационную работу, которую, кстати, запрещено выполнять при аккредитации.

Учитывая масштабы страны и многообразие видов метрологической деятельности, в которых составляющим, а иногда и главным, элементом является калибровка средств измерений, НМЦ РСК ввел институт Уполномоченных экспертных организаций РСК (УЭО РСК), в число которых на добровольной основе могли войти государственные научные метрологические институты (ГНМИ), государственные региональные, а также отраслевые центры стандартизации и метрологии.

Функциями УЭО РСК, имеющих в своем составе специально подготовленных НМЦ РСК экспертов-метрологов РСК, являлись:

- оказание методической помощи в подготовке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих калибровку СИ (далее - калибровочные лаборатории) к процедуре оценки и подтверждения соответствия;

- предварительная оценка соответствия качества выполнения калибровочных работ требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.

На тот период ГНМИ, государственные региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) в части подтверждения соответствия требованиям РСК продолжали действовать как самостоятельные аккредитующие органы РСК. При необходимости подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 они выступали в роли УЭО РСК, а окончательную экспертизу и подтверждение соответствия осуществлял НМЦ РСК - ВНИИМС.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. №845 «О федеральной службе по аккредитации» с 1 ноября 2011 г. функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) по аккредитации на право выполнения работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений переданы Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). В перечень этих работ (услуг), на право выполнения которых необходимо получить аккредитацию, вошли: испытания с целью утверждения типа средств измерений; метрологическая экспертиза нормативной документации; аттестация методик измерений, используемых в сферах государственного регулирования; поверка средств измерений. Дополнила этот список добровольная аккредитация на выполнение работ по калибровке средств измерений.

Изменившаяся нормативно-правовая I ситуация, появление национального органа по аккредитации заставили по-новому взглянуть на задачи, стоящие перед  Российской системой калибровки. Главной задачей РСК, действующей с первых дней в системе Госстандарта России, было создание условий для обеспечения единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования, т. е. задача, которую в соответствии с законодательством ни один федеральный орган исполнительной власти в настоящий момент не решает. Тем не менее, как и во всем мире, именно большая часть производства продукции находится вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, т. е. там, где исполнитель калибровочных работ и заказчик остаются один на один, без участия третьего компетентного лица. При этом зачастую ни тот, ни другой не имеют чёткого представления ни о показателях качества данной метрологической услуги, ни о влиянии их на качество выпускаемой продукции или другой основной деятельности предприятия.

Именно в этих сферах необходимо было создать условия, при которых калибровочные лаборатории, ставящие перед собой задачу соответствовать международным требованиям, получили бы необходимую научную, методическую и практическую помощь в достижении этого соответствия от компетентной организации, чтобы обеспечить доверие к результатам этой деятельности. По этому принципу создавались все калибровочные службы стран Западной Европы - добровольные объединения калибровочных лабораторий, осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными правилами и нормами, что и обеспечивало доверие к результатам их деятельности. Все эти службы, как правило, возглавляли государственные научные метрологические институты, являющиеся основными разработчиками нормативно методической базы, регулирующей метрологическую деятельность.

С целью выполнения указанной функции с 1 ноября 2011 г. был введен в действие «Временный порядок организации деятельности Российской системы калибровки». Определение «временный» характеризовало ограниченное действие данного документа в течение переходного периода до появления нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по аккредитации, в частности, в области обеспечения единства измерений. Цель его была:

- создать условия для бесперебойного, в течение переходного периода, функционирования РСК, членами которой являлись несколько тысяч предприятий и организаций, подтвердивших свою компетентность в выполнении калибровочных работ и зарегистрированных в Реестре РСК;

- обеспечить научно-методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при организации и осуществлении ими калибровочных работ, соответствующих требованиям РСК, международным требованиям, включая ГОСТ ИСО/МЭК;

- регламентировать порядок оценки и подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 с целью внесения их в Реестр РСК и выдачи Свидетельств о регистрации в РСК.

Основным содержанием деятельности РСК было оказание максимальной помощи всем обратившимся к ней калибровочным лабораториям в достижении соответствия требованиям РСК и, уже в обязательном порядке, ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Результатом её деятельности являлось подтверждение соответствия и регистрация калибровочной лаборатории в Реестре РСК с выдачей Свидетельства о регистрации в Реестре РСК, которое удостоверяло, что данная организация в части выполнения калибровочных работ соответствует требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.

С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» переходный период правовой неопределенности в регламентации процедур аккредитации можно считать завершенным. Национальная система аккредитации определила свои цели (среди которых нет цели обеспечения единства измерений в стране), определила своих участников, в числе которых есть экспертные организации, однако, среди них нет и не может быть по закону ни ГНМИ, ни ЦСМ. Таким образом, весь накопленный десятилетиями кадровый, научный и технический потенциал учреждений, априори наиболее компетентных в области организации деятельности по обеспечению единства измерений как в сферах государственного регулирования, так и вне этих сфер, оказался невостребованным. Это ещё раз показало необходимость функционирования системы, которая считает своей основной целью - обеспечение единства измерений, в частности, вне сферы государственного регулирования, вне сферы федерального государственного метрологического надзора.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Кононогов С.А., Генкина Р.И., Сковородников В.А., "Прошлое, настоящее и будущее Российской системы калибровки"