Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » В.А. Бондаренко, В.П. Чичерин, "Как выполнить Постановление Правительства от 23.09.2010 № 734 об эталонах?"

Как выполнить Постановление Правительства от 23.09.2010 № 734 об эталонах?




В.А.Бондаренко, В.П.Чичерин ООО НПП «Нефте-Стандарт», г. Екатеринбург


«Положение об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» (утверждено Постановлением Правительства от 23.09.2010 № 734) - безусловно, влияет на условия деятельности всех причастных к эталонам, в т.ч. многочисленных организаций-поверителей, т.е. тех, кто уже аккредитован на право поверки рабочих средств измерений или на право поверки рабочих эталонов и желает продлить эту аккредитацию (здесь и далее для краткости «рабочий эталон» - это бывшее название эталона, предназначенного для передачи размера единицы рабочим средствам измерений, см. РМГ 29-99 до изм. № 2 при приказе Росстандарта от 04.08.2010 № 203-ст).

Для этих организаций, в соответствии с еще действующими нормативными правовыми актами Госстандарта, например, ПР 50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений» и ПР 50.2.014-2002 «Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», правовое положение таково:

  • организация-поверитель рабочих средств измерений подлежит аккредитации, для чего должна располагать рабочими эталонами т.е. самыми многочисленными в семействе соподчиненных эталонов и распространенными;
  • аналогичное требование «располагать» - и к организации, которая аккредитована на право поверки средства измерений, фактически являющегося рабочим эталоном - требование иметь вышестоящий эталон для передачи размера единицы рабочим эталонам;
  • указанные два вида организаций-поверителей сами контролировать метрологическую пригодность этих вышестоящих эталонов не обязаны, а обязаны представлять их, притом именно на поверку, в аккредитованную на то организацию, которая и обязана выдать свидетельство о поверке эталона (соответственно эталона рабочего или вышестоящего к нему);
  • методика поверки эталона - это документ, подготовленный разработчиком эталона и утвержденный Госстандартом при утверждении типа средства измерений - эталона. Передача размера единицы производилась и производится в соответствии с Государственной поверочной схемой, утвержденной Госстандартом и являющейся в структуре национального законодательства нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

В связи с вышеуказанным Постановлением об эталонах, правовое положение всех причастных к эталонам, в т.ч. организаций-поверителей рабочих средств измерений и организаций-поверителей рабочих эталонов, изменилось принципиально, что покажем ниже.

1. Начнем с главного - с легитимности документа, регламентирующего передачу размера единицы величины и прослеживаемость.

Пунктом 2 Положения об эталонах определено: «государственная поверочная схема документ, определяющий порядок передачи единиц величин эталонам единиц величин и (или) средствам измерений от эталонов единиц величин, имеющих более высокие показатели точности». А в пункте 6 Минпромторгу поручено установить требования к содержанию и построению этих схем, чем лишь подтверждается давно метрологам известное, что вышеизложенное определение - неполное.

С целью уяснения истинного содержания и правового положения этих схем как документа, обратимся к РМГ 29-99 «ГСОЕИ. Метрология. Основные термины и определения» со «свежим» Изменением № 2 от 04.08.2010; согласно пункту 12.24, с учетом п. 12.23, определение таково: «Государственная поверочная схема - поверочная схема (иерархическая структура, устанавливающая соподчинение средств измерений, участвующих в передаче размера единицы от исходного эталона рабочим средствам измерений с указанием методов и погрешностей при передаче), распространяющаяся на все средства измерений данной величины, имеющиеся в стране, и утверждаемая в качестве нормативного документа национальным органом по метрологии».

«Национальный орган по метрологии», при всей его значимости и необходимости, пропустим, здесь не об этом. Как видим, уже только по содержанию, государственные поверочные схемы - это нормативные правовые акты федерального уровня.

Пунктом 6 Положения об эталонах установлено, что государственные поверочные схемы утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии при утверждении им государственного первичного эталона; однако, государственная регистрация таких схем в Минюсте не предусмотрена, что не соответствует «Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» при Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 и препятствует возможности их законного применения (п. 19 «Правил»).

Вместе с тем, в связи с упомянутым поручением Минпромторгу установить требования к содержанию и построению государственных поверочных схем, вопрос о судьбе ранее выпущенных таких схем и их правовом статусе не урегулирован.

Отметим что в пункте 6 Положения об эталонах, где утверждение государственной поверочной схемы увязано с моментом утверждения государственного первичного эталона, никак не урегулирован также и вопрос утверждения государственных поверочных схем применительно к производным единицам (например, единицам объема), которые с конкретным государственным первичным эталоном единицы величины непосредственно не связаны.

2. О наличии применимых государственных эталонов единиц величин

Общее понятие касательно принадлежности эталонов дано в пункте 5 статьи 2 нового Закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее для краткости - закон ОЕИ): «государственный эталон единицы величины - эталон, находящийся в федеральной собственности». И далее (п. 1 статьи 7): «Государственные эталоны единиц величин образуют эталонную базу Российской Федерации».

В принадлежности и местонахождении высших, т.е. государственных первичных эталонов, ясность имеется - это государственные научные метрологические институты (п. 4 статьи 7 Закона ОЕИ № 102-ФЗ и п. 32 Положения об эталонах). А чьи в действительности и где находятся названные в Положении «государственными» эталоны, нижестоящие по отношению к государственному первичному эталону?

Вопрос не праздный, т.к. в разделе IV Положения «Передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин» общая мысль этого раздела и статей 20, 22 и 23, которые акцентируют принадлежность эталонов, выглядит так: при операциях первичной и периодической аттестации эталонов единиц величин с низкими показателями точности, передача единиц величин должна осуществляться только от государственных эталонов единиц величин, имеющих более высокие показатели точности.

Но, во-первых, ни состав эталонной базы РФ, ни принципы ее формирования, ни нижняя (поточности или предназначению) граница государственных эталонов Постановлением не установлены.

Во-вторых, такого просто не может быть, чтобы все градации эталонов, стоящие по точности выше, например, рабочего, находились в государственной собственности, в связи с чем для рабочих эталонов в своей массе получить единицу величины непосредственно от государственных эталонов невозможно; к тому же, передачей единицы рабочему эталону именно от государственного эталона заведомо нарушается иерархия эталонов - основа государственной поверочной схемы.

В третьих, владелец, например, рабочего эталона лишен выбора, поскольку его как первичное, так и последующее (при периодической аттестации) обращения в коммерческую организацию за получением единицы величины от вышестоящего негосударственного эталона Положением запрещены.

Из этих трех доводов напрашивается вывод, что первичная и периодические аттестации массы нижестоящих эталонов, хотя бы в части передачи им размера единицы величины непосредственно от государственных эталонов, невозможны.

3. О необходимости аккредитации на право аттестации и передачи размера единицы «вниз»

А. «Старый» закон ОЕИ уже в основных понятиях устанавливал (статья 1), что эталон единицы величины - это, прежде всего, средство измерений, но с иным предназначением. На эталон в Законе распространялись требование его поверки и требование аккредитации на право этой поверки (статья 15). И действующий РМГ 29-99, одобренный Российской Федерацией и введенный ею в действие, базовое понятие «эталон единицы физической величины» определяет именно через «средство измерений» (п. 12.1).

Новый закон ОЕИ № 102-ФЗ, вопреки РМГ 29-99, понятия «средство измерений» и «эталон единицы величины» решительно разъединяет, т.к. в статье 2 определил (цитата):
«21) средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений»;
«29) эталон единицы величины - техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и передачи единицы величины».

Из сопоставления «буквы» закона следует, что эталон средством измерений не является; кроме того, относительно требований к эталонам Правительству РФ поручено (п. 8 статьи 7) установить порядок установления обязательных требований к эталонам, в связи с чем к эталонам не относятся ни статья 9 закона «Требования к средствам измерений» (статья включает требование их поверки), ни статья 13 «Поверка средств измерений» (статья включает требование аккредитации). В связи с этим и исчерпывающим перечнем пункта 1 статьи 19 Закона ОЕИ, требования аккредитации по статье 19 не могут быть отнесены к деятельности по аттестации эталонов и передаче им единицы величины.

Парадокс: чтобы передать, например, рабочему средству измерений единицу величины от рабочего эталона (процедура поверки), аккредитация требуется; а чтобы осуществить изначальное, заведомо более значимое и ответственное - аттестовать и передать единицу величины самому рабочему эталону от вышестоящего эталона - аккредитации не требуется, дозволяется любому. Отметим, что, в отсутствие аккредитации и в регламентации Положения об эталонах, аттестующая организация не несет никакой ответственности за правомерность результата аттестации, что не соответствует целям Закона ОЕИ № ФЗ-102.

По нашему мнению, аккредитация на право аттестации и передачу единицы величины при первичной и периодической аттестациях, например, рабочему эталону от вышестоящего эталона, является необходимой; без такой аккредитации ни качество поверки рабочих средств измерений, ни само обеспечение единства измерений не гарантируются.

Понятно, что в этом случае без корректировки статьи 19 закона «Аккредитация в области обеспечения единства измерений» не обойтись.

Б. Отмеченное отсутствие требования об аккредитации на право аттестации и передачи единицы величины нижестоящему эталону влечет побочный эффект: организациям, содержащим и применяющим нижестоящие эталоны, невозможно получить сведения об организациях-держателях вышестоящего эталона, тем более, что источник этой публично необходимой информации Постановлением об эталонах не предусмотрен.

4. Об установлении обязательных требований к эталонам

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » В.А. Бондаренко, В.П. Чичерин, "Как выполнить Постановление Правительства от 23.09.2010 № 734 об эталонах?"