Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Андрощук Ю.М., "Документы по обеспечению единства измерений в ЕАЭС приняты: готовы ли мы к их реализации"

Документы по обеспечению единства измерений в ЕАЭС приняты: готовы ли мы к их реализации




"Главный метролог" №4  • 2017 •

Ю.М. Андрощук,
кандидат технических наук, член-корреспондент Метрологической академии, советник директора ФГУП «ВНИИМС», androshchuk@ vniims.ru

Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) принят полный пакет документов по обеспечению единства измерений (ОЕИ), предусмотренный пунктом 9 Приложения 10 к Договору о Евразийском экономическом союзе [1] (ЕАЭС). Насколько мы готовы сегодня работать по данным документам или что еще необходимо сделать, чтобы обеспечить полностью работу по ним.



Прежде чем приступить к анализу принятых документов, рассмотрим такие понятия, как «аккредитация», «уполномочивание» и «нотификация». Процедуры, связанные с данными понятиями, определяют допуск к выполнению тех или иных работ, в том числе и в области ОЕИ. В Российской Федерации такой процедурой является аккредитация.

Аккредитация (accreditation), в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009 [2], означает подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия и служаш,ее официальным признанием его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия. Аккредитацией в национальной системе аккредитации или сокращенно - аккредитацией в редакции Федерального закона [3] считается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Таким образом, под аккредитацией понимается официальное признание компетентности кого-либо для выполнения им конкретных задач или осуществления конкретной деятельности.

Уполномочивание (designation), в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009 [2], означает наделение органом исполнительной власти органа по оценке соответствия правом выполнения определенной деятельности по оценке соответствия. Синонимом данного слова является санкционирование. Таким образом, уполномочиванием считается наделение кого-либо уполномоченным на то органом исполнительной власти правом выполнения им определенной деятельности.

Нотификация (от лат. notificare - делать известным) в соответствии с международным правом означает официальное уведомление министерством иностранных дел международной организации или ее должностного лица. В соответствии со словарем иностранных слов русского языка нотификация (лат. notus известный, и facere делать) означает объявление, извещение, акт в политике, которым государство делает известным какое-либо принятое им решение.

Синонимами являются слова извещение, сообщение, уведомление. Следовательно нотификация - это официальное сообщение официального органа государства о том, что данную деятельность выполняет тот или иной орган или организация.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что понятие «аккредитация» и понятие «уполномочивание» или «нотификация» нельзя рассматривать как синонимы и считать их равнозначными в изложении нормативных правовых актов.

При проведении анализа документов рассмотрим каждый из них в отдельности.

Порядок утверждения типа стандартного образца, принятый решением Совета ЕЭК от 18.10.2016 г. № 97, и Порядок утверждения типа средства измерений, принятый решением Совета ЕЭК от 18.10.2016 г. № 98, (далее - Порядки утверждения типа) предусматривают проведение испытаний стандартных образцов или средств измерений, выпускаемых в обращение на территориях государств-членов ЕАЭС, организациями, уполномоченными (нотифицированными) в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС на проведение соответствующих испытаний. Согласно Федеральному закону [4], проведение испытаний стандартных образцов и средств измерений, применяемых в Российской Федерации, осуществляют юридические лица, аккредитованные на проведение испытаний в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а не уполномоченные. На проведение испытаний стандартных образцов и средств измерений, выпускаемых в обращение на территориях государств-членов ЕАЭС, вышеуказанные юридические лица в настоящее время в Российской Федерации никакого уполномочивания не получали.

Утверждение типа в соответствии с вышеуказанными Порядками утверждения типа проводится органом государственной власти в области ОЕИ, уполномоченным (нотифицированным) на осуществление этой деятельности в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС. В соответствии с п. 5.4.19 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии [5] (далее - Положение об Агентстве) полномочия по принятию решения об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений возложены на Росстандарт. При этом полномочиями по оформлению и выдаче сертификатов об утверждении типа, именно сертификатов, а не свидетельств в соответствии с национальным законодательством, Росстандарт не наделен. Внесение сведений об утверждении типа в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, предусмотренное Порядками утверждения типа, возможно, поскольку в соответствии с п. 5.3.3 Положения об Агентстве [5] на Росстандарт возложено ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для работы по Порядкам утверждения типа отсутствуют юридические лица, уполномоченные на проведение испытаний в целях утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, в отношении которых предполагается взаимное признание результатов утверждения типа в государствах-членах ЕАЭС или, иначе говоря, выпускаемых в обращение на территориях государств-членов ЕАЭС, и Росстандарт не наделен полномочиями по оформлению и выдаче соответствующих сертификатов об утверждении типа в соответствии с вышеуказанными Порядками утверждения типа.

Перечень внесистемных единиц величин, применяемых при разработке технических регламентов Союза, включая их соотношение с Международной системой единиц (СИ), принятый решением Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 г. № 34, никаких дополнительных решений по его применению в Российской Федерации не требует.

Порядок проведения метрологической экспертизы проекта технического регламента Союза, проекта перечня стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза, проекта перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, принятый решением Коллегии ЕЭК от 24.01.2017 г. № 10, (далее - Порядок проведения метрологической экспертизы) предусматривает (п. 3 Порядка), что проведение метрологической экспертизы, предусмотренной данным Порядком, организуется органами государственной власти государства-члена. ЕАЭС, уполномоченного в области обеспечения единства измерений, или юридическими лицами, уполномоченными (нотифицированными) на ее проведение в соответствии с законодательством своего государства.

Согласно законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, включающим Федеральный закон [4] и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, обязательная метрологическая экспертиза содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений организуется Росстандартом и проводится подведомственными ему государственными научными метрологическими институтами (ГНМИ), метрологическая экспертиза проектов стандартов проводится аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на выполнение обязательной метрологической экспертизы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, поскольку технические регламенты ЕАЭС не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, подготавливаемыми и принимаемыми федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, как это регламентирует Порядок, утвержденный приказом Минпромторга России от 30 июля 2015 г. № 2167 [6], то можно однозначно сказать, что в настоящее время в Российской Федерации уполномоченный орган на организацию метрологической экспертизы, предусмотренную вышеуказанным Порядком проведения метрологической экспертизы, а также уполномоченное юридическое лицо или уполномоченные юридические лица на ее проведение отсутствуют.

Порядок организации проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), принятый решением Коллегии ЕЭК от 26.01.2016 № 12, предусматривает проведение межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений) с целью проверки квалификации таких лабораторий. Программы проверки разрабатываются и проводятся провайдерами, уполномоченными или аккредитованными в порядке, установленном законодательством государства-члена ЕАЭС. Организация научно-методического обеспечения программ проверки квалификации может осуществляться метрологическим институтом, определяемым государством-членом ЕАЭС, при этом допускается совмещение его функций с провайдером. Участниками деятельности по проведению программ проверки квалификации являются также уполномоченные органы, организующие и координирующие проведение межлабораторных сличений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие межлабораторные сличительные испытания (далее - провайдеры межлабораторных сличительных испытаний) подлежат аккредитации.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует уполномоченный орган, организующий и координирующий проведение межлабораторных сличений в Российской Федерации, проводимых в рамках ЕАЭС. Естественно возникает вопрос - кто может выступить таким органом в Российской Федерации? Наиболее целесообразным, наверное, было бы возложить функции такого уполномоченного органа, в том числе и определяющего метрологический институт или метрологические институты в качестве организаций научно-методического обеспечения программ проверки, на Росстан-дарт, как федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся ГНМИ, а также осуществляющий функции по управлению государственным имуществом (п. 1 Положения об Агентстве [5]), межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области ОЕИ (п. 5.4.16 Положения об Агентстве [5]).

Порядок метрологической аттестации методики (метода) измерений, принятый решением Совета ЕЭК от 17.03.2016 № 21, предусматривает проведение аттестации методик измерений организациями, уполномоченными на это согласно законодательству государства-члена ЕАЭС.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений аттестация методик (методов) измерений проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными согласно законодательству Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик (методов) измерений.

Таким образом, при строгом следовании букве закона в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, уполномоченные на проведение аттестации методик (методов) измерений, в отношении которых предполагается взаимное признание результатов аттестации в государствах-членах ЕАЭС. Конечно, можно было бы рассмотреть уполномочивание как наделение органом исполнительной власти, в данном случае Росаккредитацией, правом проведения аттестации методик измерений в соответствии с законодательством Российской Федерации, как государства-члена ЕАЭС, и предположить, что такими уполномоченными организациями в нашей стране являются аккредитованные на аттестацию методик (методов) измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако процедуры уполномочивания и аккредитации - это разные официальные процедуры, принимаемые в том или ином государстве.

Порядок аттестации методики (метода) измерений, принимаемой в качестве референтной методики (метода) измерений, принятый решением Коллегии ЕЭК от 07.06.2016 г. № 68, (далее - Порядок аттестации референтной методики) предусматривает аттестацию референтной методики организацией, осуществляющей в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС воспроизведение, хранение и передачу единиц величин и шкал величин (шкал измерений) с наивысшей точностью в государстве-члене в соответствующем виде измерений и далее вводится сокращение - уполномоченная организация. Утверждение аттестованной референтной методики осуществляется уполномоченным органом по обеспечению единства измерений государства-члена ЕАЭС. Наивысшей точностью в Российской Федерации, как правило, обладают государственные первичные эталоны единиц величин, которые содержатся и применяются ГНМИ. Следовательно, в редакции Порядка аттестации референтной методики можно предположить, что аттестацию методики измерений, принимаемой в качестве референтной, могут проводить ГНМИ или другие юридические лица или индивидуальные предприниматели при наличии у них эталонов высшей точности и отсутствии с стране соответствующих государственных первичных эталонов. При этом аккредитация не требуется.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений аттестация референтных методик (методов) измерений проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение аттестации методик (методов) измерений, что не соответствует требованиям вышеуказанного Порядка аттестации референтной методики.

Аттестованные референтные методики (методы) измерений, включая первичные референтные методики (методы) измерений, в соответствии с Федеральным законом [4] (часть 5.1 статьи 5 Федерального закона) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области ОЕИ, которым является Росстандарт (п. 1 Положения об Агентстве [5]). Таким образом, поскольку в вышеуказанном Порядке аттестации референтной методики говорится в общем об уполномоченном органе по ОЕИ, то Росстандарт можно считать таким уполномоченным органом.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Андрощук Ю.М., "Документы по обеспечению единства измерений в ЕАЭС приняты: готовы ли мы к их реализации"