Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Создание единой национальной системы аккредитации РФ

Создание единой национальной системы аккредитации РФ




Прошедший в Общественной палате РФ круглый стол «Создание единой национальной системы аккредитации Российской Федерации» затронул одну из самых злободневных тем нашей политической действительности. Представители общественных и политических объединений обсуждали проект резолюции принятия закона об аккредитации в РФ, вносили свои пожелания и коррективы. Об итогах мероприятия рассказывает наш Информационный бюллетень.

Несмотря на то, что аккредитация с первого взгляда кажется не самой заметной сферой деятельности, она все-таки занимает одну из ведущих позиций «пирамиды», которая обеспечивает вхождение товаров на рынок, пересечение границ, взаимное признание результатов, подтверждение соответствия между разными системами технического регулирования. Поэтому то, как именно система будет развиваться в нашей стране, является важной темой для обсуждения заинтересованными лицами.

В первую очередь у каждого, кто касается данной темы, встает вопрос о целях создания современной системы аккредитации. По мнению председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А. Лоцманова, таких целей в настоящее время можно выделить две. Первая — международное признание сертификатов российских лабораторий и органов по сертификации наравне с зарубежными компаниями. Вторая — обеспечение безопасности производимой продукции, жизни и здоровья граждан Российской Федерации.

«Сегодня полным ходом идет подготовка ряда технических регламентов Таможенного союза, и меня очень беспокоит ситуация, что из всех документов убираются вопросы обязательной сертификации пищевой продукции и парфюмерии, — заявил докладчик. — Убираются вопросы декларирования с подтверждением третьей стороной. Все это делается со ссылками на европейский опыт. При этом умалчивается, что в Европе существует жесточайший контроль рынка».

В качестве примера г-н Лоцманов привел диоксиновый скандал в Европе, который просто не мог разгореться на территории России, где попросту не ведутся работы по контролю в продуктах питания этого опасного вещества. Также г-н Лоцманов напомнил, что прозвучавшее в Правительстве предложение убрать обязательную сертификацию горнорудного оборудования словно игнорирует недавние события на шахте «Распадская», где погибло 120 человек.

Из вышесказанного становится ясно: пока нет в нашем государстве полноценной системы контроля рынка, исключать из технических регламентов вопросы обязательной сертификации продукции недопустимо.

«Когда-то 70% товаров и услуг подлежало обязательной сертификации, сегодня нам поставлена цель — 23%, — сетует г-н Лоцманов. — Это официальные данные Министерства экономического развития. То есть снижать, снижать и снижать. Хотя Европа идет совершенно другим путем».

Таким образом, напрашивается вывод, что гармонизация российских стандартов с европейскими должна сопровождаться гармонизацией трендов этих двух линий.

Двойной интерес

В созданном в 2008 году Совете по аккредитации в настоящее время активно работают около 120 организаций: федеральные службы и министерства, различные сертификационные центры, Ассоциация авиационных и грузовых операторов, некоторые зарубежные компании.

Председатель Совета по аккредитации А. Дейнеков выступлении на круглом столе отметил основные недостатки действующей в России системы аккредитации, выделив четыре из них:

  • Совмещение в одном органе функций по установлению правил аккредитации, проведению аккредитации и сертификации.
  • Отсутствие единой системы и единых правил по аккредитации.
  • Нелегитимность правовых норм, устанавливающих требования к порядку аккредитации и правил аккредитации.
  • Отсутствие международного признания российской системы аккредитации (РФ не является членами EA, IAF, ILAC).

Докладчик пояснил, что существующая в российской действительности система аккредитации жестко разделяет добровольную и обязательную сферы. В обязательной сфере 16 ведомственных систем аккредитации, в добровольной — более 300 (см. рис. 1).

система аккредитации

Но существенный недостаток этого разделения — все организации создаются и работают по собственным правилам и критериям. В итоге сертификаты организаций, аккредитованных в той или иной ведомственной системе, не признаются другими, а одну и ту же продукцию на внутреннем рынке в разных системах приходится неоднократно сертифицировать. Естественно, не происходит и признания на международном уровне, поэтому, экспортируя продукцию за рубеж, мы вынуждены проходить все сертификационные процедуры заново.

«Фактически Россия помимо основного интереса — соответствия международным стандартам — имеет экономический интерес: мы надеемся, что с созданием современной системы аккредитации наши дополнительные затраты существенно сократятся», — считает г-н Дейнеко.

Корни данной проблемы докладчик видит в законодательстве Российской Федерации, которое не предусматривает даже самого понятия «национальный орган по аккредитации». А. Дейнеко предполагает, что создатели Закона «О техническом регулировании» в 2002 — 2003 годах надеялись, одновременно выпустить закон по аккредитации, но поскольку таковой так и не вышел, то некий «перекос» в законодательстве остался.

Рассказал г-н Дейнеко и о структуре управления системами аккредитации в странах-участницах Таможенного союза (см. рис. 2). Докладчик отметил: «У наших соседей по Таможенному союзу сформирован единый орган. В Казахстане — это фактически — общество с ограниченной ответственностью, в Белоруссии — республиканское унитарное предприятие, то есть субъект хозяйствования. Хотелось бы особо подчеркнуть, что и в Казахстане, и в Белоруссии эта услуга платная».

В России в соответствии с Концепцией развития современной системы аккредитации предусмотрена служба, что закреплено в Указе Президента. При этом вокруг вопроса оплаты услуг по аккредитации внутри Совета разгорелись горячие споры.

В ходе работы Совета по аккредитации с Министерством экономического развития над Концепцией создания современной системы аккредитации в Российской Федерации были выведены четыре необходимых этапа ее реализации.

Это внесение изменений в ФЗ «О техническом регулировании», формирование организационной структуры единой национальной системы аккредитации на базе федерального органа исполнительной власти, принятие ФЗ «Об аккредитации в Российской Федерации» и преобразование национального органа по аккредитации в некоммерческую организацию с участием государства и бизнеса.

Второй этап, по признанию докладчика, оказался самым сложным. «Для того, чтобы выработать консолидированную позицию, пришлось провести три заседания Совета по аккредитации, — рассказал г-н Дейнеко. — Мы же изначально были настроены на то, что в законопроекте заложена некоммерческая организация. Но, с другой стороны, прекрасно понимали, что некоммерческой организации трудно будет забрать функции аккредитации из Министерства по чрезвычайным ситуациям или у главного санитарного врача». Тем не менее, окупаемость данного органа является для Совета по аккредитации очевидной.

За два года работы над Проектом закона Совет выпустил шесть редакций документа. Бурные обсуждения отдельных его положений имели место в декабре, феврале и апреле, в рамках Недели российского бизнеса.

Кроме того, напомним, что в январе текущего года Минэкономразвития представило свой законопроект.

«Но, на мой взгляд, он был не совсем удачный, — считает А. Дейнеко. — Люди, видимо, только погружались в эту тематику. Проект вызвал шквал замечаний и предложений от заинтересованных лиц и организаций на Совете по аккредитации».

В настоящее время Совет по аккредитации работает над Положением об Общественном совете по аккредитации при Минэкономразвития. Создание такого специализированного органа предусмотрено Указом Президента.

По словам докладчика, в рамках нового Общественного совета должен действовать ряд комиссий (например, по испытаниям, по метрологии, по сертификации и т.д.), а участие в работе совета должны принимать и заинтересованные органы власти. «Потому что, если мы совместно не выработаем компромиссный законопроект, который будет устраивать и промышленность, и государство, новую систему нам никогда не создать», — считает г-н Дейнеко.

Кого аккредитовывать?

Страница 1 из 4 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О законодательстве » Создание единой национальной системы аккредитации РФ