Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О метрологии » Генкина Р.И., "Перспективы создания Национальной системы капибровки РФ на основе взаимодействия Росстандарта и Росаккредитации"

Перспективы создания Национальной системы капибровки РФ на основе взаимодействия Росстандарта и Росаккредитации




Р. И. Гёнкина, к.т.н., начальник отдела ФГУП«ВНИИМС».

"Главный метролог" №4 -2016 г.


В настоящее время в стране функционируют 4 вида калибровочных лабораторий:

  • калибровочные лаборатории, аккредитованные Росаккредитацией;
  • калибровочные лаборатории, подтвердившие компетентность и зарегистрированные в Российской системе калибровки (РСК);
  • калибровочные лаборатории, аккредитованные (зарегистрированные) в каких-либо отраслевых системах калибровки; 
  • калибровочные лаборатории, нигде не подтвердившие компетентность и нигде не зарегистрированные.

У каждого из приведенных видов калибровочных лабораторий имеются свои цели, преимущества и недостатки.

Цель калибровочных лабораторий, проходящих аккредитацию в Росаккредитации, - международное признание результатов калибровки в случае принятия Росаккредитации в Международную организацию аккредитованных лабораторий (ILAC).

Преимущества, приобретаемые калибровочной лабораторией, аккредитованной Росаккредитацией, это возможность применения результатов калибровки при поверке и перспектива международного признания результатов калибровки. Сведения об аккредитованных лабораториях помещаются в Реестре Росаккредитации и доступны заинтересованным лицам. На 1 августа 2016 г. в Росаккредитации аккредитовались около 155 калибровочных лабораторий.

Требования: критерии аккредитации в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 30 мая 2014 г. № 326.

Недостатки: недопустимость консультационной помощи со стороны экспертов, участвующих в процедуре проверки; большие материальные затраты заявителей с учетом командировочных расходов комиссии экспертов; формализованный подход к оценке соответствия и, вследствие этого, наличие существенной субъективной составляющей в процедуре аккредитации; появление ряда фирм, которые за большие деньги предлагают с гарантией решить все проблемы с аккредитацией.

Целью Российской системы калибровки и калибровочных лабораторий при проведении процедуры оценки и подтверждения компетентности и регистрации в РСК является обеспечение единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования.

Преимущества этой процедуры - проведение предварительной работы по оценке соответствия под руководством экспертов РСК; 2-х уровневая работа по оценке и подтверждению соответствия - Уполномоченная экспертная организация РСК (УЭО РСК) и Исполнительный орган РСК, контролирующий деятельность как калибровочной лаборатории, так и УЭО РСК, обеспечивающий единый подход как к организации калибровочной деятельности, регламентируемой Руководством по качеству, так и к оформлению результатов калибровки; снижение стоимости процедуры оценки и подтверждения соответствия за счет минимизации командировочных расходов, т. к. выездные проверки осуществляются региональными УЭО РСК; оказание консультационной и методической помощи калибровочной лаборатории на протяжении всего срока действия Свидетельства о регистрации в РСК. Информация о зарегистрированных в РСК юридических лицах и о присвоенных им шифрах калибровочных клейм помещена в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений. На 1 августа 2016 г. в Российской системе калибровки зарегистрировано около 550 калибровочных лабораторий, 70 УЭО РСК и 169 экспертов РСК.

Требованиями в этом случае являются требования РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, которые изложены в руководящем документе РСК РД РСК 02-2014 «Порядок организации деятельности Российской системы калибровки». Эти требования ни в коей мере не противоречат критериям аккредитации, но менее формализованы и более конкретны.

Недостатки: отсутствие перспективы международного признания результатов калибровки путем вступления в ILAC, (хотя для многих зарубежных фирм логотип Российской системы калибровки является убедительным основанием для доверия к качеству выполнения калибровочных работ).

Целью создания отраслевых систем калибровки является, как правило, необходимость унификации калибровочной деятельности в отрасли и введения контроля за ней.

Преимущества: профессиональная подготовка экспертов в части специфики калибровочной деятельности конкретной отрасли; отсутствие, в некоторых случаях, прямых материальных затрат на процедуру «аккредитации», т. к. оплата работы комиссии осуществляется в ряде случаев отраслевым административным органом.

Требования, как правило, устанавливаются отраслевым документом, утверждаемым Руководителем, чаще всего не имеющим непосредственного отношения к метрологии.

Недостатки: как это ни смешно звучит, но это II закон термодинамики - «энтропия в замкнутой системе не уменьшается». Нельзя вариться в собственном соку. Отрасль (холдинг, корпорация) работает не на себя, а на потребителя.

Правила, устанавливаемые в отрасли, даже в части калибровки средств измерений, могут идти в противоречие с интересами потребителей. Именно этот факт лег в основу создания национальных калибровочных служб, когда калибровочные лаборатории предприятий-изготовителей и предприятий-потребителей захотели «сверить часы», жить по одним правилам, доверять результатам калибровки друг друга, чтобы не «перемерять» друг за другом, т. к. измерения - это одна из самых затратных частей производства. Ни в одной стране не создавались «отраслевые калибровочные службы». Задача калибровочной лаборатории - быть признанной, обеспечить доверие к своей деятельно-сти, но не столько внутри своей компании, сколько «снаружи» ее, у потребителя. 


Цель калибровочных лабораторий
, нигде не зарегистрированных и не аккредитованных - выполнение производственных функций.

Преимущества: полная независимость от контроля с какой-либо стороны; отсутствие расходов на процедуру подтверждения соответствия установленным требованиям.

Требования: в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» калибровка должна осуществляться с использованием эталонов, прослеживаемых к государственным эталонам единиц величин.

Недостатки в ряде случаев это - неконкурентоспособность калибровочной лаборатории; неподтвержденное качество выполнения калибровочных работ; непрестижность калибровочной деятельности в глазах руководителей предприятий, вследствие чего метрологи зачастую являются первыми кандидатами на сокращение при любом финансовом затруднении.

При этом необходимо отметить, что все перечисленные виды калибровочных лабораторий и все созданные системы легитимны и имеют право на осуществление калибровки средств измерений, хотя бы потому, что в соответствии с действующим законодательством, ни у кого такого права запрашивать не надо.

Что же объединяет всех этих участников калибровочной деятельности?

Во-первых, объект их деятельности -средства измерений, используемые вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Во-вторых, предмет деятельности - калибровка средств измерений.

В-третьих, законодательная база, регламентирующая калибровочную деятельность - Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений», установивший практически единственное требование к калибровочным лабораториям - это требование к эталонам, применяемым при калибровке средств измерений, которые должны быть прослеживаемы к государственным эталонам единиц величин.

В-четвертых, нормативная база, в соответствии с которой осуществляется калибровка средств измерений, т. е. методики калибровки или, точнее сказать, методики, используемые при калибровке.

И, наконец, принцип добровольности принятия решения, к какому виду калибровочных лабораторий относиться.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О метрологии » Генкина Р.И., "Перспективы создания Национальной системы капибровки РФ на основе взаимодействия Росстандарта и Росаккредитации"