Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О метрологии » Малинин Д.В., "Значение метрологии для рыночной экономики"

Значение метрологии для рыночной экономики





Д. В. Малинин

В настоящей статье разъясняется важное значение метрологического обеспечения для продукции компаний, стремящихся выйти на международные рынки. Указаны цели метрологического обеспечения современного производства, описаны требования мирового рынка к сертификации продукции и сертифицирующим продукцию организациям (испытательным и калибровочным лабораториям). Описаны преимущества создания метрологической (испытательной и/или калибровочной) лаборатории и последующей ее аккредитации по стандарту ИСО/МЭК 17025 для производителя продукции.

«Производительность идет вверх, когда качество идет вверх.
Этот факт хорошо известен, но только небольшому числу избранных»
Деминг В.

 

На современном рынке, в частности, в России остро стоит вопрос совершенствования и поддержания технических характеристик продукции, которые являются одними из основных (а при выпуске средств измерений - основными) составляющих качества продукции. Далее мы будем говорить именно о таком составляющем качества, поддающимся количественному анализу - измерениям.

Представляется полезным начать с того, что всемирно известный доктор В. Едвардс Деминг, классифицируя причины плохого качества, разделяет их на две группы: специальные, выявляемые здравым смыслом, и системные. При этом 94% причин плохого качества носят системный характер. Из этого следует, что устраняя только специальные причины (6%), добиться кардинального изменения качества принципиально невозможно.

На качество приборов оказывает влияние огромное число факторов. К ним относятся:

  1. уровень научно-технических исследований;
  2. качество схемно-технической отработки изделий;
  3. технологичность конструкции;
  4. качество применяемых технологических процессов;
  5. техническая оснащенность производства;
  6. качество поставляемых материалов и комплектующих;
  7. уровень организации и культура производства;
  8. ритмичность работы;
  9. обеспеченность кадрами и их квалификация;
  10. качество контроля изделий на этапах проектирования и разработки, производства и испытаний.

Для оценки показателей качества продукции применяются методы:

  1. измерительный;
  2. расчетный или аналитический;
  3. статистический;
  4. экспертный;
  5. органолептический;
  6. социологический.

В документации, по которой изготавливается выпускаемая продукция, требования к использованию сырья, материалам, комплектующим изделиям, технологическому процессу, качеству готовой продукции, ее надежности и долговечности выражаются количественными показателями, которые необходимо измерять (контролировать) на всех стадиях производства, испытаний и эксплуатации продукции.

Количественная оценка показателей качества продукции производиться с целью:

  1. выбора наилучшего варианта продукции;
  2. повышения требований к качеству продукции в техническом задании на проектирование;
  3. оценки достигнутых показателей качества при проектировании и производстве;
  4. определения и контроля показателей качества после изготовления и в эксплуатации;
  5. определения соответствия достигнутых показателей качества требованиям нормативной документации и т.д.

Полученная с помощью средств измерений и контроля, измерительная информация должна с необходимой точностью и достоверностью отражать свойства веществ, материалов и изделий, характер технологических процессов,качество и количество выпускаемой продукции. При этом решение проблемы качества во многом зависит от качества получаемой измерительной информации (правильности, повторяемости, воспроизводимости).

Получение объективной информации об измеряемом показателе качества продукции основано на выработке и регламентации требований к измеряемому (контролируемому) параметру; выборе средств измерений, методик выполнения измерений требуемой точности; соблюдении целого комплекса метрологических правил получения, обработки и представления результатов измерений.

В условиях рыночной экономики производимая продукция должна отличаться высокими показателями качества. Чтобы быть конкурентоспособными и вести успешную экономическую деятельность, предприятиям необходимо применять высокоэффективные и результативные системы качества. Использование таких систем должно вести к постоянному улучшению качества и повышению удовлетворенности потребителей. Система качества может быть эффективной только при условии, когда она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми подразделениями предприятия, влияющими на качество продукции.

При этом метрология выступает как подсистема в составе комплексной системы управления качеством продукции, поставляя информацию о состоянии управляемых объектов на основе измерения их характеристик. Например, чтобы влиять на качество обрабатываемых деталей, нужно знать фактические величины соответствующих параметров (размеры, геометрические формы, шероховатость поверхности и т. п.), которые можно определить лишь измерением в ходе технологического процесса или после обработки первых деталей из партии. На основании измерений производится коррекция процесса обработки исполнителями технологических операций или автоматически (при использовании системы активного контроля). Следует отметить, что уровень технических измерений имеет решающее значение для обеспечения бездефектной работы на любом предприятии. Т.о. управление качеством немыслимо без метрологического обеспечения измерений, которое отличается уникальными возможностями получения количественной информации о материальных и энергетических ресурсах, качестве материалов и сырья, о состоянии окружающей среды, о безопасности и охране здоровья людей и, соответственно, о качестве процессов и продукции. Логичным образом из вышеизложенного вытекает утверждение, что важнейшим звеном обеспечения качества на предприятии является метрологическая служба (МС).

На многих Российских предприятиях были внедрены системы менеджмента качества (СМК) по ИСО 9000. Первоначально предполагалось, что внедрение этой СМК позволит упорядочить процессы в компаниях, что положительно отразится на качестве выпускаемой компаниями продукции.

Согласно требованиям п.7.1 ГОСТ Р ИСО 9001 «Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции...». При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить подходящим для нее образом:

а)   цели в области качества и требования к продукции;
б)   потребность в разработке процессов и документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;
в)   необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу и измерению, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;
г)   записи, необходимые для свидетёльства того, что процессы жизненного цикла продукции и продукция соответствуют требованиям.

Согласно требованиям п. 7.6 ГОСТ Р ИСО 9001 организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также устройства для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.

Обеспечение деятельности по верификации и валидации, мониторингу и измерению, контролю и испытаниям продукции осуществляется процессом управления устройствами для мониторинга и измерений, т.е. метрологическим обеспечением, ответственность за выполнение которого возложена на метрологическую службу.

Однако со временем начало выясняться, что СМК по стандартам ИСО 9000, внедренная на большинстве Российских предприятий, не справляется со своей задачей, т. к. причина ее внедрения следующая: - необходимость «приспособлений», так как этого требуют заказчики и определенные внешние условия.

Согласно ИСО 9000 существуют три формы аудита СМК организации - внешний сертифицированной организацией, внешний, проводимый потребителем продукции (заказчиком) и внутренний. Причем, у «продвинутых» организаций используются только две формы - внутренний и внешний, проводимый сертифицированной организацией. Обычно, все эти аудиты проходят успешно. Организациям представляются по результатам внешних аудитов списки несущественных (не влияющих на изменение качества продукции), замечаний, связанных с оформлением документации на СМК, которые быстро, зачастую «на бумаге», устраняются. Внешние сертифицированные аудиторы зачастую заинтересованы в получении прибыли и знают - после выявления серьезных проблем их могут больше не пригласить, поэтому «глубоко не капают». Успешность прохождения внутренних аудитов объясняется тем, что у внутреннего аудитора есть начальники. Проходила ли организация когда-нибудь аудит заказчика? Заказчик был бы въедлив, и выявил много проблем различной степени тяжести, устранение которых впоследствии подстегнуло бы эффективность производства.

Помимо неиспользования плюсов СМК по ИСО 9000, перед нашей организацией стоит проблема активного использования ее минусов:

  • бизнес, основанный на сертификации систем качества по ИСО 9000, более связан с внутренними процедурами, нежели с маркетингом и усовершенствованием продукции, как следствие компании становятся более бюрократическими;
  • стандарты ИСО не заставляют сосредоточиться на исследованиях, улучшении и новшествах.

ЦЕЛИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Метрологическая служба (МС) предприятия выполняет работы по обеспечению не только единства и требуемой точности измерений, но и качества выпускаемой продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Единство и точность измерений способствуют повышению эффективности производства и качества выпускаемой продукции.
Достижению организацией требуемого современным рынком единства и точности измерений и обеспечение выпуска высококачественной продукции способствует решение следующих вопросов (решаемых МС):

  1. Замена качественных требований (при их наличии) требованиям к физическим величинам;
  2. Корректность выражения требований, исключающая возможность различного их -толкования;
  3. Достаточность номенклатуры контролируемых параметров, которые обеспечивают оптимальное качество изделия;
  4. Сокращение номенклатуры измеряемых параметров, что уменьшает затраты на контроль;
  5. Обоснованность номенклатуры измеряемых параметров;
  6. Наличие только допустимых отклонений параметров, подлежащих измерению и не ухудшающих качество изделия, установленных исходя из функциональных и экономических соображений и с учетом возможностей их практического выполнения.

По достижению тактических целей имеем следующие результаты (результаты работы метрологов):

  1. проведение мероприятий, уменьшающие метрологические издержки, т. е. снижающие долю себестоимости продукции и увеличивающие долю прибыли предприятия, зависящую от точности измерений.
  2. повышение точности измерений позволяет точнее регулировать производственный процесс;
  3. более точные измерения позволяют сократить допуск на изделия;
  4. повышение точности измерений, приводящее к уменьшению доли необнаруженного и ложного брака;
  5. проведение мероприятий, уменьшающие метрологические издержки, т. е. снижающие долю себестоимости продукции и увеличивающие долю прибыли предприятия, зависящую от точности измерений.
  6. повышение точности измерений позволяет точнее регулировать производственный процесс;
  7. более точные измерения позволяют сократить допуск на изделия;
  8. повышение точности измерений, приводящее к уменьшению доли необнаруженного и ложного брака;
  9. точность измерений параметра является экономически оптимальной, соответствующей минимуму суммы потерь из-за погрешности измерений и затрат на измерения, включая затраты на метрологическое обслуживание средств измерений. С ростом погрешности измерений потери растут, в то время как затраты на измерения снижаются.

МЕТРОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТОВАРООБОРОТ

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О метрологии » Малинин Д.В., "Значение метрологии для рыночной экономики"