Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Стандарты - квинтэссенция научного и инженерного опыта в той или иной сфере

Стандарты - квинтэссенция научного и инженерного опыта в той или иной сфере




Вопросы стандартизации, технического регулирования давно вышли за рамки обсуждений в узком кругу специалистов, без преувеличения, стали достоянием общественности. Они — в центре внимания первых лиц государства. В данном материале (на основе информации открытых источников) предпринята попытка с разных сторон показать состояние проблемы и пути ее решения.


Система стандартизации приемлет только эволюционные действия


Вопросы стандартизации, технического регулирования, в силу их актуальности, в центре внимания первых лиц государства. Сегодня существует «Концепция развития национальной системы стандартизации», одобренная распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. № 266-р. Однако если вспомнить советские времена, то подобная система была хорошо развита. Получается, мы ее потеряли?

Указанная система была направлена на поддержку продукции, ориентированной на экспорт, и оказывалась достаточно действенной. Внутри страны уровень требований тоже был высоким, хотя, конечно, это касалось не всех видов продукции. ГОСТ превратился в некий маркетинговый символ, который и сегодня с успехом используется для продвижения на рынок различных видов продовольственной продукции.

Попытки сохранить старую систему, модифицировав ее с учетом требований рыночной экономики, предпринимались в 90-х годах ушедшего века. В частности, был принят закон «О стандартизации», в котором стандарты подразделялись на обязательные и добровольные.

Эксперты отмечают, что самой главной ошибкой, допущенной в постсоветский период, было принятие в 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании» и отмена законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции». Они считают, что этот закон:

  • разрушил остатки советской системы стандартизации;
  • на несколько лет практически парализовал разработку новых стандартов;
  • затруднил участие в международной стандартизации. 

Безусловно, существовала альтернатива данному закону. Эволюционным, а не революционным решением могло бы стать внесение изменений в ряд действующих в то время законов. Следует отметить, что эти изменения своевременно были подготовлены в соответствии с планом законопроектной деятельности правительства и согласованы на уровне экспертов ВТО. Но почему-то в итоге появился принципиально новый закон. Закон «О стандартизации» был аннулирован с момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании».

В результате ни о каком движении вперед говорить не приходилось. От стандартов, несоблюдение которых карается по закону, страна по «принципу маятника» перешла к полностью добровольному применению стандартов независимо от областей и специфики их применения.

Немаловажен и тот факт, что практически одновременно с принятием закона «О техническом регулировании» в результате административной реформы Госстандарт был реорганизован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, потерял ряд своих полномочий.

Отмена закона «О стандартизации» и реорганизация Госстандарта фактически ликвидировали национальную систему контроля над рынком. В то же время в Республике Беларусь такая система осталась.

В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» были забыты отраслевые стандарты, число которых достигает несколько десятков тысяч. В том числе в ракетнокосмической технике, в авиационной промышленности, машиностроении и так далее. Забыли и о военных стандартах, а также о технических условиях, по которым в значительной степени живет наша промышленность.

Переход на единые стандарты позволил корпорации Shell снизить расходы на приобретение комплектующих, оборудования и инструмента на 30%, складские расходы — на 50%. На 13% сократились в компании сроки капитального строительства, на 5% снизилась его стоимость. При этом на один затраченный доллар компания получает до $35 долларов.


Участие в работе по стандартизации воздается сторицей

С началом рыночных реформ отечественные предприятия полули возможность самостоятельно выходить на зарубежные рынки. В развитые страны Советский Союз, как правило, поставлял очень мало продукции, и у наших предприятий опыта работы по стандартам Германии, Франции или США практически не было.

Металлурги, наверное, одними из первых сориентировались и быстро освоили производство продукции по зарубежным стандартам передовых стран. Они научились оперативно получать новые стандарты, самостоятельно переводить их на русский язык, освоили производство продукции по этим стандартам. И на протяжении вот уже 16 лет около половины своей продукции наши металлурги экспортируют в зарубежные страны.

Приведенный пример показывает, что металлургия — одна из немногих отраслей, которая быстро освоила производство по зарубежным стандартам, благодаря этому не только выжила в трудные годы, но и успешно развивается. Зарубежный опыт показывает, что за счет стандартизации ВВП страны может увеличиваться на 1%. При этом производительность труда в экономике можно повысить на десятки процентов. Даже в «благополучные» времена это — существенно. А сегодня, в условиях финансово-экономического кризиса, тем более.


Совершенствованием национальной системы стандартизации занимается государство и бизнес



Представители бизнеса активно выступают за усиление Ростехрегулирования, за возврат ему большинства функций, которые выполнял в свое время Госстандарт. Они также считают, что всемирно известный бренд «Госстандарт», на наш взгляд, необходимо вернуть. За рубежом компании платят за бренд миллиарды долларов, и никому в голову не придет с очередной реформой переименовать «Мерседес», например, в «Немзавпроавт» (немецкий завод по производству автомобилей).


Прежде все функции по стандартизации осуществляло государство:

  • планирование работ; 
  • финансирование работ. 

Госстандарт организовывал разработку новых стандартов, следил за их внедрением.

В развитых странах вся эта работа лежит на плечах бизнеса. Государство выполняет лишь координирующую функцию и в ряде случаев финансирует отдельные целевые программы.

Россия сегодня находится в «переходном периоде». Государство часть функций уже перестает исполнять, а бизнес взять их на себя полностью еще не готов.

В этот период решением проблемы стало создание межотраслевых советов по стандартизации. Они организуются совместно комитетом РСПП и Ростехрегулированием и являются как бы координирующей силой в той или иной отрасли в сфере стандартизации. Сегодня создано шесть таких советов:

  • в нефтегазовом комплексе; 
  • в строительстве; 
  • в металлургии; 
  • в сфере информационных технологий; 
  • в химической промышленности;
  • в агропромышленном комплексе.

Технические комитеты Ростехрегулирования выполняют свою задачу по разработке стандартов. Стратегию стандартизации, привлечение к этой работе специалистов из крупнейших корпораций, финансирование разработки стандартов не только за счет государства, но и за счет промышленности — организуют межотраслевые советы. В итоге получается очень удачный сплав усилий государства и бизнеса.


Полноценное правовое обеспечение стандартизации в стране должно произойти на законодательном уровне


Практика показала, что чем шире обсуждается законопроект, тем выше будет его качество. Поэтому уместно вспомнить анекдот советских времен. «Почему любая реформа в СССР обречена на неудачу? Потому что над ее воплощением думают единицы, а над тем, как ее игнорировать, миллионы. Силы слишком неравны». В настоящее время разработчики законопроекта о стандартизации делают все, чтобы над воплощением закона думали миллионы, а не единицы. В этом — залог успеха. 

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии подготовлен проект закона «О стандартизации» и сейчас проходит его общественное обсуждение. Этот закон:

  • создаст полноценное правовое обеспечение стандартизации в стране;
  • усилит роль государственных и общественных организаций в этой сфере;
  • стимулирует применение стандартов при реализации государственной социально-экономической политики;
  • установит статус и правила применения стандартов.

В ходе обсуждения первой редакции законопроекта многие представители бизнеса говорили о том, что в этом документе должен быть четче прописан вопрос о роли промышленности в стандартизации. Это, безусловно, справедливо. Здесь тенденция очевидна: максимальное участие общественных организаций на всех уровнях, вплоть до выработки предложений по основным направлениям в области стандартизации. Это — однозначно. Но координирующую роль должен выполнять национальный орган по стандартизации.

Создание проекта закона «О стандартизации» направлено на реализацию ст. 71 Конституции РФ, а также одобренной Правительством РФ «Концепции развития системы стандартизации». Этот закон — фундамент системы, которую сегодня пытаются выстраивать.


Стандарты относятся к вопросам федерального ведения


Разработка стандартов требует значительных средств. Поэтому вообще, а в условиях кризиса особенно, необходимо сконцентрироваться на активном участии в разработке международных стандартов и их применении в России. Международные стандарты — это квинтэссенция научного и инженерного опыта в той или иной сфере. Именно в условиях кризиса государство и должно наконец решить вопрос об отнесении затрат на стандартизацию на себестоимость продукции. Потому что прогрессивные стандарты — это прогрессивные технологии, это повышение качества продукции, это экономия ресурсов.

Проект закона «О стандартизации» значительно учитывает международный, прежде всего европейский, опыт. Наконец у нас перестали делать попытки «изобретать велосипед». Закон «О техническом регулировании» как раз и был результатом такого «изобретательства». Сегодня подходы изменились.

Использование международного опыта — одна из главных установок разработчиков законопроекта. При этом они широко использовали и опыт стран постсоветского пространства, которые «стартовали» вместе с нами и во многом ушли вперед в законодательном обеспечении стандартизации. Также был учтен опыт законодательного регулирования и применения стандартов в ЕС (Германия, Франция), США и других стран.

Здесь следует обратить внимание на еще один немаловажный вопрос — стандарты саморегулируемых организаций. Есть положение Конституции РФ о том, что стандарты относятся к вопросам федерального ведения. Они не могут быть переданы на уровень даже субъектов РФ. Стандарты — это элемент, который обеспечивает экономическую интеграцию целой страны, беспрепятственное движение продукции по ее территории. Поэтому такое понятие «стандарты саморегулируемых организации» просто исключены из рассматриваемого законопроекта. Останется общее понятие «стандарты организации». И под него будут подпадать и стандарты саморегулируемых организаций. Я не вижу ничего страшного в том, что они будут устанавливать стандарты деятельности самой организации, которые касаются вопросов менеджмента, организации процессов и так далее. У нас сейчас немало таких стандартов, и они не вызывают вопросов — это стандарты менеджмента качества, стандарты экологического менеджмента, стандарты в области энергоэффективности, стандарты менеджмента в области охраны труда и так далее.
О широком внедрении управленческих стандартов пока говорить не приходится

В 60-е годы в СССР была разработана так называемая КС У КП — комплексная система управления качеством продукции. Ее суть — в поэтапном анализе всех шагов производственного процесса. Дальше на основе этого анализа должны были намечаться мероприятия по анализу «узких мест», экономии, повышению качества. А потом должен был осуществляться контроль над выполнением таких мероприятий. Этот цикл был непрерывным.

КС УКП стала интеллектуальным вкладом Советского Союза при создании международной организации по стандартизации ИСО. Конечно, эта система претерпела определенные изменения, но все равно основа осталась прежней. И сегодня система КС У КП вернулась к нам в виде стандартов ИСО серии 9000. Их основной принцип взят из КС УКП.

Поэтому управленческие стандарты рождались у нас, а потом, как и многое другое, вернулись к нам с Запада.

Надо сказать, что подход поэтапного анализа, разработки мероприятий по улучшению ситуации, контроля над их выполнением применяется сейчас и в других управленческих стандартах. Сегодня разрабатывается единый международный стандарт ИСО серии 50000 по энергоменеджменту. В Англии, США, Дании, где уже созданы национальные управленческие стандарты по энергоменеджменту, добились снижения энергозатрат в промышленности до 20%.

Поэтому сегодня, используя опыт этих стран, ИСО создала специальный технический комитет, осуществляющий разработку единого международного стандарта серии 50000. К сожалению, Россия пока не принимает участия в этой работе. Это притом, что внедрение стандартов энергоменеджмента должно стать основой наших основных программ по энергосбережению.

Многие российские предприятия уже получили сертификаты ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 18000. Наличие такого сертификата имеет большую важность при выходе продукции предприятий на зарубежные рынки, является обязательным при размещении акций предприятия на фондовых биржах.

О широком внедрении управленческих стандартов пока говорить не приходится. У нас по всей стране на соответствие системе менеджмента качества выдано всего 8 740 сертификатов. Это — капля в море. Что касается других управленческих стандартов — положение еще плачевнее.

Одна из главных причин слабого внедрения названных стандартов — это то, что государство недостаточно внимания уделяет системной поддержке данного направления. Притом что инструменты такой поддержки — общеизвестны. На уровне некоторых субъектов РФ они достаточно широко применяются. Президент Чувашии Николай Федоров, например, принял указ об ускоренном внедрении стандартов качества и экономически стимулирует предприятия, которые внедряют у себя эти системы. В Татарстане в рамках республиканской программы выделяются средства на обучение руководителей организаций. В Ярославской области организации, внедрившие системы менеджмента качества, имеют приоритет при госзакупках продукции.

То есть речь идет о четко выработанной позиции государства. В Казахстане, Украине и Белоруссии эта позиция проявляется в указах президентов, постановлениях правительств, специальных правительственных программах. Причем в Казахстане предусмотрены налоговые льготы для лауреатов премии качества правительства, прямое кредитование до 50% затрат предприятий на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества.

В России ситуация иная: когда приняли закон «О техническом регулировании», то как-то забыли о качестве. В нем только вопросы безопасности. А разве государство не заинтересовано в качестве? Разве безопасность не является одной из составных частей качества продукции? Поэтому государство должно быть заинтересовано в том, чтобы потребитель получал качествен­ный продукт. Нужна концепция в области качества, принятая на высоком государственном уровне, и межведомственная комплексная государственная программа по ее реализации.

Современная эффективно работающая система стандартизации — это не только инструмент обеспечения экономической интеграции, сохранения и развития кооперационных связей между странами и отдельными предприятиями. Но и реальные источники оптимизации затрат, экономии всех видов ресурсов, внедрения инноваций. Совместные усилия государства и бизнеса — залог успеха в создании такой системы.


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Стандарты - квинтэссенция научного и инженерного опыта в той или иной сфере