Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » В. А. Руденко, главный метролог ОАО «Саратовнефтегаз», "Проблемы внедрения в измерительную практику ГОСТ Р 8.733-2011, регламентирующего требования к измерениям количества и параметров свободного нефтяного газа"

Проблемы внедрения в измерительную практику ГОСТ Р 8.733-2011, регламентирующего требования к измерениям количества и параметров свободного нефтяного газа




Статья посвящена обсуждению национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 8.733-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и параметров свободного нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования» с датой введения в действие 1 марта 2012 года. Рассматриваемый нормативный документ регламентирует требования к измерениям свободного нефтяного газа и на сегодняшний день является одним из активно обсуждаемых на всех нефтегазодобывающих предприятиях топливно-энергетического комплекса РФ.

14 июля 2011 года издан Приказ № 182-ст об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 8.733-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и параметров свободного нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования» с датой введения в действие 1 марта 2012 года [1].

Данный документ обратил на себя пристальное внимание всех метрологов предприятий нефтегазового комплекса РФ еще до присвоения официального номера и неоднократно служил предметом обсуждения в нескольких своих вариантах. С целью разъяснения и обсуждения положений данного документа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с помощью Международного института сотрудничества Восток-Запад был организован семинар на тему: «Коммерческий учет расхода и количества попутного нефтяного газа, нефти и нефтепродуктов». Целью проведения семинара являлось обсуждение нового документа и обмен мнениями об этом документе метрологов и технологов ряда ведущих предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В семинаре принимал участие один из разработчиков данного документа - предприятие ООО «СТП». На семинаре по существу обсуждаемой проблемы был сделан ряд замечаний и предложений.

В процессе подготовки перечня замечаний был проведен анализ обсуждаемого документа и учтены все объективные мнения, высказанные по поводу его содержания на семинаре. Целью исследования национального стандарта являлась оценка соответствия требований данного документа реальным техническим и технологическим возможностям предприятий ТЭК, а также анализ объективности данных требований.

Для начала следует обратить внимание на классификацию систем измерений количества и параметров свободного нефтяного газа (СИКГ), установленную ГОСТ Р 8.733. Согласно этой классификации все СИКГ подразделяются на классы: А, Б, В. К классу А относятся СИКГ, предназначенные для проведения взаимных расчетов между предприятиями-контрагентами. К классу Б-СИКГ объектов, потребляющих газ на собственные нужды. К классу В - СИКГ технологического оборудования, в том числе факельных установок, установок сброса газа на свечу и т. п. В действительности в технологическом процессе понятие «газ на собственные нужды» и «газ на технологическое оборудование» - одно и то же. Более того, согласно другому нормативному документу РД 153-39.0-111-2001 эти понятия неразделимы друг от друга и определены как единый термин «газ на собственные технологические нужды» [2]. Следовательно, принять однозначное решение по отнесению СИКГ к классу Б или В невозможно. В таком случае становится невозможным и установление предела допускаемой относительной погрешности измерений объема газа, приведенным к стандартным условиям, поскольку для класса Б согласно ГОСТ Р 8.733 эта норма установлена от +2, 5% до 4,0%, а для класса В: +5,0%. Не возникает сомнений, что разница погрешности между 2,5% и 5,0% может сильно повлиять на технические решения при выборе измерительного комплекса и тем более на его финансовую составляющую. Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации будет являться внесение четкого разграничения понятий «собственные нужды» и «технологическое оборудование» и, соответственно, принадлежности СИКГ к тому или иному классу.

Далее, обсуждая нормы погрешности, хочется отметить, что одно из замечаний специалистов уже было внесено в утвержденный вариант ГОСТ, а именно, были изменены пределы допускаемой погрешности для класса В. В первом варианте документа был установлен предел от +3,0% до +5,0%. Данные значения противоречили требованиям ГОСТ Р 8.615-2005 [3], который устанавливает предел допускаемой относительной погрешности измерений объема нефтяного газа не более +5,0%.

Обсуждаемый ГОСТ классифицирует СИКГ не только по классам, но и по категориям. В зависимости от значения объемного расхода газа, приведенного к стандартным условиям, СИКГ подразделяют на категории:

I (большой производительности): более 105м3/ч;

II (средней производительности): более 2-104 до 105м3/ч;

III (малой производительности): более 103 до 2-104м3/ч;

IV (минимальной производительности): не более 103м3/ч.

Сформулированные в пятом параграфе требования к функциям СИКГ разных категорий указывают на обязательное обеспечение передачи на верхний уровень отчетов о расходе и количестве газа, а также качественных показателей газа для СИКГ класса В III и IV-x категорий, т. е. для узлов учета газа на факельных установках наименьшего расхода. Можно согласиться с таким требованием для СИКГ класса А, когда контроль за коммерческим учетом газа ведется в режиме on-line. Отображение всех данных по учету газа на компьютере в кабинете часто снимает возникающие разногласия без выезда на, как правило, удаленный объект. Это обстоятельство позволяет более мобильно исполнять требования «Правил поставки газа в РФ» в части порядка учета газа. Финансирование дорогостоящего процесса вывода данных на «верхний уровень» в этом случае себя оправдывает. Также это требование применимо и для СИКГ класса БI и Н-й категорий, т. е. узлов газа большой
производительности. Режим on-line здесь важен не столько для учета, сколько для быстрого обнаружения утечек и аварий. Финансирование «верхнего уровня» в этом случае себя не только оправдывает, но и окупает. Необходимость же организации и строительства «верхнего уровня» для класса В III и IV-x категорий вообще не обоснована ни нормативными требованиями, ни экономической рациональностью, ни здравым смыслом. В процессе эксплуатации узла учета газа на факельной установке, да еще и низкой производительности, нет необходимости видеть все параметры учета на «верхнем уровне». Необходимым и достаточным условием здесь будет являться ежесуточное снятие данных с прибора обслуживающим персоналом. Поставленная под сомнение необходимость данного требования вызвала одобрение даже у разработчика обсуждаемого ГОСТ, Будем надеется, что и это замечание будет принято и найдет отражение в уже готовящихся Изменениях к ГОСТ Р 8.733.

Особо следует обратить внимание на введение требований к перечню нормативно-технической документации. Согласно ГОСТ Р 8.733 комплект на СИКГ должен включать в себя огромный перечень эксплуатационных документов, некоторые из которых нет необходимости уточнять, т. к. требование их наличия обязательно. Однако, на таких позициях, как «паспорт СИКГ», «экспертное заключение проекта» и, особенно, «техническое требование и техническое задание» необходимо остановиться.

Для начала, рассмотрим требование наличия «Паспорта СИКГ». На сегодняшний момент ни один нормативный документ, кроме ПР 50.2.022-99, не накладывает требований по разработке и ведению паспорта на измерительный комплекс [4]. Таким образом, составление паспорта требуется только для узлов учета с применением сужающих устройств. Требования ПР 50.2.022-99
не вызывают сомнений, поскольку межповерочный интервал составляет всего лишь один год и даже небольшое изменение внутреннего диаметра отверстия сужающего устройства требует выполнения нового расчета (например в программном комплексе Расходомер ИСО) и будет оказывать влияние на результат измерений. С введением ГОСТ Р 8.733 требование оформления паспорта распространится на измерительные комплексы всех принципов измерений. Необходимость данного требования ставится под сомнение, поскольку большинство современных расходомеров имеют межповерочный интервал более трех лет, не содержат в своей конструкции растачиваемых элементов и, следовательно, не требуют ежегодного пересмотра документации. Более того, описанный в ГОСТ Р 8.733 состав документов, который должен содержаться в паспорте на СИКГ, полностью дублирует перечень документов, содержащихся в проектной документации на СИКГ Возникает вопрос, зачем оформлять дублирующий документ, тем более, что проектные документы, как правило, проходят экспертизу. На этот вопрос разработчик документа указал на единственную причину данного требования, а именно: «...для вашего же удобства». Однако следует разделять «удобство», решение о котором остается на усмотрение предприятия, и «требование», накладываемое на это предприятие законодательным документом.

Теперь перейдем к обсуждению вопроса об «экспертном заключении проекта». Под этой формулировкой подразумевается метрологическая экспертиза. Возникает противоречие: с одной стороны, согласно ФЗ «Об обеспечении единства измерений» метрологическая экспертиза на данный вид документации носит добровольный характер; с другой стороны, ГОСТ Р 8.733 накладывает требование по необходимости ее проведения. Поскольку метрологическая экспертиза проводится аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами, необходимо заключение финансовых сделок. Таким образом, финансовая составляющая узла учета газа сильно возрастает.

В завершение, остановимся на техническом задании и технических требованиях. В приложении Б к ГОСТ Р 8.733 прописаны требования к техническому заданию на проектирование системы измерений количества и параметров свободного нефтяного газа, в которых на трех листах представлены основные блоки, согласно которым должно составляться техническое задание. Более того, как обозначено в п.Б.1., данное техническое задание должно разрабатываться на основе утвержденных технических требований. Форма технических требований к системе измерений количества и параметров свободного нефтяного газа представлена в приложении А к ГОСТ Р 8.733 и изложена на двенадцати листах. Таким образом, если заполнить оба этих документа, то их размер получится чуть больше, чем сам проект на СИКГ. С учетом того, что, как правило, на крупных предприятиях ТЭК вся документация разрабатываетсяпо унифицированным утвержденным формам технических заданий и технических условий и отменять их никто не будет, возникнет необходимость составления дублирующих документов, которые после утверждения никем никогда использоваться не будут. Предлагаемый нерациональный подход к трудозатратам и документообороту противоречит основам экономической обоснованности при расчете себестоимости такого природного ресурса как газ.

В заключение, можно привести некоторые замечания, связанные с частными вопросами организации метрологического обеспечения. Примером таких замечаний может послужить требование ГОСТ Р 8.733 о необходимости оборудования измерительной линии показывающими средствами измерений давления и температуры, при условии,что данное требование распространяется на все классы и категории СИКГ. Здесь прослеживается противоречие ГОСТа самим с собой. Зачем устанавливать именно показывающие приборы на «нижний уровень» узла учета, если все показания должны быть выведены на «верхний уровень», что и требует обсуждаемый ГОСТ. Подобное дублирование показаний не несет в себе обоснованной необходимости, но стоимость СИКГ будет сильно возрастать, что опять же является для предприятия экономически необоснованным фактором.

Подводя итоги обсуждения ГОСТ Р 8.733, стоит уточнить, что в данной статье приведены лишь основные принципиальные моменты, на которые стоит обратить внимание при его изучении и последующем использовании. Полный перечень более детальных замечаний и предложений, охватывающий более широкий спектр специфических производственных моментов, еще неоднократно будет появляться в процессе внедрения ГОСТ в измерительную практику после 1 марта 2012 года. Хочется надеяться, что мнения специалистов предприятий, которым предстоит быть непосредственными исполнителями этого нормативного документа, будут учтены, и ГОСТ Р 8.733-2011 с сопутствующими ему официальными изменениями станет действительно полезным документом и достигнет своей основной цели, ради которой и был разработан, а именно: установление и унификация требований, предъявляемых к системам измерений количества и параметров свободного нефтяного газа.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р 8.733-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Системы измерений количества и параметров свободного нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования».

2.РД 153-39.0-111-2001 «Методика определения нормативной потребности и норм расхода природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих предприятий».

3. ГОСТ Р 8.615-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения количества извлекаемой из недр нефти и нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования».

4. ПР 50.2.022-99 «Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического контроля и надзора за применением и состоянием измерительных комплексов с сужающими устройствами».

5. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». 


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » В. А. Руденко, главный метролог ОАО «Саратовнефтегаз», "Проблемы внедрения в измерительную практику ГОСТ Р 8.733-2011, регламентирующего требования к измерениям количества и параметров свободного нефтяного газа"