Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Исаев Л.К., Кононогов С.А., Лукашев Ю.Е., "О состоянии работ по стандартизации в области метрологии"

О состоянии работ по стандартизации в области метрологии




Л.К. Исаев, д. т. н., профессор, Заслуженный метролог, заместитель директора ФГУП «ВНИИМС»
С.А. Кноногов д. т. н., профессор, Почетный метролог, директор ФГУП «ВНИИМС»
Ю.Е. Лукашов, к. т. н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»

Главный метролог №6 2014 г. 
Дата публикации 8.02.2015 г.


Задачи обеспечения единства измерений, сформулированные в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений, помимо установления правовых основ указанной деятельности включают в себя:

- защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

- обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

- содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

Как отечественная, так и мировая практика свидетельствуют, что одним из наиболее распространенных и эффективных методов организационного и методического обеспечения указанных видов деятельности является разработка документов, добровольное исполнение которых способно обеспечить приемлемое качество выполнения работ и оказания услуг.

«Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач» [1]. «Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству и достижение иных целей стандартизации, в том числе обеспечение безопасности, охраны окружающей среды, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности» [1].

Поэтому именно стандартизация может служить тем инструментом, который способен обеспечить решение широкого круга задач, как в области метрологии и метрологического обеспечения в целом, так и в регулируемой государством сфере обеспечения единства измерений.

В Российской Федерации, а также в рамках СНГ действует система стандартов ГСИ (Государственная система обеспечения единства измерений), родившаяся в 60-х годах во ВНИИМС. В настоящее время в её состав входят 408 документов. В рамках СНГ действует 248 подобных документов.

Рассматривать отечественную систему стандартов в области метрологии в отрыве от системы стандартов, используемых в указанной области в мировой практике, не целесообразно. Она всё в большей степени гармонизируется с аналогичными документами, разрабатываемыми в рамках Таможенного союза, СНГ и иными международными организациями.

Значительное внимание в рамках Таможенного союза уделяется вопросам взаимного признания результатов измерений, испытаний и контроля, используемых при оценке соответствия продукции и услуг требованиям технических регламентов. В Российской Федерации принят Федеральный закон, установивший повышенные требования к методикам специального контроля условий труда [2]. Внедряются в метрологическую практику такие понятия, как референтная и первичная референтная методика измерений. Всё чаще происходят обращения к Федеральному информационному фонду по обеспечению единства измерений, содержащему сведения об аттестованных методиках измерений.

В указанном фонде в настоящий момент содержатся сведения о почти 18 тысячах аттестованных методиках измерений. Однако, аттестованных методик по-прежнему не хватает, а распространение уже аттестованных методик затруднено тем, что не решен вопрос об авторских правах на них. Издание наиболее востребованных методик измерений в виде стандартов может способствовать разрешению указанной проблемы.

В систему стандартов ГСИ входит всего 26 национальных стандартов, содержащих описания методик измерений. (Можно отметить, что всего стандартов на методики и методы измерений 257, но большая их часть не проходит через метрологические ТК).

Такая ситуация ведет к тому, что принимается большое количество стандартов, содержащих методики измерений, которые не являются аттестованными, а, следовательно, не могут быть использованы в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Такая ситуация сложилась, например, в области охраны труда.

В принятых поправках к Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений» вводится понятие референтных и первичных референтных методик измерений, которые должны утверждаться Росстандартом [3]. Это потребует разработки новых правовых, организационных и методических документов, при этом часть из них было бы целесообразно оформить в виде стандартов. Имеются переведенные стандарты ИСО, в основном в области медицины, которые также не проходили через метрологические ТК и, для которых не проводилась метрологическая экспертиза. Это уже сейчас вызывает сложности, поскольку возникает неоднозначность в используемой терминологии и подходах к процедурам по обеспечению единства измерений. И метрологические «дефекты» в стандартах ИСО возникают не при переводе, а из-за отсутствия необходимой метрологической экспертизы при изначальной разработке стандартов, как показывают результаты анализа [4].

В процессе стандартизации в метрологии особую роль играют документы Международной Организации Законодательной Метрологии (МОЗМ) - Международные Рекомендации МОЗМ и Международные Документы МОЗМ. Чрезвычайно важно, что в ВТО, в которой МОЗМ имеет статус наблюдателя, эти документы признаются как стандарты по метрологии и однозначно рекомендуются всем странам для применения. Учитывая «мягкую» формулировку в Конвенции, учреждающей МОЗМ, что «Государства-члены принимают на себя моральное обязательство внедрять решения МОЗМ во всей возможной степени», нет другого пути для внедрения в России документов МОЗМ, кроме стандартизации.

Обеспечение высокой степени доверия к результатам измерений, испытаний и контроля невозможно без обеспечения их метрологической прослеживаемости к первичным эталонам. Эта прослеживаемость обеспечивается во многом благодаря использованию существующих поверочных схем (возможно, в современных условиях было бы корректнее разрабатывать и применять иерархические схемы, что соответствовало бы требованиям МОЗМ и приближало нас к более активному внедрению калибровки). Именно поэтому их разработке и периодическому пересмотру уделяется большое внимание. Ситуация станет ещё более острой с внедрением в метрологическую практику первичных референтных и референтных методик измерений. Без четкого и единого понимания роли и места каждого из элементов системы метрологического обеспечения измерений, невозможно говорить об обеспечении единства измерений в стране.

В настоящее время действуют 293 национальных и 160 межгосударственных стандартов на эталоны и связанные с ними поверочные схемы. Эти стандарты очень важны, как база, обеспечивающая решение вопросов взаимного признания результатов измерений, выполненных в различных странах. И, как следствие, - признания результатов сертификации продукции и услуг, обеспечения их безопасности, доверия к мероприятиям по охране окружающей среды.

Не менее важны стандарты на методики поверки и калибровки. Хотя методики поверки утверждаются одновременно с типом средства измерений, но существование большого количества различных методик поверки и калибровки для средств измерений, мало различающихся по конструкции и функциональному назначению, ведет к неоправданному разнообразию требований к эталонной базе, к условиям поверки и калибровки, к по вышению трудозатрат.

В России действует 382 национальных стандарта на методики поверки и 223 - межгосударственных. В последнее время стали появляться стандарты на методики калибровки, при этом они в большей части гармонизированы или являются прямыми аналогами международных документов. В настоящее время их 36 национальных и 5 межгосударственных.

Существенную роль играют стандарты, устанавливающие требования к средствам измерений. В данном случае речь идет не о стандартах на технические условия в отношении конкретных типов средств измерений, а о документах, излагающих требования к функциональным характеристикам и метрологическим показателям. Это также является основой для взаимного признания результатов работ по испытаниям средств измерений, а также результатов их поверки и калибровки.

Кроме того, имеется ряд документов по общим вопросам, связанным с метрологической деятельностью. Это терминологические, организационные стандарты, стандарты, устанавливающие общие положения в области метрологической деятельности. Всего таких стандартов - 87. Эти документы образуют методическую базу государственной системы обеспечения единства измерений. Они создаютту основу, на которую опираются предприятия и организации, создающие собственные документы в этой области. К числу таких организаций можно отнести ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ОАО «Газпром» и другие.

В проекте Плана работ по национальной стандартизации (ПРНС-2015) предусмотрено начать разработку @5 документов - 64 национальных стандартов и рекомендаций и 20 межгосударственных, а также 11 таблиц стандартных справочных данных (ССД) (Таблица 1).

В таблице 2 приведено распределение новых работ в 2015 году по 8-и Техническим комитетам (ТК) метрологического комплекса.

Примеры:

ГОСТ Р 8. «ГСИ. Гэсудар поверочная схема для средств измерений коэффициента затухания продольных ультразвуковых волн в твердых средах»;

ГОСТ Р 8. «ГСИ. Гэсударственная поверочная схема для средств измерений используемых в радиационной технологии»;

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Исаев Л.К., Кононогов С.А., Лукашев Ю.Е., "О состоянии работ по стандартизации в области метрологии"