Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Уткин Н.А., "Значение стандартизации киберфизических систем для экономики России"

Значение стандартизации киберфизических систем для экономики России




"Главный метролог" №5 2017 г.

Н.А. Уткин,

Председатель ТК 194 Росстандарта «Кибер-физические системы», Москва, Utkin.NA@tc194.ru

Прогресс в секторе технологических продуктов, услуг и сервисов является одним из наиболее мощных драйверов органичного и интенсивного развития национальной экономики. Международная практика полностью подтверждает это: в мире все большее внимание уделяется как чисто цифровым технологиям, так и лежащим на стыке цифрового и физического миров, а также использующим эти технологии бизнес-моделям. Понимая важность развития данного направления экономики, в настоящее время в Российской Федерации приступили к реализации Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р).


Системные проблемы развития «цифровой экономики» России

Стартовые позиции для развития «цифровой экономики» России в настоящее время не самые лучшие. Инициативе по превращению российской экономики в «цифровую» уже сейчас сопутствует большое количество негативных факторов, давление которых при увеличении технологического разрыва будет только увеличиваться.

Они хорошо известны и зачастую носят составной характер. Среди них, в частности:

- значительная оторванность от международных рынков заимствований капитала (в том числе, в силу санкций против российских компаний и экономики в целом),

- ограниченная доступность передовых технологий (речь не только о сложностях с организацией трансфера технологий, но и даже с банальными закупками отдельных технологических продуктов и сервисов),

- невысокая привлекательность российских активов для инвесторов (в первую очередь, из-за низкого уровня развития ряда критически важных институтов современной экономики и гражданского общества),

- отсутствие макроэкономической стабильности (что выражается в высокой величине ставки для внутренних заимствований и волатильности национальной валюты),

- значительный уровень государственной и коммерческой коррупции.

Таковы условия, в которых предстоит реализовывать Программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Однако следует принять во внимание, что ее успех определяется не только общим макроэкономическим фоном, но и такими факторами, как текущая вовлеченность российского бизнеса в мировую экономику высоких технологий, его встроенность в глобальные технологические цепочки и влияние на формирующиеся рынки. Кроме того, существует определенный инструментарий, позволяющий активно продвигать отечественные технологические продукты и сервисы на международном рынке («быть в игре»), а также создавать комфортные условия для международной кооперации («формировать правила игры»). Один из таковых инструментов - международная технологическая стандартизация.

Особенности технологической стандартизации в России

Трудности для работы российских компаний в сфере технологической стандартизации в секторе высоких технологий имеют исторические корни и определяются целым рядом причин. Среди них отметим лишь несколько.

Прежде всего, очевидной сложностью для развития и продвижения в мире российских технологий является то, что значительная их часть аккумулирована в крупных государственных корпорациях, в значительной степени фокусирующихся на выполнении государственного заказа с тем или иным грифом секретности.

Кроме того, исторически ситуация с развитием технологической стандартизации весьма различна для компаний с рынков России и СНГ и их западных коллег. Те давно приучены к тому, что необходимо постоянно работать над международными стандартами, чтобы и сегодня, и завтра иметь в их логике конкурентоспособные решения и развивать свой бизнес в соответствующем направлении. А вот для многих российских предприятий такой подход не всегда понятен, и многие пребывают в ошибочном ожидании стандартов «от государства».

Одной из возможных причин тому служат сохранившиеся с советских времен стереотипы мышления российских технологических предпринимателей. Ведь во времена СССР деятельность по стандартизации была связана непосредственно с государством, отраслевыми министерствами и профильными научно-исследовательскими институтами, а возможность для реализации частнопредпринимательской инициативы на технологическом рынке отсутствовала как таковая.

Очевидно, это не единственное объяснение, и можно найти другие, более веские причины данного явления. Но факт остается фактом: вовлеченность российских технологических компаний в деятельность по международной технологической стандартизации на перспективных рынках пока не носит системного характера.

В то же время, международные корпорации уделяют большое внимание работе над международными технологическими стандартами, особенно в сфере высоких технологий, где изменения происходят слишком быстро, и цена ошибки может быть крайне высока. Ключевым для формирования будущих заделов является сейчас направление киберфизических систем (cyber-physical systems).

Киберфизические системы и Индустрия 4.0

Активное внедрение в инновационнотехнологический словарь понятия «кибер-физическая система» связана с запуском Правительством Германии на Ганноверской выставке 2011 г. инициативы, получившей название Индустрия 4.0 (Industrie 4.0). По смыслу она представляет собой концепцию четвертой промышленной революции и состоит в практическом использовании высоких технологий для развития промышленности и производства на базе тесной интеграции киберфизических систем на предприятиях и за их пределами.

В основе концепции Индустрии 4.0 лежат следующие инженерно-технологические принципы:

1. Взаимодействие и взаимообмен: способность машин, устройств, датчиков и людей соединяться и взаимодействовать друг с другом через Интернет вещей (ІоТ) или Интернет людей (ІоР).

2. Информационная прозрачность: способность информационных систем создавать виртуальную копию физического мира путем дополнения цифровых моделей данными, получаемыми с датчиков и сенсоров реального мира. Это потребует агрегирования необработанных массивов данных в более важную контекстную информацию.

3. Техническая помощь: (1) общая способность систем технической поддержки агрегировать и визуализировать информацию для принятия обоснованных решений и быстрого решения срочных проблем; (2) способность киберфизических систем оказывать физическое содействие при выполнении ряда задач, которые для людей могут быть неприятными, изнурительными или опасными.

4. Децентрализованные решения: способность киберфизических систем самостоятельно принимать решения и выполнять свои задачи как можно более автономно. Только в случае исключений, помех или конфликтующих целей эти задачи делегируются на более высокий уровень (с возможным вовлечением человека).

Данная концепция базируется на технологиях киберфизических систем, и подразумевает интеграцию вычислительных ресурсов в физические процессы. В такой системе датчики, оборудование и информационные системы соединены на протяжении всей цепочки создания стоимости, выходящей за рамки одного предприятия или бизнеса. Киберфизические системы взаимодействуют друг с другом с помощью стандартных интернет-протоколов для прогнозирования, самонастроики и адаптации к изменениям.

В основе функционирования данного типа систем лежат такие технологии, как большие данные и информационная безопасность, интернет вещей и промышленный интернет вещей, робототехника и автономные роботы, облачные и туманные вычисления, ЗР-печать и кастомизация производства.

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Уткин Н.А., "Значение стандартизации киберфизических систем для экономики России"