Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Богомолов Ю.А., "Метрологическая деятельность в концепции TQM"

Метрологическая деятельность в концепции TQM. Качество и метрология




Ю.А.Богомолов

1. КАЧЕСТВО И МЕТРОЛОГИЯ

Взаимосвязь качества и измерений неразрывна, но ведущим является качество, именно для его обеспечения требуются измерения. Изменения в подходах к обеспечению качества, к управлению качеством в значительной степени влияют на метрологическую деятельность

на предприятии. Увидеть, воспринять, принять соответствующие научно-технические и организационные решения для адаптации метрологической деятельности, значит сделать метрологию на предприятии эффективной. К сожалению, приходится констатировать, что реальное внедрение систем качества на отечественных предприятиях не характеризуется массовостью, глубиной проработки и активным внедрением современного менеджмента качества. Вместе с тем история качества в России уникальна.

В издательстве РИА «Стандарты и качество» (Москва) в 2000 г. вышла книга «Антология русского качества» (430 стр.), к сожалению, тиражом всего 1000 экз. Издание беспрецедентно по охвату весьма различных аспектов качества. Авторы книги с глубоким и тонким пониманием проблем качества смогли показать «Образ качества», «Социальное качество», «Качество жизни», «Качество хозяйства» по работам Н.А. Бердяева, В.В. Бойцова, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, А.М. Горького, Ф.М. Достоевского, Д.И. Менделеева, И-И. Мечникова, Н.К. и Е.И. Рерихов, П.Б. Струве, А.А. Чижевского и др. Вместо эпиграфа книга начинается статьей И.А. Ильина (напечатана по журналу «Русский колокол», 1928, No 4), а которой, в частности, говорится: «... Россия восстанет из распада и унижения... Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!.. Всмотритесь в пути и судьбы России, вдумайтесь а ее крушение и унижение... И Вы увидите, что все основные затруднения ее были от обьема и количества... ...судьба навязывала нам неисчерпаемое обилие... и не давала нам временя для того, чтобы проработать это обилие, овладеть им. Извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета... На протяжении своей истории Россия как бы задыхается в этой борьбе с объемом и количеством. — И вечно опаздывая, отставая от соседей... ...мы всегда были не готовы и шли на «авось»,... Вот почему нам всегда было не до качества: хоть «как нибудь», да «быть бы живу»... Где-то в глубине души у русского человека живет смутная, но твердая уверенность, что качество ему «не нужно»; что это - «заморская выдумка»; что при «нашем» обилии и при «нашей» даровитости мы без учения и без старания, без умения и без навыка «по своему справимся и даже «еще лучше выйдет». ... Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в ее крушение и унижение! И Вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. ... И готовить восстановление России – значит ...готовить свой характер, свой разум, свое чувство, свою волевую идею. Имя этой волевой идеи - русское качеством.

Едва ли приведенные выдержки нуждаются в дополнении или комментарии.

Наиболее полно наша история недавнего управления качеством представлена в [I]. Характерной особенностью этой концепции является логически обоснованное государственное управление качеством. Известно, что международные стандарты ИСО серии 9000. выпущенные в начале 80-х годов прошлого столетия, были ориентированы, в основном, на рыночную экономику. Подтверждением этого, в частности, является дефиниция термина «управление качеством» - «методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству» [2]. В этом определении целесообразно уделить особое внимание слову «оперативного», так как оперативная функция реализуется только у ее конкретного исполнителя. Однако эти стандарты были внедрены в нашей стране при централизованном управлении, но чтобы не было противоречий, термину «управление качеством» было дано иное толкование:

«под управлением качеством продукции понимается постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального с народнохозяйственной точки зрения уровня и ее максимально эффективное использование». Это (в том числе) обосновало государственное управление качеством, которое строилось на комплексной стандартизации и административно обеспечивалось обязательностью требований ваших государственных стандартов. В международной практике стандарт - это «документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила. общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области» (ISO/IEC GUIDE2: 1996); обязательные нормы (требования) несет «регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти» (150ДЕС GUIDE2: 1996).

Философия, стоящая за этими определениями, весьма серьезна и очень важна для рыночных отношений. Конкуренция между предприятиями заставляет их выполнять не только нормы (не обязательные) национальных стандартов, а требования фирменных стандартов, отличающиеся определенным превосходством показателей. Обязательная национальная стандартизация может даже сдерживать рыночное развитие. В нашей стране государственные стандарты по-прежнему остаются документами с обязательными требованиями, и еслн они устанавливают не только нижний, но и верхний предел какого-либо показателя, то предприятию, вероятно, надо переходить к выпуску продукции по техническим условиям (ТУ), что аналогично производству продукции по фирменным стандартам, но это у нас весьма не популярно.

Принятая в 1998 г. .Госстандартом России «Концепция национальной системы стандартизации» [3] отметила, что «наиболее существенным различием между отечественной и международной, в том числе зарубежной, практикой стандартизации является статус стандартов. За рубежом стандарты добровольные, в России в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» (ст.7) стандарты могут содержать обязательные требования.» Так асе - в Концепции: «Для выполнения условий членства в ВТО ... необходимо решение следующих задач: I) обеспечение гармонизации отечественных стандартов, а также нормативных документов федеральных органов исполнительной власти с международными стандартами; ...» С учетом приведенных выдержек из' официальных документов специалистам российских предприятий для решения проблем конкурентоспособности на международном уровне, обеспечения качества, управления качеством и т.п. есть над чем задуматься.

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Исторически в мире подходы к оценке и обеспечению качества прошли следующие эволюционные этапы:

1905 г. - система Тэйлора; качество продукции оценивалось на уровне установления соответствия требованиям стандартов;

1924 г. — статистические методы и оценка качества продукции на соответствие требованиям стандартов, а также достижение стабильности процессов;

1950 г. - комплексное управление качеством; качество продукции и процессов для обеспечения соответствия запросам потребителей;

1980 г. - универсальное управление качеством; качество как удовлетворение запросов потребителей и потребностей служащих;

1990 г. - всеобщее управление качеством (TQM); качество как удовлетворение требований и потребностей общества, потребителей, служащих, владельцев.

Эта хронология показывает, как постепенно качество возникало в производстве, проникало в деятельность людей и заполнило практически все стороны жизни.

Очевидно, что метрологическая деятельность, связанная с управлением качеством, в части метрологического менеджмента должна полностью соответствовать менеджменту качества на предприятии. Уточнение задач метрологического менеджмента целесообразно провести на основе анализа совершенствования подходов к качеству и концепции TQM.

При анализе целесообразно учитывать, что метрологическая деятельность сама по себе попадает под оценку качества на предприятии как подсистема, а, с другой стороны, базируется на уникальной технической основе - средствах измерений (СИ), которые позволяют осуществить количественную оценку многих параметров качества, но для достижения достоверности этой оценки должны иметь соответствующие метрологические характеристики, периодически подтверждаемые.

Представляется полезным начать с того, что всемирно известный доктор В. Едвардс Деминг, классифицируя причины плохого качества [4], разделяет их на две группы: специальные, выявляемые здравым смыслом, и системные. При этом 94% причин плохого качества носят системный характер. Из этого следует, что устраняя только специальные причины (6%), добиться кардинального изменения качества принципиально невозможно. Суть системного подхода состоит во внедрении менеджмента качества на основе норм стандартов серии ИСО 9000, что заставляет предприятие выйти из рамок управления качеством только посредством прямого контроля, управления и даже обеспечения. Необходимо, чтобы в любой системе менеджмента качества присутствовали все элементы, предусмотренные соответствующей моделью ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 (книга написана Демингом 15 лет назад).

Как известно, выполнение норм стандартов ИСО серии 9000 подтверждается сертификацией систем качества. Мотивация сертификации прошла стадии требований Закаэчика [5]:

1. Клиент удовлетворен утверждением о наличии у поставщика системы качества.

2. Клиент просит представить документ о наличии системы качества.

3. Клиент хочет проверить и сам оценить систему качества поставщика.

4. Клиент требует сертификации системы качества. Последняя стадия в конце 80-90 годов стала определяющей при выборе поставщика. При этом, если учесть, что различные системы сертификации действуют в соответствии со своими нормами и имеют специфику, то обоснованным является требование заказчика о сертификации в определенной системе, которая признается заказчиком для него предпочтительной.

Страница 1 из 6 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » О стандартизации и качестве » Богомолов Ю.А., "Метрологическая деятельность в концепции TQM"