Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о средствах измерений » Заболотный А.В., Лазаренко Е.Р., Осока И.В., "К вопросу о рекомендациях по применению средств измерений по результатам испытаний в целях утверждения типа"

К вопросу о рекомендациях по применению средств измерений по результатам испытаний в целях утверждения типа




А. В. Заболотный, ведущий инженер отдела научно-методических основ испытаний средств измерений ФГУП «ВНИИМС»;
Е. Р. Лазаренко, заместитель начальника Управления метрологии Госстандарта;
И. В. Осока, начальник отдела научно-методических основ испытаний средств измерений ФГУП «ВНИИМС»

Главный метролог №1 2015 г.

В ноябре исполнилось 5 лет, как был утвержден Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) Приказ № 1081 [1]. Этот приказ был утвержден в соответствии с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона № 102-ФЗ [2] и стал основным нормативным правовым документом, определившим порядок проведения испытаний средств измерений в целях утверждения типа и порядок их утверждения. В течение этих пяти лет положения [1] претерпели существенные изменения, которые были востребованы в связи с накопленным опытом в практике утверждения типа средств измерений. Приказом № 1326 [3] Минпромторг ввел в порядок утверждения типа средств измерений процедуру внесения изменений в описание утвержденного типа средства измерений, которые не влияют на нормированные метрологические характеристики, включая показатели точности. Затем Приказом №970 [4] Минпромторг отменил Приложения 2 и 3 к [1], утвердив, вместо существовавших порядков утверждения типа и выдачи свидетельств об утверждении типа средств измерений, соответствующий Административный регламент.

За прошедшие пять лет действия закона [2] в части утверждения типа ставилось много проблемных вопросов, которые решались либо в рабочем порядке, либо с привлечением разработчиков и изготовителей средств измерений. Так, в результате долгих споров и бурных обсуждений был решен вопрос с испытаниями программного обеспечения средств измерений. Рекомендации ПР 50.2.077 [5] были пересмотрены, и в феврале 2014 года утверждена новая редакция документа с датой введения в действие 1 октября 2014 года с правом досрочного применения.

В рекомендательный документ, разработанный ФГУП «ВНИИМС», - МИ 3290-2010, за это время были внесены два изменения, которые касались оформления материалов испытаний в целях утверждения типа средств измерений.

Несмотря на непрерывно идущий процесс совершенствования нормативной базы по испытаниям средств измерений, проблем меньше не становится, а жизнь задает все новые, неожиданные вопросы, которые невозможно было предусмотреть при разработке нормативных документов. Но не отвечать на эти вопросы становится все сложнее и сложнее. И занимать позицию - что все само собой разрешится, также не хотелось бы, тем более на фоне того, что в закон [2] вносятся изменения, напрямую затрагивающие применение средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

На практике четко действует установленное законом [2, ч. 1, ст. 9] требование (позволим себе еще раз акцентировать на этом внимание), что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений должны применяться средства измерений утвержденного типа и прошедшие поверку.

Сфера госрегулирования, установленная [2], видоизменяется, дополняется новыми областями деятельности. Так, часть 3 статьи 1 [2] претерпела существенные изменения. Введены следующие новые виды деятельности, в области которых требуется установление обязательных метрологических требований:

- осуществление деятельности в области использования атомной энергии [6];

- обеспечение безопасности дорожного движения [7].

Согласно [7] претерпели изменения следующие области деятельности:

- осуществление торговли осталось без «товарообменных операций»;

- выполнение государственных учетных операций дополнилось «...и учетом количества энергетических ресурсов»;

- деятельность в области оказания почтовых услуг дополнилась «учетом устойчивости функционирования сети связи общего пользования»;

- деятельность в области гидрометеорологии - «мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды»;

- деятельность в сфере проведения банковских, налоговых и таможенных операций расширилась «таможенным контролем». Существенно изменилась редакция сферы выполнения работ по оценке соответствия продукции и иных объектов.

В новой редакции эта сфера ограничена обязательными требованиями «в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании», и не только «промышленной» продукцией, как это было ранее установлено законом [2].

Во всех областях деятельности в сфере госрегулирования, за исключением трех, а именно:

- осуществление производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта,

- выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,

- обеспечение безопасности дорожного движения,

не предусмотрено определение соответствующими федеральными органами исполнительной власти перечней измерений и установление к ним обязательных метрологических требований, включая показатели точности [2, ч. 5, ст. 5].


В остальных случаях эта норма закона [2] остается неизменной.

И в этой части определены перечни измерений в следующих областях деятельности:

1. Осуществление деятельности в области здравоохранения [8].

2. Осуществление ветеринарной деятельности [9].

3. Осуществление деятельности в области охраны окружающей среды [10].

4. Выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда [11,12].

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о средствах измерений » Заболотный А.В., Лазаренко Е.Р., Осока И.В., "К вопросу о рекомендациях по применению средств измерений по результатам испытаний в целях утверждения типа"