Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о средствах измерений » Шайко И.А., "О некоторых проблемах отечественного приборостроения"

О некоторых проблемах отечественного приборостроения




И.А. Шайко, кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора ЗАО «Супертехприбор»,

srb@spribor.ru

Главный метролог 2 (95) -2017 

По общему определению «Приборостроение» - отрасль машиностроения, разрабатывающая и выпускающая средства измерений (СИ), автоматизации, управления [1].

Приборостроение определяет научно-технический потенциал страны, а его развитие должно рассматриваться как приоритетное направление экономической политики государства и важнейшее условие обеспечения экономической и оборонной безопасности.

Как и в любой другой сфере экономики, в данной сфере есть свои проблемы, причем некоторые из них имеют системный характер, возникли они преимущественно в новых экономических условиях, и замалчивание этих проблем, или нежелание их решать, наносит серьезный вред отечественному приборостроению.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Во-первых, средства измерений имеют такие особенности жизненного цикла, как утверждение типа, поверка, калибровка что, по сравнению с другими объектами, требует особого подхода к расчету показателей их стоимости (стоимости жизненного цикла).

В общем случае выражение стоимости жизненного цикла серийного образца измерительной техники имеет вид [2]:

С1 = Сниокр + Ссерремтоповут,


где Сниокр - стоимость НИОКР отнесенная к одному образцу;

Ссер - стоимость закупки;

Спов - суммарная стоимость поверки в течение срока эксплуатации;

Срем - стоимость ремонтов в процессе эксплуатации;

Сто - суммарная стоимость технических обол уживаний;

Сут - стоимость утилизации.

Особенностью отечественных приборов являются некоторые затраты на разработку (НИОКР), отнесенные к единичному образцу, и при большой серии они невелики.

Особенность зарубежных средств измерений заключается в том, что суммарные затраты на их эксплуатацию (поверку, ремонт, техническое обслуживание) кратно превышают суммарные затраты на аналогичные продукты для отечественных СИ.

Однако при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд [3] в контрактах, как правило, фигурирует цена серийного образца Ссер, а не стоимость жизненного цикла Сѵ. В результате, несмотря на некоторые преференции для отечественных СИ, в государственные и муниципальные организации могут приобретаться зарубежные аналоги с очень большими эксплуатационными затратами, а отечественные СИ становятся неконкурентоспособными.

Немаловажной проблемой программно-це-левого развития СИ для государственных нужд является фактическое отсутствие единой на-учно-технической политики в области приборостроения, а также координации работ и мероприятий при разработке и производства таких СИ предприятиями разных форм собственности.

В Федеральном законе № 127-ФЗ [4] изложены основные цели, принципы и полномочия органов государственной власти по формированию и реализации государственной научно-технической политики в общих чертах. Конкретные первоочередные решения в области разработки и производства средств измерений для государственных нужд должен проводить в жизнь Минпромторг России. К сожалению, на сегодня не существует серьезных решений по формированию целевых программ или их разделов по СИ, нет координирующих и совещательных органов, позволяющих держать на контроле проблему и содействовать ее решению. Положительным примером подобного органа мог бы служить единый координирующий орган в сфере технической политики стран СНГ на базе Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации государств Содружества.

В новых экономических условиях важное значение приобретают вопросы интеллектуальной собственности, ее защиты, передачи прав на нее. Применительно к инициативным разработкам СИ для государственных заказчиков особое значение имеют порядок передачи им прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы приборов, секреты их производства.

Проблема в том, что госзаказчики настаивают на безвозмездном отчуждении у предприятий исключительного права на разработанные в инициативном порядке, за счет собственных средств, приборы. В результате исключительное право целиком переходит к новому собственнику.

Предприятия промышленности предлагают цивилизованное решение на основе лицензионных договоров, предусмотренных в [5], по которым владелец исключительного права разрешает использовать интеллектуальную собственность в установленных договором границах. Так работают крупнейшие зарубежные и отечественные компании, однако для отечественного малого и среднего бизнеса это стало непреодолимым препятствием, тормозящим развитие парка СИ по причине немотивированной и незаконной позиции заказчиков.

Серьезные трудности возникают и при использовании импортной компонентной базы в процессе разработки и производства СИ для госзаказчиков. Необходимо признать здоровое стремление к импортозамещению основных компонентов и программных продуктов. Во-первых, надо стремиться к созданию полных аналогов, а во-вторых, больше доверять главным конструкторам при выборе компонентов.

Полный аналог, - это когда есть совпадение корпусов, цоколевки, функциональных и электрических характеристик, и тогда замену можно произвести без внесения изменений в электрическую схему, топологию печатных плат, конструкторскую и эксплуатационную документацию. Однако полных отечественных аналогов ключевых зарубежных компонентов, определяющих метрологические и эксплуатационные характеристики СИ намного меньше, чем примерных (ближайший аналог, функциональный аналог, возможный аналог и т.п.). Это создает очень большие технические трудности перехода на примерные отечественные аналоги компонентов в процессе серийного производства СИ и влечет значительные финансовые затраты. Далека от оптимальной и процедура согласования применения зарубежных компонентов

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о средствах измерений » Шайко И.А., "О некоторых проблемах отечественного приборостроения"