Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о средствах измерений » Кузин А.Ю., Андрощук Ю.М., "Технические системы и устройства с измерительными функциями: увидим ли мы их реализацию на практике".

Технические системы и устройства с измерительными функциями: увидим ли мы их реализацию на практике

ООО Госнорм



• Главный метролог • 4 (97) • 2017 •

А.Ю. Кузин,

доктор технических наук, профессор, директор ФГУП «ВНИИМС», Москва, kuzin @ vniims.ru,

Ю.М. Андрощук,
кандидат технических наук, советник директора ФГУП «ВНИИМС», Москва, androshchuk@ vniims.ru

Данная статья не ставит целью ответить на все вопросы по такой сложной и мало проработанной проблеме, как технические системы и устройства с измерительными функциями, это только начало разговора по данной теме.

Технические системы и устройства с измерительными функциями относительно новое словосочетание, вошедшее в лексикон с принятием Федерального закона «об обеспечении единства измерений» [1]. Понятие ТСУИФ, согласно Федеральному закону [1], включает технические системы и устройства, которые выполняют, наряду с их основными, также измерительные функции.



Для многих метрологов введение понятия ТСУИФ вселило надежды, что теперь:

- не надо будет утверждать тип средств измерений для испытательного оборудования, включающего в себя, кроме измерительных приборов и устройств, также громоздкие испытательные стойки и приспособления, различные станины и механизмы, столы и компьютеры, обеспечивающие проведение испытаний. Аналогично, это относится к топливно- и газораспределительным колонкам с насосами и рукавами, цистернам с машинами, прицепами и платформами и многим другим техническим средствам, оснащенным устройствами, никакого отношения не имеющими к обеспечению единства измерений, но входящими в их состав;

- не надо будет утверждать тип средств измерений для отдельных технических устройств, которые являются изделиями медицинского назначения, напрямую не применяются для измерений, но определенные параметры которых требуют метрологического контроля;

- будут найдены решения метрологического обеспечения для ряда технических средств, включающих в свой состав средства измерений, которые невозможно метрологически обслужить (поверить) в соответствии с установленными для них межповерочными интервалами, поскольку выполнить эту процедуру возможно только при проведении общих работ по ремонту или обслуживанию технического средства в целом.

Эти и ряд других вопросов, по-видимому, ставили и разработчики Закона [1], когда вводили понятие ТСУИФ, считая, что для них будут введены другие, более простые, чем для средств измерений, формы оценки соответствия, более предметно сформулированы и установлены к ним требования. В Федеральном законе [1] ТСУИФ целиком посвящена десятая статья.

Метрологическое сообщество с нетерпением ждало принятия Минпромторгом Порядка [2], в соответствии с которым должно осуществляться отнесение технических устройств и систем к ТСУИФ. Перед выходом Порядка [2] в статье [3] было широко рассмотрено понятие измерительной функции. С его принятием вроде бы появилась возможность отнесения технических средств, удовлетворяющих определенным критериям или условиям, установленным в нем, к ТСУИФ. Документ дал описание необходимых для этого признаков идентификации оборудования, ввел ряд дополнительных понятий. Однако сведений по отнесению технических средств и систем к ТСУИФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Росстандарта, как приписано Порядком [2], до настоящего время не появилось, а, значит, нет и официально зарегистрированных ТСУИФ. В чем причина того, что, несмотря на принятый приказ Минпромторга [2], разъяснения на страницах журнала [3], введенный в 2011 г. стандарт [4], данное направление на сегодняшний день остается практически не реализуемым?

Постараемся разобраться, почему технические средства в качестве ТСУИФ не регистрируются.

Начнем с Федерального закона [1], статья 10 которого гласит:

- обязательные требования к ТСУИФ, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1);

- порядок отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (часть 2);
- обеспечение единства измерений при разработке, производстве и эксплуатации ТСУИФ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (часть 3).

Если посмотреть на эти три части, то все выглядит вроде бы логичным и связанным: предусмотрены установка требований к ТСУИФ, принятие порядка отнесения ТСУИФ, установка форм оценки их соответствия и, наконец, обеспечение единства измерений, начиная от разработки и включая эксплуатацию.

Теперь разберем детально, насколько реализуемо то, что прописано Законом.

В настоящее время нет ни одного технического регламента, который, в соответствии с частью 1 Федерального закона [1], установил бы обязательные требования к ТСУИФ, а также определил бы формы оценки их соответствия указанным требованиям. Более того, в настоящее время разрабатываются и принимаются единые технические регламенты, действующие на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом ни в одном из государств, входящих в состав ЕАЭС, законами об обеспечении единства измерений (законами о метрологии) ТСУИФ не предусмотрены. Следовательно, ждать и надеяться на то, что будет принят технический регламент, регулирующий предусмотренные нашим законом вопросы ТСУИФ, не приходится.

Требования части 3 Федерального Закона [1] констатируют факт того, что обеспечение единства измерений при разработке, производстве и эксплуатации ТСУИФ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Возникает вопрос, какие нормативные правовые акты регулируют вопросы обеспечения единства измерений ТСУИФ при их разработке, производстве и эксплуатации. Ответ - никакие, если не рассматривать возможность того, что использоваться при разработке ТСУИФ будут единицы величин, допущенные в Российской Федерации, а при производстве и эксплуатации - средства измерений и эталоны, удовлетворяющие требованиям для применения в сфере государственного регулирования. Однако, поскольку измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона [1], можно выполнять только с применением средств измерений утвержденного типа, то и говорить о сфере государственного регулирования и применении ТСУИФ в ней не приходится. Следовательно, вопрос, каким образом и для каких ТСУИФ может обеспечиваться единство измерений в соответствии с действующим законодательством, остается открытым.

Рассмотрим теперь требования части 2 Федерального закона [1], реализованные принятием Приказа Минпромторга [2]. Указанным приказом установлены следующие признаки, условия или критерии (можно называть их по-разному), в соответствии с которыми технические средства можно отнести к ТСУИФ:

а) техническое средство наряду с основной функцией выполняет измерительные функции, имеющие соответствующие метрологические характеристики, причем измерительные функции являются дополнительными (вспомогательными) функциями, а результаты измерений, полученные в процессе выполнения техническим средством основной функции, используются в областях деятельности, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, или для других целей;

б) измерительные функции технического средства должны быть реализованы в процессе применения технического средства по функции назначения (основной функции);

в) техническое средство не должно использоваться для измерений вне выполнения функции назначения (основной функции);

г) реализованная в составных частях технического средства измерительная функция не признается функцией назначения (основной функцией)технического средства для конструктивно законченного средства измерений;

д) в составе аппаратной и (или) программной составляющей технического средства невозможно выделить обособленные конструктивные отдельные элементы (блоки, модули) и (или) элементы программного обеспечения, которые при осуществлении техническим средством функции назначения (основной функции) реализуют только измерительные функции;

е) измерительные функции технического средства реализуются с помощью входящих в его состав (встроенных) средств измерений, являющихся составными частями этого технического средства, при этом алгоритм реализации его функции назначения (основной функции) предполагает преобразование измерительной информации, поступающей с таких средств измерений, вследствие чего метрологические характеристики технического средства не являются идентичными метрологическим характеристикам входящих в его состав средств измерений;

ж) ни одна из измерительных функций технического средства не является его функцией назначения (основной функцией). Хотелось бы сразу отметить, что выработать критерии идентификации для ТСУИФ, предусмотрев все возможные для них варианты реализации, действительно сложно и, наверное, с первого раза невозможно. Каждый метролог мог бы предложить свою редакцию или свое видение ТСУИФ. Данный вопрос сложен еще и тем, что на сегодняшний день нет его практического воплощения. Тем не менее, постараемся рассмотреть данные критерии и возможность их реализации.

По мнению авторов статьи, изложение критериев является достаточно сложным, и оно не всегда однозначно в понимании. Однако все встанет на свои места с течением времени по мере практической реализации.

Порядок [2] определяет такую особенность критериев, как необходимость их рассмотрения только в совокупности. При этом уже первый анализ показывает, что некоторые из них противоречат друг другу. Например, подпункт (г) говорит, что в состав ТСУИФ могут входить средства измерений в виде отдельных блоков, а подпункт (д) определяет, что в составе ТСУИФ не должно быть отдельных блоков, модулей и/или ПО, реализующих только измерительную функцию. Очевидный вывод: в совокупности данные критерии рассматривать нельзя.

Критерий подпункта (а) устанавливает, что к ТСУИФ можно отнести техническое средство, которое не предназначено для измерений в качестве основной функции, но должно обладать измерительной функцией, как дополнительной. В данном случае вроде бы все понятно и соответствует общему понятию ТСУИФ, но лишь до тех пор, пока не доходим в этом определении критерия до результатов измерений, получаемых в рамках реализации измерительной функции. А они должны использоваться в областях деятельности, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений. Опять возникает вопрос о несоответствии Федеральному закону, поскольку измерять в сфере государственного регулирования можно только с помощью средств измерений.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о средствах измерений » Кузин А.Ю., Андрощук Ю.М., "Технические системы и устройства с измерительными функциями: увидим ли мы их реализацию на практике".