Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Вопросы по метрологическому обеспечению » Ю. Е. Лукашов, к. т. н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»

Особенность работы специалистов электросетевой компании




На вопрос отвечает - Ю. Е. Лукашов, к. т. н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»

Вопрос 3. (Главный метролог № 6 2015 г. Дата публикации 28.02.2016 г.)

Особенность работы специалистов электросетевой компании состоит в том, что одним из базовых руководящих нормативно-технических документов для нас являются «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ) и, в частности, требования п. 1.5.13. ПУЭ-6: «Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации. 

На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках - с давностью не более 2 лет».

При этом в Минюсте России 4 сентября 2015 г. под №38822 зарегистрирован Приказ Минпромторга России от 02.07.2015 №1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке». Этот документ содержит в себе пункты 13 и 14, прямо оговаривающие легитимность использования средств измерения (СИ), предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в течение межповерочного интервала (МПИ): «13. Результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала. 14. Срок действия результатов поверки СИ устанавливается: для СИ, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки, - до даты, указанной в свидетельстве о поверке СИ; для СИ, на которые наносится знак поверки, но при этом свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки не выдается:

а) для знака поверки с указанием месяца поверки, - до конца месяца, предшествующего месяцу проведения поверки, с учетом межповерочного интервала;

б) для знака поверки с указанием квартала выполнения поверки - до конца квартала, предшествующего кварталу поверки, с учетом межповерочного интервала;

в) для знака поверки с указанием только года поверки - до 31 декабря года, предшествующего году поверки, с учетом межповерочного интервала».

На основании изложенного, прошу Вас дать оценку сделанному мной выводу о главенстве (приоритетности) требований «Приказа Минпромторга России от 02.07.2015 №1815» над требованиями п. 1.5.13. ПУЭ-6, то есть о выводе об отсутствии необходимости ежегодно осуществлять метрологическую поверку находящихся на хранении электрических счетчиков (для трехфазных счетчиков -каждый год, для однофазных счетчиков -один раз в два года), а поверять эти электрические счетчики лишь по истечении МПИ, который варьируется от 8 до 16 лет в зависимости от типа конкретного СИ.

 

Ответ.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) утверждались приказами Минэнерго СССР, а в дальнейшем Минэнерго России с 21 августа 1985 г. по 6 января 1999 г. и согласовывались в необходимой части с Госстроем РФ и Госгортехнадзором РФ, Последний приказ об утверждении указанных правил относится к 2003 г. В настоящее время осуществляется пересмотр ПУЭ. Готовится 7-е издание. Оно утверждается частями. Глава 1.5. «Учет электроэнергии» еще не подготовлена к утверждению.

Следует также отметить, что ПУЭ не согласовывались с Минпромторгом России, определяющим государственную политику в области обеспечения единства измерений, не проходили обязательную метрологическую экспертизу, предусмотренную частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и не зарегистрированы Минюстом России. Следовательно ПУЭ нельзя отнести к нормативным правовым актам и нельзя распространить их требования на юридических и физических лиц, не входящих в систему Минэнерго России.

Теперь, что касается существа вопроса. Здесь претензий к тексту ПУЭ более, чем достаточно:

1. Несмотря на то, что в соответствие с п. 8 части 3 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к сфере государственного регулирования отнесены измерения осуществляемые при «выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов»; это положение не является требованием прямого действия. В части 5 статьи 5 того же закона указано, что: «Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1-5, 7-13,15,18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанаЕзливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений» Ии Минэнерго России, ни Минстрой России не опубликовании приказов, содержащих перечни измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

2. С учетом положений пункта г) статьи 34 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: «в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку»; указанные виды приборов учета, в том числе электросчетчики, всё же, можно отнести к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

3. Поскольку в упомянутом постановлении Правителства РФ указано, что приборы учета потребленных коммунальных услуг должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то полезно процитировать ещё два положения из названного законодательства:

в части 1 статьи 12 закона «Об обеспечении единства измерений» сказано: «При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений»:

а в части 3 той же статьи указано, что: «В течение срока действия свидетельства об утверждении типа средств измерений интервал между поверками средств измерений может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений».

4. В приказе Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» просто иначе изложены и уточнены положения законодательства в области обеспечения единства измерений.

5. Поэтому, можно сделать вывод, что положения «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ) о необходимости ежегодно осуществлять поверку находящихся на хранении трехфазных электрических счетчиков и один раз в два года однофазных счетчиков, не только противоречит приказу Минпромторга России, зарегистриро-Езанному Минюстом России, но и противозаконно.

6. Можно обратить ещё внимание на пункт 19 приказа Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815, где говориться о внеочередной поверке. Там сказано следующее: «Обязательное представление СИ на периодическую поверку чаще установленного межповерочного интервала (внеочередная поверка) осуществляется, в том числе в случаях:

несоответствия знака поверки формам, приведенным в приложении 3 к настоящему Порядку (знаки поверки считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств. Поврежденные знаки поверки восстановлению не подлежат);

повреждения пломбы (пломбы считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств и если пломбы не препятствуют доступу к узлам регулировки и (или) элементам конструкции СИ);

проведения повторной регулировки или настройки, с вскрытием пломб, предотвращающих доступ к узлам регулировки и (или) элементам конструкции, известного или предполагаемого ударного или иного воздействия или при возникновении сомнений в его показаниях».

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Вопросы по метрологическому обеспечению » Ю. Е. Лукашов, к. т. н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»