Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Вербицкая Н.Р., Щепкина А.С., "Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному метрологу"

Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному метрологу

ООО Госнорм



Н. Р. Вербицкая, начальник отдела кадров;

А. С. Щепина, техник по метрологии ФБУ «Нижегородский ЦСМ»

"Главный метролог" №5 - 2016г.


В последние годы проблема повышения эффективности и качества профессионального образования стоит особенно остро. Назрела необходимость формирования содержания образовательных программ в соответствии с требованиями в сфере труда.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ (введены новые ст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов») и в ч. 7 ст. 11, ч. 8 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [1-3].

В соответствии с этими изменениями:

- требования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции формируются на основе соответствующих профессиональных стандартов;

- продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой, которая разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований. Напомним терминологию.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2]).

Профессиональный стандарт (ПС) - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ [1]).

Приказом Министерства труда России №831 от 02 ноября 2015 года, утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, профессия «Метролог» в числе наиболее восстребованных [5].

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 124н введен в действие профессиональный стандарт «Специалист по метрологии», который установил единые квалификационные требования к работникам [6].

Ранее работодатели руководствовались Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 [4]).

Профессиональный стандарт «Специалист по метрологии» предназначен для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений. Профессиональные стандарты нужны также для формирования требований к образованию и опыту работников, которые лежат в основе государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования.

В ПС описаны трудовые функции в формате функциональной карты вида профессиональной деятельности (таблица 1).

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
 код  наименование   уровень квалификации  наименование   код  уровень (подуровень) квалификации
 1
 А     Метрологический учет и выполнение простых операций по метрологическому обеспечению действующего производства      5     Выполнение точных измерений для определения действительных значений контролируемых параметров  А/01.5  5
Делопроизводство, ведение и актуализация производственно-технической и нормативной документации А/02.5  5 
 Хранение и поддержание в рабочем состоянии рабочих эталонов для воспроизведения единиц величин, средств поверки и калибровки  А/03.5 5 
 Поверка (калибровка) простых средств измерений А/04.5  5 
 Метрологический учет средств измерений, испытаний и контроля, рабочих эталонов, стандартных образцов, методик измерений и испытаний А/05.5 5 
         В                          Метрологическое обеспечение разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции      6          Выполнение особо точных измерений для определения действительных значений контролируемых параметров В/01.6     6
 Метрологический надзор за соблюдением правил и норм по обеспечению единства измерений, за состоянием и применением средств измерений В/02.6     6
 Проведение работ по контролю и обновлению эталонной базы, поверочного оборудования и средств измерений  В/03.6    6
 Поверка (калибровка) средств измерений  В/04.6    6
 Установление периодичности поверок средств измерений и разработка календарных планов и графиков проведения поверок  В/05.6    6
 Метрологическая экспертиза технической документации   В/06.6   6
 Разработка и аттестация методик измерений и испытаний   В/07.6   6
 Аттестация испытательного оборудования и специальных средств измерений   В/08.6   6
 Разработка и внедрение специальных средств измерений  В/09.6    6
 Разработка и внедрение стандартов и других нормативных документов в области метрологического обеспечения  В/10.6    6
 Сертификация и испытания средств измерений для целей утверждения типа   В/11.6   6
 Составление локальных поверочных схем по видам измерений   В/12.6    6
    С     Организация работ по метрологическому обеспечению подразделений        6   Организация работ по поверке (калибровке) в подразделении  С/01.6   6
 Организация работ по обновлению эталонной базы, поверочного оборудования и средств измерений  С/02.6 
 Анализ состояния метрологического обеспечения в подразделении  С/03.6 
 Проведение работ по аккредитации в области обеспечения единства измерений  С/04.6 
 Организация работ по повышению квалификации работников метрологической службы  С/05.6 
 Организация рабочих мест в подразделениях метрологической службы  С/06.6 
 Организация работ по метрологической экспертизе технической документации  С/07.6 
 Функциональное руководство работниками подразделений, осуществляющими метрологическое обеспечение  С/08.6 
D Организация работ по метрологическому обеспечению организации 7      Анализ состояния метрологического обеспечения в организации   D/01.7 7
 Функциональное руководство работниками организации, осуществляющими метрологическое обеспечение  D/02.7 
 Планирование деятельности метрологической службы организации   D/03.7
 Организация работ по аккредитации в области обеспечения единства измерений  D/04.7 
  Профессиональный стандарт включает 4 группы обобщенных трудовых функций и каждая имеет определенный уровень квалификации. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников (таблица 2).

Код Наименование Уровень квалификации Возможные наименования должностей Требования к образованию Требования к опыту практической работы
A Метрологический учет и выполнение простых операций по метрологическому обеспечению действующего производства 5 Техник, Техник II категории, Техник 1 категории, Техник-метролог, Техник-метролог II категории, Техник-метролог 1 категории Среднее профессиональное образование; Высшее образование -бакалавриат
B Метрологическое обеспечение разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции 6 Инженер, Инженер II категории, Инженер I категории, Инженер по метрологии, Инженер по метрологии II категории, Инженер по метрологии 1 категории, Специалист по метрологии Среднее профессиональное образование; Высшее образование -бакалавриат Высшее образование без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы на должности техника по метрологии 1 категории не менее трех лет, либо на других технических должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет
C Организация работ по метрологическому обеспечению подразделений 6 Ведущий инженер Ведущий инженер по метрологии Ведущий специалист по метрологии Начальник лаборатории метрологии Начальник отдела метрологии Высшее образование -специалитет, магистратура Не менее трех лет работы по специальности
D Организация работ по метрологическому обеспечению организации 7 Главный метролог Высшее образование -специалитет, магистратура Не менее пяти лет работы по метрологическому обеспечению производства на должностях руководителей и специалистов

В соответствии с приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям,уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника [7]. Рассмотрим 5 и 6 уровни квалификации, на которые может претендовать выпускник среднего профессионального или высшего учебного заведения (таблица 3).

Уровень  Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалификации
Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний
5 Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
Выбор способов решения в имеющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
Образовательные программы среднего профессионального образования

Основные программы профессионального обучения

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт
6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт
 
Можно ли установить соответствие между требованиями, предъявляемыми к выпускнику колледжа, вуза профессиональным стандартом и действующим ФГОС? Спроецируем профессиональные компетенции выпускников, определенные ФГОС СП0 по специальности 27.02.01 Метрология» и ФГОС ВПО по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология (квалификация (степень) «Бакалавр») на трудовые функции специалиста по метрологии, входящие в ПС [8, 9] (таблица 4).

Обобщенные трудовые функции Профессиональные компетенции выпускников СПО Профессиональные компетенции выпускников ВПО (бакалавр)
Метрологический учет и выполнение простых операций по метрологическому обеспечению действующего производства;

Метрологическое обеспечение разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции;

Организация работ по метрологическому обеспечению подразделений;

Организация работ по метрологическому обеспечению организации.
Метрологическое обеспечение технологических процессов:
- проводить поверку и калибровку средств измерений с использованием эталонной базы и нормативно-технической документации;
- выполнять наладку и регулировку средств измерений;
- эксплуатировать метрологические технические средства, устройства и вспомогательное оборудование;
- осуществлять обработку результатов измерений;
- оформлять результаты поверки и калибровки; - осуществлять проверку технологических процессов на соответствие установленным нормам точности;
- контролировать техническое состояние средств измерений.

Ремонт и техническое обслуживание средств измерений:

- проводить техническое обслуживание средств измерений;
- проводить текущий ремонт средств измерений;

Испытание и внедрение средств нестандартизированных средств измерений:

- испытывать и внедрять нестандартизованные средства измерений различного назначения;
- проводить обработку результатов испытаний,составлять отчеты о дальнейшем применении средств и измерений на основании проведенных исследований;

Организация и управление работой структурного подразделения:

- осуществлять оперативное планирование работ;
- организовать деятельность коллектива исполнителей на данном участке;
- участвовать в подготовке справок о выполнении плана работы подразделения;
- принимать оптимальные решения при планировании и проведении работ в условиях нестандартных ситуаций;
- принимать участие в метрологической экспертизе нормативно-технической документации по вопросам метрологического обеспечения; - участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности на участке.
Производственнотехнологическая деятельность:
- участвовать в разработке проектов стандартов, методических и нормативных материалов, технической документации и в практической реализации разработанных проектов и программ;
- осуществлять контроль за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- участвовать в практическом освоении систем управления качеством;
- выполнять работы по метрологическому обеспечению и техническому контролю;
- использовать современные методы измерений, контроля, испытаний и управления качеством;
- определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов, устанавливать оптимальные нормы точности измерений и достоверности контроля, выбирать средства измерений и контроля;  
- разрабатывать локальные поверочные схемы и проводить поверку, калибровку, юстировку и ремонт средств измерений;
- производить оценку уровня брака, анализировать его причины и разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению;
- участвовать в проведении сертификации продукции,технологических процессов, услуг, систем качества, производств и систем экологического управления предприятия; - осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявлять резервы,определять причины существующих недостатков и неисправностей в его работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования;
- участвовать в разработке планов, программ и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, инструкций по эксплуатации оборудования и других текстовых инструментов, входящих в состав конструкторской и технологической документации.
Также интересно посмотреть эти соответствия сточки зрения квалификации работника (по определению, данному в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, это - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника [1]). Отметим, что сведения в таблице приведены выборочно для обобщенной трудовой функции «Метрологический учет и выполнение простых операций по метрологическому обеспечению действующего производства» (таблица 5).

ПС ФГОС СПО ФГОС ВПО
ЗНАТЬ - законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы единства измерений и метрологического обеспечения;

- нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы поверки (калибровки) средств измерений;

- нормативные и методические документы, регламентирующие работы по метрологическому обеспечению в организации;

- физические принципы работы, область применения и принципиальные ограничения методов и средств измерений;

- методики и средства поверки (калибровки) средств измерений;

- методы расчета погрешностей (неопределенностей) результатов измерений;

- принцип работы и технические характеристики обслуживаемых средств измерений.
- основные требования Государственной системы обеспечения единства измерений;

- физические основы измерений;

- основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;

- принципы действия, устройство,технические и метрологические характеристики, приемы и методы оценки погрешностей измерений, поверочные схемы, методы и средства поверки и калибровки средств измерений;

- технические и метрологические характеристики типовых средств измерений;

- основные методы и средства измерений;

- состав, устройства, метрологические характеристики эталонов единиц физических величин и рабочих эталонов.
- законодательные и нормативные правовые акты методические материалы по стандартизации, сертификации, метрологии и управлению качеством;

- физические основы измерений;

- систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствам измерений;

- способы оценки точности (неопределенности) измерений и испытаний и достоверности контроля;

- методы и средства контроля физических параметров, определяющих качество продукции, правила проведения испытаний и приемки продукции;

- принципы нормирования точности и обеспечения взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц;

- принципы построения, структуру и содержание систем обеспечения достоверности измерений и оценки качества продукции;

- методы и средства поверки, калибровки и юстировки средств измерений, методики выполнения измерений.
УМЕТЬ - применять измерительный инструмент, простые универсальные и специальные средства измерений, необходимые для проведения измерений;

- применять методики и средства поверки (калибровки) средств измерений;

- выбирать оптимальные методы и средства измерений;

- получать, интерпретировать и анализировать результаты измерений;

- рассчитывать погрешности (неопределенности) результатов измерений;

- оформлять документацию на поверку (калибровку) средств измерений;

- проводить техническое обслуживание эталонов, средств поверки и калибровки;

- выявлять неисправности эталонов, средств поверки и калибровки.
- выбирать по справочным материалам и каталогам средства измерений для проверки стабильности технологических процессов, контроля и испытаний продукции;

- выбирать и применять методики выполнения измерений;

- обрабатывать полученные результаты наблюдений;

- осуществлять поверку, калибровку, юстировку средств измерений;

- составлять документы, подтверждающие проведение этих процедур.
- применять контрольно-измерительную и испытательную технику для контроля качества продукции и технологических процессов;

- проводить поверку, калибровку, ремонт и юстировку средств измерений;

- анализировать физическое содержание процесса измерении с целью выбора наиболее рациональной схемы их проведения;

- устанавливать нормы точности измерений и достоверности контроля и выбирать средства измерений испытаний и контроля;

- применять аттестованные методики выполнения измерений, испытаний и контроля;

- разрабатывать технологию испытаний и оценивать точность и достоверность их результатов.
ИМЕТЬ высшее образование без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и стаж работы на должности техника по метрологии I категории не менее трех лет, либо на других технических должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет. практический опыт:
- осуществления монтажа средств измерений, присоединения их к информационно-измерительным системам, проведения электрического расчета источников питания, поверки и калибровки средств измерений;
- обслуживания и профилактического ремонта средств измерений и вспомогательного оборудования измерительных систем;
- разработки, испытания и внедрения средств измерений различного назначения.
навыки работы на сложном контрольно-измерительном и испытательном оборудовании;
- навыки обработки экспериментальных данных и оценки точности (неопределенности) измерений, испытаний и достоверности контроля;
- навыки оформления результатов испытаний и принятия соответствующих решений;
- навыки оформления нормативно-технической документации.

Для сопряжения ФГОС и профессиональных стандартов необходимо учитывать, что задачи образования (и соответственно, образовательные стандарты) гораздо шире, чем непосредственное овладение конкретными профессиональными квалификациями. Существующие различия в понятийных аппаратах и макетах ФГОС и ПС не позволяют провести прямого сопряжения документов по конкретным блокам. Следует также отметить, что ряд трудовых функций, содержащихся в ПС, возможно освоить в соответствии с программами дополнительного профессионального образования.

Проведенный сравнительный анализ требований к выпускникам по направлению «Стандартизация и метрология» (бакалавриат) с требованиями профессионального стандарта «Специалист по метрологии» позволяет сделать следующие выводы:

1. Образовательные стандарты отражают требования к квалификации выпускников на качественно ином языке, чем профессиональные стандарты. Например, отсутствуют четкие формулировки («выполнять работы по метрологическому обеспечению и техническому контролю»), некоторые формулировки не дотягивают до требований профессионального стандарта (например, «применять аттестованные методики выполнения измерений, испытаний и контроля»), ряд требований можно признать избыточными, т. к. они не могут быть полностью сформированы в процессе получения образования.

2. В образовательных стандартах обязательным является только реализация методов и методик, умение использовать готовые разработки, что противоречит требованиям профессионального стандарта (например, в ФГОС «участвовать в разработке планов, программ и методик выполнения измерений» - в ПС «Разработка и аттестация методик измерений и испытаний»). В целом, нужно отметить, что сформулированные во ФГОС профессиональные компетенции закладывают основы, позволяющие выпускнику выполнять трудовые действия в рамках обобщенных трудовых функций базового уровня квалификации по сопрягаемому профессиональному стандарту. Но есть ряд объективных причин, которые не позволяют реализовать это в полной мере: - студенты не имеют реального опыта практической деятельности и за время обучения лишены возможности приобрести практические навыки (несколько недель практики не в счет); - материально-техническа я база учебных заведений не позволяет в полном объеме изучать особенности обеспечения требуемой точности элементов, составных частей и самих объектов измерения и технологических процессов, а также методы и средства контроля качества и систем обеспечения точности измерений; - требования к компетенциям в образовательных стандартах прописаны не на основе профессионального стандарта, а на базе общих требований к квалификации выпускника с высшим образованием.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от02.05.2015 № 122-ФЗ.
4. Постановление Министерства труда Российской Федерации «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998 №37.
5. Приказ Министерства труда Российской Федерации «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» от 02.11.2015 №831.
6. Приказ Министерства труда Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по метрологии» от 04.03.2014 №124н.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 №148н.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 27.02.01 Метрология (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 №445).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 № 799).
10. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 22.01.2015 №ДЛ-2/05вн).
11. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 №170н).
12. Левин С. Ф. Проблемы профильного образования специалистов по определительным и контрольным испытаниям // Главный метролог. - 2016. - №1. - С. 39-43.
13. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gost.ru/.

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Вербицкая Н.Р., Щепкина А.С., "Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному метрологу"