Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Корнеев Д.В., "К вопросу о метрологическом обеспечении промышленно-опасных объектов."

К вопросу о метрологическом обеспечении промышленно-опасных объектов




Д. В. Корнеев, начальник отдела ФГУП «ВННИМС»

На сегодняшний день в России значительный объем основных фондов (зданий и сооружений, технических устройств) опасных производственных объектов выработали свой ресурс и продолжают эксплуатироваться. В сложившихся условиях, когда отсутствует возможность повсеместной модернизации промышленных объектов, многократно растет роль безопасной эксплуатации стареющих объектов. Аварий на промышленно­опасных объектах возникают там, где отсутствует проверка технического состояния, не была произведена экспертиза промышленной безопасности, не соблюдаются сроки проведения очередных экспертиз промышленной безопасности. Все это приводит к тому, что аварийные ситуации происходят на любой стадии жизненного цикла промышленно-опасных объектов.

Одним из важнейших факторов, влияющим на повышение безопасности эксплуатации промышленно­опасных объектов, является нормативно-техническое сопровождение промышленной безопасности этих объектов. Необходимо отметить, что на сегодняшний день создалась ситуация, когда произошла отмена обязательного применения нормативно­технической документации, изданной в СССР, в связи с вступлением в силу закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. То, что издается сейчас, происходит беспорядочно и не имеет четкой основы и планирования.

Обратившись к опыту передовых западных стран (в первую очередь англо-саксонской группы), мы увидим, что там документы «живут» за счет постоянного внимания к ним. Обязательными к применению становятся те документы, которые несут в себе запас на многие годы, реализуемый через многочисленные переиздания и постоянную работу с ними (то есть адаптация их к новым условиям и реалиям промышленной безопасности). В принципе, раньше по той же схеме оперировали и советские нормативные документы. Посмотрите на опыт издания и дальнейшего сопровождения ГОСТов и СНиПов и вы увидите схожую картину. Модернизация осуществлялась раз в 5 лет, а то и быстрее. Если же мы возьмем, скажем нефтяную промышленность США и Великобритании, то увидим, что нормативная документация плавно развивается уже на протяжении 50 лет с помощью единственного разработчика. В частности, в США разработка нормативных документов в нефтегазовой отрасли ведется Американским нефтяным институтом - API. Изданные им стандарты, имеющие формально статус рекомендательных, фактически признаны обязательными во многих странах мира.

В настоящее время мы можем оперировать следующей нормативной базой при работе с промышленно­опасными объектами,которая досталась нам от советского периода.

Во-первых, на самом высоком уровне приоритета располагаются федеральные законы и постановления Правительства. Так, основным документом, регулирующим отношения в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации, являтся Федеральный закон от 27 июля 1997 г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Далее - правила безопасности и руководящие документы Ростехнадзора (в первую очередь ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и положения по проведению экспертизы).

Также очень важны для работы в этой области руководящие документы и методические указания по проведению экспертизы конкретных видов объектов, разработанные головными и специализированными организациями и согласованные с Ростехнадзором.

Данная схема была разработана как раз с целью добиться эластичности в модернизации ее в будущем и в тоже время для того, чтобы можно было получить быстрый отклик на любые изменения при оперативной работе с промышленно-опасными объектами. Как мы видим сегодня, это были отнюдь не напрасные старания.

Теперь несколько слов о том, как в короткие сроки и с минимальными усилиями мы могли бы модернизировать существующие нормативные документы с целью повышения безопасности эксплуатации промышленно-опасных объектов. Одним из основных нормативно-правовых актов, действующих на территории РФ в области обязательной метрологической экспертизы опасных производственных объектов, является постановление Правительства РФ от 25.12.98 № 1540 «Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах».

Данное постановление принято на основе статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и регламентирует порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах.

Необходимо отметить, что в этом документе слабо отражена метрологическая составляющая, а ведь именно работа метрологов может позволить снизить риски возникновения опасных ситуаций на подобного рода объектах. В частности, в одном из пунктов данного постановления сказано, что «различные виды (типы) технических устройств до начала их применения на опасных производственных объектах должны пройти приемочные испытания». Однако ничего не сказано о том, что до проведения приемочных испытаний средства измерений, входящие в комплект технических устройств, необходимо подвергать обязательной метрологической экспертизе, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений».

Возьмем другой пункт данного постановления, где говорится, что все средства измерений, входящие в комплект технического устройства, предназначенного для применения на опасном производственном объекте, должны иметь свидетельства об утверждении типа средств измерений. Но ведь помимо получения свидетельств об утверждении типа применяемые на опасных производственных объектах средства измерений должны в обязательном порядке проходить первичную и периодическую поверку. Поэтому очевидно, что можно было бы изложить данный пункт постановления таким образом: «К применению на опасном производственном объекте допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку».

Необходимо также установить, что при получении разрешения на применение технического устройства должны учитываться результаты проведения обязательной метрологической экспертизы, заключение которой должно быть положительным. В свою очередь отрицательное заключение обязательной метрологической экспертизы может привести к невозможности применения технического устройства на опасном производственном объекте или может потребовать проведения дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность применения технических устройств.

И наконец, следует отметить, что кому-то (под этим мы подразумеваем некую службу или организацию) необходимо организовывать и контролировать проведение работ по обеспечению единства измерений на опасном производственном объекте. Поэтому на предприятии, эксплуатирующем опасный производственный объект, в обязательном порядке должна быть предусмотрена организация метрологической службы, отвечающая за выполнение работ в данной области.

Далее, возьмем другой документ, оперирующий в области промышленной безопасности. Так, в постановлении Правительства РФ от 10.03.99 №263 «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» также ничего не сказано о создании метрологической службы. Очевидно, что на первых порах можно было бы рекомендовать добавить абзац следующего содержания: «Контроль за соблюдением обязательных требований к измерениям, единицам величин,эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, за наличием и соблюдением аттестованных методик измерений осуществляет назначенное решением руководителя эксплуатирующей организации должностное лицо или руководитель метрологической службы, созданной в составе данной организации.

На всех опасных производственных объектах должна быть предусмотрена организация либо метрологической службы, либо лица, ответственного за метрологическое обеспечение средств измерений, применяемых на этих объектах».

Контроль за соблюдением перечисленных требований к измерениям и средствам измерений должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений».

Перейдем к следующему документу. Говоря о постановлении Росгортехнадзора от 18.10.02 №61-А «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02), можно дать ряд следующих рекомендаций.

Раздел «Требования к проектированию опасного производственного объекта» содержит абзац, регламентирующий на всех этапах проектирования учитывать требования и предусматривать мероприятия по обеспечению промышленной безопасности. В данном случае необходимо также сказать и о том, что необходимо учитывать требования к метрологическому обеспечению контроля, управления и противоаварийной защиты систем промышленной безопасности проектируемых объектов.

Кроме того, можно было бы дополнить данный раздел абзацем следующего содержания: «При разработке проектной документации номинальные значения контролируемых параметров производственных процессов, максимальные допускаемые отклонения (положительные и (или) отрицательные) от номинальных значений и требования к точности измерений (контроля) параметров процессов должны быть обоснованы и взаимоувязаны с соблюдением метрологических требований с тем, чтобы исключить или добиться снижения до допустимого уровня степени риска принять неправильное решение о соответствии требований промышленной безопасности установленным нормам».

Одна из статей раздела 6 «Требования к техническим устройствам» данных правил регламентирует наличие сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности, но ничего не сказано о том, что средства измерений, в том числе иностранного производства, входящие в комплект технического устройства, предназначенного для применения на опасном производственном объекте, должны иметь свидетельства об утверждении типа средств измерений в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений».

Все тот же 6 раздел, устанавливающий требования к техническим устройствам, не содержит ни слова о поверке средств измерений. Поэтому целесообразно было бы добавить абзац следующего содержания: «Средства измерений, в том числе иностранного производства, входящие в комплекты технических устройств, до начала их применения на опасном производственном объекте подвергаются первичной поверке в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» и правилами по метрологии. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Знак поверки наносится непосредственно на средство измерений, либо на свидетельство о поверке».

В таком случае, необходимо также добавить, что получение разрешения на применение конкретного вида (типа) технического устройства возможно не только на основании результатов проведенных приемочных испытаний сертифицированных технических устройств (наличия сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности), но и на основании результатов первичной поверки входящих в комплект средств измерений утвержденных типов (наличия свидетельства об утверждении типа и свидетельства о первичной поверке или знака поверки).

В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны подвергаться не только первичной, но и периодической поверке, о чем необходимо также указать в данных правилах.

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Корнеев Д.В., "К вопросу о метрологическом обеспечении промышленно-опасных объектов."