Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Агупов В.А., "Особенности деятельности метрологических служб в организациях промышленности, выполняющих оборонный заказ"

Особенности деятельности метрологических служб в организациях промышленности, выполняющих оборонный заказ




В.А. Агупов, д. т. н., заместитель директора по качеству ОАО «Туполев»


В общем порядке деятельность метрологических служб (МС) в организациях промышленности направлена на обеспечение единства и требуемой точности измерений, достоверности контроля параметров (характеристик) и испытаний продукции в целях достижения эффективности процессов создания и достижения заданного уровня качества продукции. Для реализации комплексного подхода к обеспечению качества продукции подавляющее большинство организаций внедрили у себя системы менеджмента качества (СМК), соответствующие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а с 1.01.2013 г. - требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 [1]. Организации промышленности, выполняющие государственный оборонный заказ, должны при внедрении СМК также учитывать требования государственного заказчика, которые могут определяться государственными контрактами и государственными военными стандартами: ГОСТ РВ серии СРГ1П ВТ (система разработки и постановки на производство военной техники), ГСИ (государственная система обеспечения единства измерений), ССОП (система стандартизации оборонной продукции) и другими актами. Выполнение этих требований является необходимым условием получения и поддержания организациями промышленности, относящимися к оборонно-промышленному комплексу, лицензий на осуществление различных видов деятельности по созданию оборонной продукции в соответствии с [2].

В 2013 г. начаты работы по внедрению в сертифицированные СМК организаций промышленности, относящихся
к оборонно-промышленному комплексу, в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-002-2012 [3], которыми существенно дополнено количество требований, предъявляемых к различным элементам СМК, включая метрологические требования, сформулированные в разделе п.7.6 «Управление оборудованием для мониторинга и измерений». Сегодня деятельность метрологических служб нельзя рассматривать в отрыве от деятельности организаций промышленности, относящихся к обороннопромышленному комплексу, направленной на создание и развитие СМК.

При комплексном подходе к СМК в организациях промышленности, относящихся к обо-ронно-промышленному комплексу, становится очевидным, что деятельность МС связана с реализацией процессов метрологического обеспечения, лежащих в основе получения достоверной информации о качестве продукции и процессов её создания. В этом смысле МС имеет отношение ко всем системообразующим процессам СМК. Процессы метрологического обеспечения являются важнейшим инструментом контроля и обеспечения качества продукции.
В основе процессов метрологического обеспечения лежит деятельность МС по управлению оборудованием для мониторинга и измерений, деятельность по проведению испытаний в целях утверждения типа стандартных образцов и средств измерений, поверочная и калибровочная деятельность, аттестация эталонов единиц величин и испытательного оборудования, при проверке средств контроля и индикаторов. В целях контроля качества разрабатываемых технических заданий, конструкторской и технологической документации организуются и проводятся их метрологическая экспертиза, а также их аттестация, при необходимости, -также аттестация методик (методов) измерений.
Для проведения вышеуказанных работ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, согласно требованиям [5], МС должны быть аккредитованы в целях подтверждения их технической компетентности и быть способными выполнять испытания в целях утверждения типа стандартных образцов и средств измерений, поверку средств измерений, аттестацию методик (методов) измерений и обязательную метрологическую экспертизу технических заданий, конструкторской и технологической документации. Контроль соблюдения метрологических правил и норм, условий для обеспечения единства и точности измерений, достоверности результатов испытаний и контроля в различных видах деятельности в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, осуществляется путём организации и проведения МС метрологического надзора.

Схема взаимодействия процессов метрологического обеспечения с системообразующими процессами СМК представлена на рисунке 1.

Схема взаимодействия процессов метрологического обеспечения  с системообразующими процессами СМК


Из рисунка 1 можно видеть, что процессы метрологического обеспечения занимают важное место в построении и функционировании СМК. От состояния и уровня организации процессов метрологического обеспечения во многом зависит достоверность получаемых результатов измерений, испытаний и контроля, которые в свою очередь лежат в основе правильности принимаемых руководством организаций промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, управленческих и технических решений. Роль и значимость деятельности МС в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, особенно возросла после принятия постановления Правительства Российской Федерации [10] в котором измерения, испытания и контроль качества определены в качестве основных форм оценки соответствия оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Являясь частью ресурсного обеспечения СМК управление оборудованием для мониторинга и измерений непосредственно применяется при реализации процессов  проектирования и разработки, включая их верификацию и валидацию, а также производственные и технологические процессы создания оборонной продукции на всех этапах ее жизненного цикла, включая хранение, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и утилизацию. Одновременно оборудование для мониторинга и измерений является технической основой процессов мониторинга, анализа и улучшений, в рамках которых выполняются требования по мониторингу продукции (процессов), идентификации и управлению несоответствующей продукцией, выработке корректирующих и предупреждающих действий.

Для эффективной организации процессов метрологического обеспечения, обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, должна быть создана МС или определено структурное подразделение или должностное лицо (далее по тексту - МС), права и обязанности, структура и задачи которой устанавливаются соответствующим положением, утверждаемым руководителем организации промышленности, относящейся к оборонно-промышленному комплексу. В случаях, когда ответственность за организацию процессов метрологического обеспечения возлагается на определённое должностное лицо, его права и обязанности по обеспечению единства измерений и решению метрологических задач устанавливаются в должностной инструкции, утверждаемой руководителем организации промышленности, относящейся к оборонно-промышленному комплексу.

Работы, выполняемые МС совместно с другими структурными подразделениями в рамках государственного оборонного заказа по обеспечению единства измерений, должны относиться к основным видам работ, а МС - к основным подразделениям организаций промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу.

Особенность деятельности МС в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, проявляется в том, что она направлена на достижение новых задач в области обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа, которые сформулированы государством в [4] и направлены на:

- достижение точности, достоверности и сопоставимости результатов измерений параметров (характеристик) создаваемого вооружения, военной и специальной
техники (далее - оборонной продукции) для обеспечения её соответствия обязательным требованиям государственного заказчика, готовности к применению и эффективности использования по назначению;

- обеспечение безопасности и безаварийности оборонной продукции;

- инновационное развитие военных технологий и переоснащение войск (сил) современным высокоточным оружием и боевой техникой;

- повышение эффективности антитеррори-стической деятельности;

- обеспечение режима секретности и защиты государственной тайны;

- экономию всех видов ресурсов в ходе создания оборонной продукции;

- решение задач экономической безопасности государства.

К особенностям деятельности МС в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, являющихся согласно [4] частью организационной основы обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства, следует отнести необходимость выполнения ими в рамках сертифицированных СМК дополнительных требований, установленных подпунктами 7.6.1-7.6.14 раздела 7.6 [3], реализуемых с учётом требований и положений актов действующего законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений [5], о техническом регулировании [6], об обороне и безопасности государства [7, 8], о государственном оборонном заказе [9], а также нормативных правовых актов Минпромторга России, других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), являющихся государственными заказчиками оборонного заказа, уполномоченными устанавливать обязательные требования по вопросам обеспечения единства измерений. Под обязательными требованиями следует понимать обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), к процессам выполнения этих работ, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, и технической документацией и (или) государственным контрактом (договором) [10].

В сравнении с требованиями раздела 7.6 ГОСТ ISO 9001-2011, которым устанавливаются требования по вопросам управления только измерительным оборудованием и компьютерными программами, в настоящее время перечень задач, решаемых МС с участием других структурных подразделений в организациях промышленности, относящихся к оборон-но-промышленному комплексу, значительно расширен. Наряду со средствами измерений к оборудованию для мониторинга и измерений отнесены: эталоны единиц величин; стандартные образцы; испытательное оборудование и технические системы (комплексы) полигонов, испытательных организаций; средства контроля и индикаторы. К средствам измерений отнесены меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, включая датчики, измерительные каналы, измерительные системы, средства измерительного контроля и диагностики и другие технические средства, предназначенные для измерений и имеющие нормированные метрологические характеристики (показатели точности). Обязательным требованием является определение средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и вне её. При этом в числе средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, предусматривается отдельная идентификация средств измерений военного назначения (СИ ВН). С учётом требований [4] правильным будет введение понятия средств измерений военного и специального назначения (СИ ВСН), которое объединяет в себе и СИ ВН и средства измерений специального назначения (СИ СН). При этом СИ ВН применяются для решения задач в области обороны государства [7], а СИ СН - для решения специальных измерительных задач в области безопасности государства [8] после разработки и (или) включения их в состав оборонной продукции, создаваемой в организациях промышленности, относящихся кобо-ронно-промышленному комплексу. И хотя в СТ РВ 0015-002-2012 упоминаются только СИ ВН, в дальнейшем необходимо требования к управлению данным классом технических средств распространять и на СИ ВСН.

Перечень основных задач, решаемых МС при взаимодействии с другими структурными подразделениями (конструкторско-технологическими, производственными и испытательными подразделениями, включая службы технического контроля) в рамках сертифицированных СМК, должен соответствовать требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012 [3], ГОСТ РВ 1.1 [11], других документов по стандартизации оборонной продукции, относящихся к серии ГСИ.
К числу основных задач МС в организациях промышленности, относящихся к обороннопромышленному комплексу, следует отнести:

1) организация идентификации, разработка и ведение перечней различных видов оборудования для мониторинга и измерений (эталоны единиц величин, средства измерений, включая СИ ВСН, стандартные образцы, испытательное оборудование, средства контроля и индикаторы);

2) организация и обеспечение управления эталонами единиц величин, средствами измерений, включая СИ ВСН, стандартными образцами;

3) участие в управлении испытательным оборудованием, средствами контроля и индикаторами совместно со структурными подразделениями, организующими и осуществляющими эксплуатацию указанных технических средств;

4) участие в организации эксплуатации и восстановления (обслуживания) оборудования для мониторинга и измерений;

5) организация и проведение метрологической экспертизы технических заданий, конструкторской и технологической документации;

6) организация и проведение аттестации методик (методов) измерений и программного обеспечения;

7) организация и проведение метрологического надзора за соблюдением обязательных метрологических требований, правил и норм, состоянием и условиями применения оборудования для мониторинга и измерений.

Первые четыре задачи определяют ответственность и степень участия МС, образованных в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, в управлении различными видами оборудования для мониторинга и измерений. Реализация пятой и шестой задач является неотъемлемой частью процессов проектирования и разработки, производства, обслуживания и ремонта оборонной продукции, связанных с созданием и контролем качества технической документации. Решение седьмой задачи направлено на обеспечение мониторинга процессов метрологического обеспечения, комплексную оценку состояния обеспечения единства измерений, достоверности результатов испытаний и контроля при выполнении государственного оборонного заказа, разработку мероприятий по достижению результативности и совершенствованию деятельности МС в организациях промышленности, относящихся к обороннопромышленному комплексу.

В части управления оборудованием для мониторинга и измерений важно правильно идентифицировать и отнести технические средства к различным видам оборудования для мониторинга и измерений. Отнесение технических средств к различным видам оборудования для мониторинга и измерений должно осуществляться в соответствии с определениями их терминов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1. Определения основных видов оборудования для мониторинга и измерений
Виды оборудования для мониторинга и измерений Определения
средство измерений Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормирован­ные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее едини­цу величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
СИ ВСН Средство измерений, разработанное и (или) применяемое в установленном поряд­ке для измерений соответственно в области обороны и безопасности государства самостоятельно или в составе (в комплекте) оборонной продукции
СИ ВН Средство измерений, разработанное и (или) применяемое в установленном по­рядке для измерений в области обороны государства самостоятельно или в со­ставе оборонной продукции
СИ СН Средство измерений, разработанное и (или) применяемое в установленном по­рядке для специальных измерений в области безопасности государства само­стоятельно или в составе (в комплекте) оборонной продукции
эталон единицы величины Техническое средство, предназначенное для воспроизведения, хранения и пере­дачи единицы величины
стандартный образец Образец вещества (материала) с установленными по результатам испытаний зна­чениями одной и более величин, характеризующих состав или свойство этого вещества (материала)
испытательное оборудование Средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для вос­произведения условий испытаний и экспериментального определения количе­ственных и (или) качественных характеристик объекта в процессе его испытаний
средство контроля (контрольное оборудование) Техническое устройство, программное средство, вещество или материал, пред­назначенные для проведения контроля, не основанного на измерениях харак­теристик продукции и посредством использования и на основании результатов выполнения которого принимается решение о соответствии (несоответствии) про­дукции установленным требованиям
индикатор Техническое средство, предназначенное для установления наличия какой-либо физической величины или превышения уровня ее порогового значения, а также для выработки сигнала, воздействующего на объект без оценки его параметров с нормированной точностью.

При отнесении технических средств к средствам измерений руководствуются, при необходимости, также [12] и особенностями отнесения технических средств к СИ ВН, установленными Минобороны России, а в отношении СИ СН -установленными другими ФОИВ, являющимися государственными заказчиками.
В целях отнесения технических средств к одному из рассмотренных выше видов оборудования для мониторинга и измерений их идентификация должна, в соответствии с обязательными требованиями [3], также включать их идентификацию этикетками (или иным способом), направленную на определение статуса метрологической пригодности или пригодности к применению этих средств. Так, например, в отношении применяемых:

эталонов единиц величин и испытательного оборудования должна быть подтверждена их аттестация;

СИ ВСН и средств измерений - должен быть подтвержден факт их поверки, а в отношении средств измерений, применяемых вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, допускается подтверждение факта их калибровки;

средства контроля и индикаторы должны быть проверены в порядке метрологического надзора.

Все виды и каждая единица оборудования для мониторинга и измерений, применяемые для выполнения государственного оборонного заказа, должны иметь полный комплект эксплуатационной документации, быть укомплектованными и эксплуатироваться в соответствии с эксплуатационной документацией, обеспечивать мониторинг и измерения параметров и характеристик продукции (процессов) в заданных условиях и диапазонах измерений (испытаний), обеспечивать необходимую точность измерений (достоверность контроля и испытаний), а также соответствовать обязательным требованиям, установленным ФОИВ - государственными заказчиками оборонного заказа и соответствующими нормативными правовыми актами и технической документацией.

В рамках документального оформления СМК и, в частности, процессов метрологического обеспечения, обязательным требованием является разработка, согласование с военным представительством и утверждение руководителем организации промышленности, относящейся к оборонно-промышленному комплексу, перечней вышеупомянутых видов оборудования для мониторинга и измерений с указанием их наименования, типа, заводского (инвентарного) номера и характеристик. Разработку и ведение вышеуказанных перечней должна осуществлять МС с участием структурных подразделений, применяющих оборудование для мониторинга и измерений. Перечни оборудования для мониторинга и измерений должны поддерживаться в актуализированном состоянии и отражать реальное состояние технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и вне её.

Одним из требований государственного заказчика [3] является разработка соответствующих документированных процедур, устанавливающих порядок организации и решения вышеуказанных метрологических задач, распределение ответственности и полномочий должностных лиц, функции структурных подразделений по метрологическому обеспечению выполнения государственного оборонного заказа, порядок проведения отдельных
метрологических работ в сфере и вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений. При создании документированных процедур по управлению оборудованием для мониторинга и измерений порядок выбора средств измерений, испытательного оборудования, средств контроля и индикаторов устанавливается исходя из решаемых измерительных задач, задач контроля и испытаний. В рамках документированных процедур также целесообразно установить порядок приобретения, учёта, идентификации, поверки (калибровки) средств измерений, аттестации испытательного оборудования, проверки средств контроля и индикаторов, а также их обслуживания, хранения, ремонта и списания.

В какой форме разрабатывать документированные процедуры,определяет руководство организации промышленности, относящейся к оборонно-промышленному комплексу. Как правило, документированные процедуры оформляются по требованиям сертифицированной СМК в виде стандартов организации, положений, инструкций или других документов. Количество документированных процедур и степень их детализации зависят от количества и уровня квалификации персонала, участвующего в выполнении государственного оборонного заказа, номенклатуры и объёмов оборонной продукции, технологических процессов её создания, перечня применяемого оборудования для мониторинга и измерений, организационной структуры организации промышленности, относящейся к оборонно-промышленному комплексу, и других факторов.

Рассмотрим кратко основные требования, предъявляемые к управлению различными видами оборудования для мониторинга и измерений для их учёта при разработке документированных процедур, а также имеющиеся проблемы в области нормативно-пра-вового регулирования обеспечения единства измерений.

Основные требования к эталонам единиц величин сформулированы в статье 7 Федерального закона [5] и принятым в его развитие постановлении Правительства РФ [13], согласно которым эталоны единиц величин должны быть работоспособны, аттестованы (иметь действующие свидетельства об аттестации), и применяться для поверки (калибровки) средств измерений путём передачи им размеров единиц величин от эталонов единиц величин с более высокими показателями точности, с обеспечением при этом прослеживаемости к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин. Одновременно надо учитывать, что перечень допускаемых к применению в РФ единиц величин установлен в [14].

Временный порядок аттестации и утверждения эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установлен в приказах Росстандарта [15,16]. Однако анализ возможностей практической реализации требований [15,16], выполненный автором в работе [17], показал, что указанные документы не лишены серьёзных недостатков и требуют доработки. Более того, вышеуказанные приказы не прошли экспертизу в Минэкономразвитии России и государственную регистрацию в Минюсте России и, следовательно, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения организациями промышленности, относящимися к оборонно-промышленному комплексу, так как приняты ФОИВ - Росстандартом, неуполномоченным осуществлять норматив-но-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений. В этих условиях сегодня статус метрологической пригодности эталонов единиц величин должен, как и раньше, подтверждаться положительными результатами поверки, что является необходимым условием аттестации эталонов единиц величин. Реализацию же требований [13] по аттестации эталонов единиц величин можно будет осуществлять только после принятия соответствующего обязательного к исполнению нормативного правового акта в области обеспечения единства измерений.

Управление средствами измерений и стандартными образцами осуществляется в форме их испытаний в целях утверждения типа и утверждения типа в соответствии с Порядками [18], утверждёнными приказом Минпромторга России от 30.11.2009 № 1081. В отношении СИ ВСН особенности организации и проведения испытаний в целях утверждения типа, устанавливаются соответствующими ФОИВ - государственными заказчиками оборонного заказа. Необходимо отметить, что в случаях, когда испытаниям в целях утверждения типа подвергаются измерительные системы, необходимо дополнительно учитывать требования ГОСТ Р 8.596-2002 [19].

Решение измерительных задач, отнесённых к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должно осуществляться с применением поверенных средств измерений, СИ ВСН, тип которых утверждён. Более того, для целей
комплектования оборонной продукции должны выбираться СИ ВН, включённые в ограничительный Перечень средств измерений, разрешённых для комплектования вооружения и военной техники.

Отдельно хочется отметить порядок управления так называемыми специальными (не-стандартизованными) средствами измерений, которые имеются в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, в достаточном количестве.

С отменой ГОСТ 8.326-89 «Метрологическая аттестация средств измерений» применение данного класса средств измерений при выполнении государственного оборонного заказа стало нелегитимным, если они не прошли испытаний в целях утверждения типа. Однако в случаях, когда разработка и эксплуатация таких средств измерений осуществлены до июня 1993 г. и они работоспособны, допускается их применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, включая государственный оборонный заказ, при условии подтверждения их метрологической пригодности по результатам поверки, выполненной по стандартизованным методикам поверки или по методиках, приведенным в эксплуатационной документации.

Поверка практически всех средств измерений может осуществляться любой аккредитованной в области обеспечения единства измерений организацией, за исключением только средств измерений, поверка которых, в соответствии с предусмотренной номенклатурой, должна осуществляться государственными региональными центрами метрологии, как это предусмотрено [20]. Поверка должна осуществляться в соответствии с методикой, которая утверждена в ходе испытаний в целях утверждения типа средств измерений.

Основной проблемой нормативно-правового регулирования в области обеспечения единства измерений при организации и проведения поверки средств измерений является отсутствие до настоящего времени соответствующего приказа Минпромторга России, устанавливающего порядок и требования к содержанию свидетельства о поверке. При этом согласно [21] определены форма и порядок нанесения знака непригодности средств измерений. 

Вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений допускается применять средства измерений неутверждённых типов. При этом их метрологическая пригодность подтверждается положительными результатами калибровки. Следует отметить, что с принятием Федерального закона [5] сузилась сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений. Сегодня измерения, выполняемые в ходе разработки и в технологических процессах производства оборонной продукции, в которых представители заказчика не принимают участия, не относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Следовательно, эти процессы могут выполняться с применением стандартных образцов и средств измерений, типы которых не утвержденеы.

Организация калибровки средств измерений должна осуществляться с применением эталонов единиц величин, прослеживаемых к соответствующим государственным первичным эталонам, и реализовываться в рамках СМК, учитывающей требования ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [22].

Основной формой управления испытательным оборудованием является поддержание их в работоспособном состоянии в условиях, установленных эксплуатационной документацией. Пригодность к применению в период между аттестациями должна подтверждаться наличием аттестата и протокола первичной аттестации, а также действующими протоколами периодической аттестации, организованными и проведенными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-97 [23]. В составе испытательного оборудования, применяемого для выполнения государственного оборонного заказа, должны использоваться средства измерений, утверждённых типов и имеющие действующие свидетельства о поверке и (или) знаки поверки. Испытательные подразделения, выполняющие государственный оборонный заказ, должны соответствовать требованиям, установленным к их компетенции в области проведения испытаний [22].

Управление средствами контроля и индикаторами должно быть направлено на поддержание их в работоспособном состоянии путём их своевременной проверки в соответствии с эксплуатационной документацией. Проверка работоспособности средств контроля и индикаторов обычно организуется силами эксплуатирующих структурных подразделений с обязательным ведением соответствующих записей. Для индикаторов, созданных на базе средств измерений, должна быть предусмотрена отдельная документированная процедура, устанавливающая ответственность за обоснованность перевода средств измерений в статус индикаторов и регламентирующая порядок его реализации.

Наряду с управлением оборудованием для мониторинга и измерений в рамках СМК в организациях промышленности, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, должны быть разработаны документированные процедуры по организации и проведению метрологической экспертизы технической документации. Отдельные проблемы, связанные с реализацией организациями промышленности, относящимися к оборонно-промышленному комплексу, этой формы обеспечения единства измерений, рассмотрены ранее в работе [24]. Следует отметить, что одним из основных требований государственного заказчика [25], является проведение метрологической экспертизы с участием метрологов-экспертов, квалификация которых подтверждена документально. Наряду с требованиями [25] метрологическая экспертиза технической документации проводиться с учётом рекомендаций РМГ 63-03 [26].

Согласно требованиям статьи 5 Федерального закона [5] аттестации подлежат только методики (методы) измерений, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и не являющиеся методами (методиками) прямых измерений. Однако, как и в случае с поверкой средств измерений, сегодня порядок аттестации и применения методик (методов) измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений Минпромторгом России не определен. Имеются лишь рекомендации по реализации установленных статьёй 5 Федерального закона [5] требований по аттестации методик (методов) измерений, введённые в действие приказом Росстандарта и оформленные ГОСТ Р 8.563-2009 [27]. Разработанное программное обеспечение, применяемое в измерительных процессах для мониторинга оборонной продукции, подлежит аттестации в установленном порядке на соответствие требованиям ГОСТ Р 8.654-2009 [28].

Для разработки документированных процедур по проведению и оформлению метрологического надзора можно использовать рекомендации МИ 2304-2008 [29].

Документы, свидетельствующие о деятельности, осуществляемой МС в организациях промышленности, относящихся к обороннопромышленному комплексу, включая мероприятия, планируемые в целях улучшения этой деятельности, должны быть оформлены в виде записей и поддерживаться в рабочем состоянии в соответствии с требованиями п.4.2.4 ГОСТ РВ 0015-002-2012 [3].

Список литературы

1. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования.

2. Постановление Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники».

3. ГОСТ РВ 0015-002-2012 Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования.

4. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184- ФЗ «О техническом регулировании».

7. Федеральный закон от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне».

8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-Ф3 «О безопасности».

9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №275- ФЗ «О государственном оборонном заказе».

10. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2012 г. №1036 «Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции».

11. ГОСТ РВ 1.1-96 ГСС. Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники. Основные положения.

12. Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений. Утвержден приказом Минпромторга России от 25 июня 2013 года №971.

13. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

14. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. №879 «Об утверждении Положения

о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации».

15. Приказ Росстандарта от 31 мая 2012 г. №379 «Об утверждении временного порядка аттестации и утверждения эталонов единиц величин,
используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений» (отменен приказом Росстандарта от 04.12.2013 №1397 - ред.).

16. Приказ Росстандарта от 31 мая 2012 г. № 381 «О проведении аттестации и утверждения эталонов единиц величин юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

17. Агупов В. А. Управление эталонами единиц величин на предприятиях оборонной промышленности, Мир изме.рений-2012. - №11.

18. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа. Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений. Утвержден приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 года №1081.

19. ГОСТ P 8.596-2002 ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. №250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии».

21. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30.09.2011 г. №1325 «Об утверждении формы знака непригодности средств измерений и порядка нанесения знака непригодности средств измерений».

22. ГОСТ ИСО/МЭК17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.

23. ГОСТ Р 8.568-97 ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения.

24. Агупов В. А. Организация метрологической экспертизы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса,/Миризмерений-2012. -№9.

25. ГОСТ РВ 8.573-2000 ГСИ. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения.

26. РМГ 63-03 «ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации».

27. ГОСТР 8.563-2009 ГСИ. Методики (методы) измерений.

28. ГОСТ Р 8.654-2009 ГСИ. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения.

29. МИ 2304-2008 ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц. Основные


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Агупов В.А., "Особенности деятельности метрологических служб в организациях промышленности, выполняющих оборонный заказ"