Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Г.И. Элькин, В.Ю. Саламатов, В.Н. Крутиков, Н.Ю. Новиков, "Состояние и основные направления работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации"

Состояние и основные направления работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации




Г.И. Элькин, В.Ю. Саламатов, В.Н. Крутиков, Н.Ю. Новиков

Центральное место в стратегии Российской Федерации занимает переход страны на инновационный путь развития на основе генерации знаний высокого уровня, их распространения и эффективного применения, обеспечения необходимых объемов инвестиций и ускорения нововведений, повышение экспортного потенциала отечественной продукции. Для достижения этих целей на всех этапах от исследований до создания, испытаний и внедрения новых технологий и продукции требуется проведение многочисленных высокоточных измерений, метрологическое обеспечение которых потребует значительной модернизации существующих и создания новых государственных эталонов, измерительных средств для перспективных отраслей экономики, а также разработки комплекса          нормативно-правовых и нормативно-методических документов.

В 2007 году были развернуты широкомасштабные работы по метрологическому обеспечению отечественной глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», создание и практическое применение которой позволит в значительной мере обеспечить экономическую независимость, обороноспособность и безопас­ность России. В 2008 году метро­логи подключились к решению и другой важной научно-технической проблемы по созданию инфра­структуры развивающейся в России наноиндустрии, которая в дальнейшем должна составить основу    российского    высокотехнологичного сектора экономики. Только на основе достоверных и оперативно выполняемых измерений может быть обеспечен надежный контроль за функционированием опасных производственных объектов, выполнением постоянно ужесточающихся требований технических регламентов.

Существующая структура Российской системы измерений

Состав структуры Российской си­стемы измерений, функционирую­щей в настоящее время, приведен на рис.1.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Следует заметить, что эффективность существующей структуры Российской системы измерений ограничивается отсутствием метрологических служб у значительного количества федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои специфические функции в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В то время как в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти должны создать в установленном порядке метрологические службы и (или) определить должностных лиц в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах компетенции.

Анализ показывает, что к федеральным органам, в составе которых должны быть созданы метрологические службы, относятся: Минпромторг России, Ростехрегулирование, Минобороны России, ФСБ России, МВД России, МЧС России, Минэнерго России, Минздравсоцразвития России, Минприроды России, Минкомсвязь России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минспорттуризм, Минобрнауки России, Роскосмос, ФСТЭК России, Спецстрой России,
СКН России, Роспотребнадзор, ФМБА России, Роснаука, Росгидромет, Ростехнадзор, Россвязькомнадзор, Россвязь, Рослесхоз, Роспорт, Росаэронавигация, Росавиация, Рссжелдор, Росморречфлот,  Роскартография, Роснедвижимость, ФТС России, ФСТ России, Рособоронпоставка, Росрыболовство, Минфин России, ФНС России, Минэкономразвития России.

Нормативно-правовая и нормативно-техническая база Российской системы измерений

Важным итогом работ 2008-2009 гг. в области нормативно-правового регулирования обеспечения единства измерений следует считать принятие Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В законе, в целом, обеспечена преемственность с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» 1993 года.

Вместе с тем, в новом законе предусмотрен ряд законодательных новаций, в частности:

•  конкретизирована сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений за счет распространения государственного регулирования только на измерения, к которым законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

•  устранено избыточное государственное регулирование за счет упразднения лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по изготовлению и ремонту средств измерений, а также недопустимости проведения проверки соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки двумя или более государственными органами надзора;

•  установлен исчерпывающий перечень работ и услуг в области

обеспечения единства измерений, для выполнения которых требуется аккредитация;

•   расширена возможность участия компетентных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, в оказании услуг в области обеспечения единства измерений, как аттестации методик измерений, проведение испытаний средств измерений и исследований стандартных образцов в целях утверждения их типа,
метрологическая экспертиза;

•  добавлены нормы, позволяющие развивать и совершенствовать эталонную базу Российской Федерации;

•    законодательно закреплена гарантия обеспечения всех заинтересованных лиц информацией в области обеспечения единства измерений.

Закон предусматривает двухлетний период до 31.12.2010 года, в течение которого необходимо внести изменения в законодательные акты, а также необходимо разработать и принять нормативно правовые акты, направленные на реализацию закона.

Всего должно быть разработано и принято 26 нормативных правовых документов в обеспечении принятого Федерального закона. В 2009 году были приняты и вступили в действие 11 документов.

1.    Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. № 718«Внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об обеспечении единства измерений»,

2.  Постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. № 879 «О применении единиц величин Международной системы единиц   в Российской Федерации».

3.  Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 884 «Положение о Государственной службе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов».

4.  Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. № 1057 «Об оплате работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам в Российской Федерации».

В 2009 году начаты работы по разработке проекта Федерального закона «Об определении времени в Российской Федерации», которые должны завершиться в 2010 году.

Страница 1 из 4 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Г.И. Элькин, В.Ю. Саламатов, В.Н. Крутиков, Н.Ю. Новиков, "Состояние и основные направления работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации"