Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС», "Вопросы и ответы по метрологическому надзору"

Вопросы и ответы по метрологическому надзору




Р. И. Генкина, к. т. н., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»

"Главный метролог" №6 2015 г.

 

Вопрос 1.Какие нормативные правовые акты регламентируют деятельность по осуществлению государственного метрологического надзора.

 

Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по осуществлению федерального государственного метрологического надзора, являются:

1. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора)и муниципального контроля».

3. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. № 246 «Об осуществлении государственного метрологического надзора», утверждающее «Положение об осуществлении государственного метрологического надзора».

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ст. 19.19 «Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений».

5. Единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования.

6. Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2010 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии».

7. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. п 734 «Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений».

 

Вопрос 2. Какие показатели могут характеризовать эффективность деятельности по осуществлению государственного метрологического надзора?

 

В настоящий момент показателями эффективности деятельности по осуществлению государственного метрологического надзора фактически являются:

- количество субъектов хозяйственной деятельности, подвергнутых надзору в течение года, и относительное их количество (в процентах) по отношению ко всем субъектам хозяйственной деятельности, которые, в соответствии нормативными правовыми документами, должны подлежать государственному метрологическому надзору;

- количество субъектов хозяйственной деятельности (предприятий), на которых были обнаружены нарушения метрологических правил и норм;

- суммарное количество обнаруженных нарушения метрологических правил и норм;

- сумма наложенных административных штрафов при обнаружении нарушений метрологических правил и норм.

 

Заметим, что чем выше каждый из этих показателей, тем, якобы, государственный метрологический надзор считается эффективнее, т. е. чем больше обнаружено нарушений, чем больше предъявлено штрафов, тем, следует считать, деятельность по осуществлению государственного метрологического надзора принесла больше пользы.

Однако, как правило, показатели эффективности любой деятельности должны показывать, в какой степени данная деятельность соответствует своей целевой функции. Целевая функция государственного метрологического надзора полностью соответствует целевой функции Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», а именно: защита граждан и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Из перечисленных показателей эффективности только первый отвечает этому требованию: действительно, чем больше предприятий, на которых осуществляется деятельность, подлежащая государственному регулированию беспечения единства измерений, будет подвергнуто проверкам, тем больше гарантий соблюдения в стране обязательных метрологических требований. В идеале каждое соответствующее предприятие должно с какой-то периодичностью проверяться.

Все остальные, приведённые выше, показатели эффективности противоположны целевой функции государственного метрологического надзора и свидетельствуют только о состоянии дел с соблюдением обязательных метрологических требований в стране и о добросовестности лиц, осуществляющих государственный метрологический надзор. Действительно, если в выборке процент предприятий, на которых обнаружены нарушения, велик, то это означает, что и во всей «генеральной совокупности» предприятий также всё плохо, и там уже никто не защитит «граждан и государство от недостоверных результатов измерений».

То же можно сказать о следующем показателе - суммарное количество обнаруженных нарушений. Если при выборочном контроле в выборке обнаружено столько нарушений, то сколько их осталось на других предприятиях «необнаруженных», не попавших в выборку?!

Ну и всем известно, что предъявленные штрафы ни в коей мере не компенсируют вред, который нанесён или мог быть нанесён вследствие обнаруженных нарушений, и они мало влияют на повышение метрологической дисциплины в стране.

Страница 1 из 3 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС», "Вопросы и ответы по метрологическому надзору"