Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС», "Калибровка и аккредитация: хроника развития взаимосвязей"

Калибровка и аккредитация: хроника развития взаимосвязей. Часть 1.




Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС»

Часть 1

Начнем с определений понятий, являющихся предметом рассмотрения настоящей статьи.

В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

Калибровка средств измерений является одним из основных видов деятельности, направленных на обеспечение метрологической прослеживаемости измерений. В соответствии с международным словарем по метрологии (VIM/3-2007) [1] метрологическая прослеживаемость это свойство результата измерений, в соответствии с которым результат может быть соотнесен с основой для сравнения через документированную непрерывную цепь калибровок, каждая из которых вносит вклад в неопределенность измерений. При этом под неопределенностью измерений в общем случае понимается параметр, связанный с результатом измерений и характеризующий рассеяние значений, которые можно приписать измеряемой величине [2].

Можно с уверенностью сказать, что осуществление многих видов деятельности в области обеспечения единства измерений включает в себя стадию калибровки средств измерений.

Действительно, чтобы сделать вывод о соответствии средства измерений установленным требованиям, т.е. провести поверку, надо определить действительные значения метрологических характеристик средства измерений, т.е., по сути дела, выполнить калибровку средства измерений.

Осуществляя аттестацию методики измерений, необходимо в первую очередь установить метрологические характеристики средства измерений, чтобы выделить и ограничить неопределенности измерений, обусловливаемые другими влияющими факторами.

В этом же аспекте можно рассмотреть испытания средств измерений с целью утверждения типа, включающие в себя серию калибровок средства измерений с переменными значениями влияющих факторов.

Таким образом, калибровка средств измерений является основой подтверждения метрологической прослеживаемости практически любой деятельности в области обеспечения единства измерений.

Самое общее определение понятия «аккредитация» из википедии: аккредитация (лат. accredo, доверять) - процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту.

Впервые взаимосвязь этих двух понятий, калибровка средств измерений и аккредитация, была установлена в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. № 4871-1.

Статья 23 п. 2 Закона, в соответствии с которой «на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали, легла в основу построения структуры Российской системы калибровки с наличием в ней около 100 аккредитующих органов (по количеству ЦСМ и ГНМИ).

Российская система калибровки создала основу для организации калибровочной деятельности в России в соответствии с тремя подзаконными актами: ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ» [3], ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки» [4], ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ» [5].

Функции разработки нормативных и нормативных правовых документов, ведения Реестра РСК, координации деятельности субъектов РСК были возложены на ВНИИМС - Научно-методический центр РСК. Функции Центрального органа РСК были возложены на Управление метрологии Госстандарта России. Всё это было зафиксировано в «Положении о РСК», принятом Приказом Госстандарта России и зарегистрированном Минюстом России [4].

Однако, в вышедшем в 2004 г. «Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 [6], термин «калибровка» не был упомянут вообще, что поставило под сомнение полномочия Ростехрегулирования в выполнении функций Центрального органа РСК. (Следует отметить, что п. 5.4.16 Положения, включающий в полномочия Ростехрегулирования «межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений», в полной мере распространяется и на деятельность по калибровке средств измерений, и на другие виды деятельности, перечисленные в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений», но не упомянутые в данном Положении). Тем не менее, Ростехрегулирование фактически сложило с себя полномочия Центрального органа РСК, в отличие от Научно-методического центра РСК и аккредитующих органов РСК, которые продолжали осуществлять свои функции. Таким образом, к моменту введения в действие Постановления Правительства РФ от 17 октября 2011 г. № 845 «О федеральной службе по аккредитации» [7] структура РСК состояла из Научно-методического центра РСК, 86 аккредитующих органов РСК и около 2700 аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Реестре РСК.

Начиная с 2008 г., НМЦ РСК, следуя международным требованиям и нормам, в соответствии с внутренним нормативным документом Российской системы калибровки Р РСК 003-2007 «Порядок подтверждения соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в Российской системе калибровки, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [8], стал проводить работы по подтверждению соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в РСК, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 (затем, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [9]).

В этом документе была сделана первая попытка устранить несоответствие организационной структуры РСК международным требованиям, а именно: наличие не одного, а множества равноправных аккредитующих органов. В данном документе было установлено, что единственным органом, имеющим право от имени РСК подтверждать соответствие калибровочных лабораторий требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025, является Научно-методический центр РСК - ФГУП «ВНИИМС».

(Здесь нельзя не отметить, что в 2008 г., да и много позже, настоятельная потребность иметь официальное, документированное подтверждение соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 возникала у отечественных калибровочных лабораторий довольно редко, как правило, по требованию каких-либо зарубежных партнеров или с целью получения зарубежных сертификатов на выпускаемую предприятием продукцию). Под научно-методическим руководством и с помощью НМЦ РСК заинтересованные калибровочные лаборатории достигали состояния, при котором можно было констатировать, что они соответствуют требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025, и это подтверждалось записью в Аттестате аккредитации.

Принятый в 2008 г. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. внес некоторые коррективы в представления об аккредитации в области обеспечения единства измерений. Так появилась статья 19 с одноименным названием следующего содержания:

«Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:

1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

3) поверка средств измерений;

4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Как видим, перечень видов деятельности, подлежащих аккредитации, состоит из перечня видов государственного регулирования в области обеспечения единства измерений и относится только к сфере государственного регулирования. Учитывая этот факт, можно сделать следующие выводы:

1) аккредитация в области обеспечения единства измерений в соответствии с данной статьей носит разрешительный характер, т.е. осуществлять перечисленные виды деятельности могут только те лица, которые прошли процедуру аккредитации;

2) в соответствии с чем, в этой статье и не должно быть калибровки средств измерений, т.к.  она не является одним из видов государственного регулирования в области обеспечения единства измерений; средства измерений, подлежащие калибровке, не входят в сферу государственного регулирования; к субъектам, осуществляющим калибровку, законодательно не предъявляется никаких требований, а, следовательно, в этом случае аккредитация не может носить разрешительный характер.

Тем большее недоумение вызывает п. 2 ст. 18 Федерального закона: «Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений».

Как видим, данный пункт ст. 18 отсылает к ст. 19, в которой нет ни слова об этом. (В русских народных сказках эта ситуация описывается фразой: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»).

Одним из основных стимулов, побудивших отечественных законодателей обратить пристальное внимание на проблему аккредитации, являлось принятие Регламента Европейского парламента и Совета № 765/2008 от 9 июля 2008 г., устанавливающего требования к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции [10].

Наличие единого экономического пространства в странах Европы диктует необходимость свободного передвижения товаров внутри Сообщества, качество которых гарантировало бы высокий уровень защиты интересов общества, таких как здоровье и безопасность, защита интересов потребителей, охрана окружающей среды и удовлетворение потребностей населения.

В контексте данного Регламента под аккредитацией понимается часть общей системы, включающей оценку соответствия и надзор за рынком. Аккредитация должна обеспечивать получение авторитетного заключения о технической компетентности органов, задачей которых является обеспечение соответствия установленным требованиям. Цель разработки регламента - создание единых норм осуществления данной деятельности внутри Европейского сообщества, обеспечивающих необходимый уровень доверия к сертификатам соответствия.

В соответствии с Регламентом государства-члены ЕС не должны иметь более одного национального органа по аккредитации и должны обеспечивать объективность и беспристрастность деятельности такого органа. При этом требуется, чтобы национальный орган по аккредитации обладал необходимыми знаниями, компетентностью и средствами для выполнения своих задач.

В Европе создана организация, называемая Европейское сотрудничество по аккредитации (ЕА), основной задачей которой является контроль функционирования национальных органов по аккредитации, руководство системой паритетных оценок среди национальных органов по аккредитации го-сударств-членов и других европейских стран. Данная система доказала свою эффективность и основана на взаимном доверии.

Система, предлагаемая Регламентом, предусматривает обязательства национальных органов по аккредитации по взаимному обмену информацией и по представлению соответствующей информации национальным органам власти и Европейской комиссии.

Второй, неотъемлемой частью предлагаемой системы является надзор за рынком. Здесь основной идеей является освобождение производителей продукции от государственного надзора за выпуском продукции и перенос государственного надзора на продукцию, находящуюся уже в обращении. При этом главное внимание уделяется вопросам, связанным с безопасностью и риском для окружающей среды. Санкциями при обнаружении продукции, имеющей соответствующие нарушения, является изъятие её из обращения и отзыв или запрещение её выпуска на рынок.

Особое внимание уделяется пунктам ввоза товаров на внешних границах, другими словами, таможенному контролю, с тем, чтобы способствовать выявлению небезопасной и несоответствующей требованиям продукции или продукции, ошибочно или обманным путем маркированной знаком СЕ, ещё до того, как она попадет на рынок.

Маркировка знаком СЕ, указывающая на соответствие продукции и полученная от органа по оценке соответствия, аккредитованного органом по аккредитации, является, таким образом, наглядным следствием целого процесса, включающего оценку соответствия в широком смысле этого слова. Маркировка знаком СЕ является единственной маркировкой соответствия, указывающей, что продукция соответствует гармонизирующему законодательству Европейского сообщества.

Основная цель Регламента - обеспечить условия, при которых продукция, поступающая на рынок государств Сообщества, удовлетворяла бы требованиям, связанным с обеспечением высокого уровня охраны и здоровья, и безопасности, и защиты других интересов общества, гарантируя при этом функционирование внутреннего рынка посредством создания основы для аккредитации и надзора за рынком.

Нельзя не отметить некоторое противоречие, обнаруживаемое между декларацией цели Регламента, где речь идет о продукции, выставляемой на рынок, и оценки её соответствия, и определениями, устанавливаемыми в Статье 2 самого Регламента. Противоречие заключается в том, что в Статье 2 термин «оценка соответствия» уже расширительно распространяется на процесс подтверждения соответствия заданным требованиям не только продукции, но и процесса, услуги, системы, лица, органа.

Совсем нелогично звучит термин «орган по оценке соответствия - орган, осуществляющий деятельность по оценке соответствия, включая калибровку, испытания, сертификацию и контроль». Куда включая? В деятельность по оценке соответствия или в число объектов, подлежащих оценке соответствия? Справедливо предположить, что «испытания, сертификация и контроль» действительно могут входить в процедуры оценки соответствия, но при чем здесь калибровка, которая ни в какой степени не является «оценкой соответствия» [11]. В ещё меньшей степени ту же калибровку можно рассматривать как «продукцию, выставляемую на рынок», т.к. такой продукцией в лучшем случае могут являться средства измерений, прошедшие калибровку, которые кроме метрологическихтребований должны соответствовать ещё многим другим требованиям.

Ещё раз подчеркнем: расширительная формулировка этих двух терминов не соответствует цели и назначению Регламента и нигде не поддержана в тексте Регламента, т.к. данные слова (калибровка, испытания, контроль) больше не упоминаются.

Более того, в статье 15 дается подробная расшифровка термина «продукция», на которую распространяется данный регламент в части: общих требований; обязательств по представлению информации; обязанностей государств-членов в отношении организации надзора за рынком; мер по надзору за рынком; ограничительных мер; совместного использования ресурсов; взаимодействия с уполномоченными органами третьих стран и др.

Итак, термин «продукция» (в контексте ст. 15) означает любое вещество, препарат или товар, изготовленный в ходе производственного процесса, за исключением пищевых продуктов, кормов, живых растений и животных, продуктов животного и растительного происхождения, связанных непосредственно с их будущим воспроизводством». Иными словами, ни в коей мере не касается деятельности в области обеспечения единства измерений (поверки, калибровки, испытаний СИ, аттестации МИ и т.д.) и гарантий обеспечения прослеживаемости измерений.

Тем не менее, следует отметить, что во многих европейских странах, в частности, в Германии, функции по аккредитации калибровочных лабораторий формально возложены на Национальный орган по аккредитации (в Германии - DAkkS). Следует подчеркнуть слово «формально». Фактически те же Национальные метрологические институты, которые до вступления в действие Регламента организовывали и осуществляли деятельность по оценке и подтверждению компетентности калибровочных лабораторий, так и продолжают это делать, переложив на Национальный орган по аккредитации функцию оформления и выдачи официального документа. (К слову: отделение DAkkS, занимающееся аккредитацией калибровочных лабораторий, находится на территории РТВ в г. Брауншвейг, т.е. там, где находится администрация ДКД - Немецкой Калибровочной Службы, рис.1).

Одной из прагматических целей введения в действие Европейского Регламента № 765/2008 была не отмена действующих в странах Европы систем аккредитации, а их унификация, т.е. обеспечение рационального единообразия и оптимизации их деятельности, вплоть до того, что если страна не хочет или не может «заводить» свою систему аккредитации, она может осуществлять эту деятельность через другую страну. Именно поэтому введение Регламента в странах Европы не произвело разрушительных действий на системы аккредитации. Они должны были только принять новые правила игры, приспособиться к ним, используя имеющиеся ресурсы и инфраструктуру.

***

В следующей части мы проанализируем отечественную нормативную правовую базу, регламентирующую эту сферу деятельности.

Список литературы

1. Международный словарь по метрологии (VIM/3-2007).

2. РМГ29-99 «ГСИ. Метрология. Основные термины и определения».

3. ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ».

4. ПР50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки».

5. ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридическихлиц на право проведения калибровочных работ».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации».

8. Р РСК 003-2007 «Порядок подтверждения соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в Российской системе калибровки, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

9. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (введен в действие Приказом Росстандарта от 04.04.2011 N 41-ст).

10. Регламент Европейского парламента и Совета № 765/2008 от 9 июля 2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции.

11. Исаев Л.К., Кононогов С.А. Калибровка не является деятельностью по оценке соответствия. // «Законодательная и прикладная метрология». - 2006. - № 6.


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Генкина Р.И., начальник отдела ФГУП «ВНИИМС», "Калибровка и аккредитация: хроника развития взаимосвязей"