Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Соков И.А. "О поверке автоцистерн - транспортных мер объема нефтепродуктов"

О поверке автоцистерн - транспортных мер объема нефтепродуктов




И. А. Соков. Восточно-Сибирский филиал ФГУП ВНИИФТРИ, Россия, г. Иркутск, e-mail: office@niiftri.irk.ru

В статье критически рассмотрена методика поверки автоцистерн для перевозки нефтепродуктов по ГОСТ 8,569-98, указаны ее существенные недостатки и несоответствие современным требованиям. Предлагается провести переработку этого стандарта и одновременно разработать стандарт на технические требования к автоцистернам - мерам объема жидкостей. Обращено внимание на часто встречающееся применение автоцистерн, не внесенных в Госреестр средств измерений и на незаконную поверку их.

Ключевые слова: перевозка нефтепродуктов, автоцистерна, транспортная мера объема, поверка.

In article the technique of the verification of vehicle tanks for transportation of oil products of GOST 8.569-98 is critically considered, its essential shortcomings and discrepancy to modern requirements are specified. It is offered to carry out processing of this standard and at the same time to develop a standard on technical requirements to tanks - to measures of volume of liquids. It is paid attention to often meeting application of the vehicle tanks which have not been brought in the State registry of measuring instruments and on their illegal verification.

Key words: transportation of oil products, tanker, transport measure of volume, checking.


В настоящее время для перевозки (доставки к потребителям) различных нефтепродуктов (топлива и масел) используется очень большое количество градуированных («калиброванных») автоцистерн различных видов и типов, которые являются одновременно транспортными средствами и средствами измерений (однозначными мерами) объёма перевозимых жидкостей. Эти меры применяются при торговых, товарообменных и учетных операциях. Поскольку нефтепродукты обладают достаточно высокой стоимостью, к точности градуировки автоцистерн предъявляются повышенные требования.

Согласно ст.1 Федерального Закона №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» [1] такие средства измерений относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и подлежат утверждению типа и поверке в соответствии со ст. 12 и 13 этого Закона.

Большинство отечественных автоцистерн промышленного производства прошли испытания с целью утверждения типа и могут на законных основаниях использоваться для перевозки нефтепродуктов с одновременным измерением их объёма. Всего в Госреестр СИ внесено более 50 типов автоцистерн. Межповерочный интервал установлен для большинства из них 1 год, для некоторых - 2 года.

Но наряду с этими «законными» автоцистернами ещё достаточно часто встречаются цистерны старого выпуска, импортные, кустарного изготовления или переделанные, не внесенные в Госреестр СИ. Их применение для учета нефтепродуктов и поверка незаконны. Однако, они всё-таки иногда используются для этой цели и даже «проходят поверку» для придания им вида законности. Видимо, сказывается слабая работа Государственного метрологического надзора.

Официальная единая методика поверки автоцистерн для нефтепродуктов установлена в ГОСТ 8.569-98 [2]. Она применяется в настоящее время на всей территории Российской Федерации. При практическом знакомстве с этим документом возникает ряд недоуменных вопросов и затруднений в его применении.

Прежде всего, построение и содержание стандарта во многом не соответствуют общим требованиям к документам на методики поверки средств измерений по РМГ 51-2002 [3]:

  • он разработан и принят при отсутствии стандарта общих технических условий на автоцистерны - меры объёма для нефтепродуктов. Ссылка на ГОСТ Р 50913-96 [4] несостоятельна, так как в нём нет метрологических требований к цистернам - мерам объёма. В связи с этим часть требований, влияющих на метрологические характеристики цистерн, пришлось вводить в стандарт на методику поверки [2]. Например, требования к горловинам цистерн (приложение А) или допускаемое расхождение между номинальной и фактической вместимостью (п. 4.1.2);
  • во вводной части нет ссылки на соответствующие международные нормативные документы, не указаны допускаемая погрешность градуировки цистерн и рекомендуемый межповерочный интервал;
  • не соблюдены рекомендованное распределение содержания по разделам стандарта и их последовательность. Например, раздел 3 «Определения» должен быть оформлен в виде приложения, а каждый пункт сборного раздела 4 должен быть самостоятельным разделом;
  • название раздела 4 «Требования к погрешности...» не соответствует его содержанию;
  • среди «требований безопасности» (п.4.2) нет правил слива промывочной и поверочной воды (охрана окружающей среды), не отмечено, что поверка автоцистерн относится к работам с опасными условиями труда;
  • не выделена операция «опробование», соответствующие процедуры включены в состав других операций;
  • в приложениях нет расчета погрешности поверки при использовании разных методик и средств, рекомендованных в стандарте.

В самом начале стандарта, в разделе 3 «Определения» допущена путаница в основных метрологических терминах. Например, вместимость цистерны характеризуется тремя различными величинами (п.3.2-3.4):

  • «номинальной вместимостью, установленной по проекту»;
  • «действительной вместимостью, определенной при первичной поверке (градуировке), указанной в паспорте и на табличке цистерны»;
  • «действительной вместимостью, определённой при периодической поверке».

Две последние «вместимости» названы одинаково, «действительными», что заставило ввести в эти термины дополнительные пояснения. 2)то усложнило дальнейший текст стандарта и затрудняет его понимание. Например, определение термина 3.11. «Погрешность ТМ» получилось очень громоздким. Кроме того, оно не соответствует общему определению погрешности средства измерений, принятому в метрологии [5]. По определению п.3.11 знак погрешности всегда получается обратным. Однако, в пунктах 8.2.3,8.3.6 и 8.4.4 формулы для вычисления погрешности написаны правильно, т.е. не соответствуют определению п.3.11.

Процедура «первичной поверки» цистерны, описанная в пп.4.1.2-4.1.3, является, по существу, не поверкой, а градуировкой; получаемое при этом значение вместимости следовало бы называть не действительной, а. «фактической» вместимостью без дополнительных разъяснений. Тогда и термин 3.3 «Действительная вместимость, установленная при поверке» можно было бы существенно сократить, устранив разъяснение.

«Номинальная вместимость ТМ» (п. 3.2) является не метрологической, а проектной, классификационной характеристикой, входящей в обозначение типа, в «название» цистерны. Соответствие цистерны этому номиналу (имени) должно проверяться не при поверке, а при выпуске из производства отделом технического контроля.

В соответствии с общепринятой практикой выпуска средств измерений градуировку цистерн, определение их фактической вместимости тоже могут и должны проводить технические службы изготовителя (ОТК или метрологическая служба). А первичная поверка должна проводиться после градуировки органом государственной метрологической службы, поскольку цистерны предназначены для применения в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений. Основной задачей первичной поверки является проверка правильности градуировки средства измерений, а не точности его изготовления согласно номинала. Желательно, чтобы процедуры первичной и периодической поверок были одинаковыми.

Стандарт рекомендует применять для поверки автоцистерн пять методов, различающихся используемыми средствами и процедурами: два объёмных метода и три весовых (массовых). Казалось бы, для удобства работы поверителей каждый из них нужно было изложить отдельно, разделив документ на соответствующие части. Однако, в тексте стандарта они тщательно перемешаны, что затрудняет восприятие и применение методов. Например, при чтении раздела 5 и таблицы 1 «Операции поверки» создаётся впечатление, что при поверке каждой цистерны должны быть использованы все пять методов. Аналогичные вопросы возникают и по другим разделам.

Требование представлять результаты измерений вместимости (поверки) «с точностью до 1 дм3 (0,001 м3)» не соответствует гарантируемой погрешности поверки ±0,4%. При объёме 1 м3 эта погрешность составляет ± 4дм3, при 5 м3-20дм3, при 50м3-200дм3=0,2м3. При такой погрешности поверки представление результатов «с высокой точностью» может быть причиной недоразумений и конфликтов между поверителем и владельцем СИ, поставщиком и получателем нефтепродуктов, мнимой недостачи или избытка, несогласия между результатами двух последовательных поверок. «Точность» представления результатов измерений должна быть согласована с их допускаемой погрешностью.

В тексте стандарта довольно много редакционных недочетов, материал зачастую недостаточно четко распределен между разделами и пунктами. Так, в пп.6.1.4, 7.1.8, 7.2.1 и 8.5.2 предъявляются невыполнимые и бессмысленные требования к наклону площадок: «не более 1» «и «3»» в обе стороны». А в п.7.2.4 предлагается смывать остатки нефтепродуктов водой. Кстати, очистка цистерны должна быть элементом подготовки к поверке и проводиться её владельцем, а не поверителем. Проверка чистоты должна входить в операцию «осмотр».

Часто повторяется слово-паразит «значение» (величины). Неудачны выражения «взвешивание на весах» и «вовнутрь».

В формах протоколов поверки (приложения В и Е) не отражены операции внешнего осмотра, опробования механизмов, проверки герметичности. На основании всего изложенного напрашивается вывод о необходимости радикальной переработки ГОСТ 8.569-98, в том числе приведения его в соответствие с РМГ 51-2002. Одновременно требуется разработать и принять стандарт того же уровня на технические требования к автоцистернам - мерам объёма жидкостей. Массовое изготовление и применение таких цистерн заслуживает этого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». 2. ГОСТ Р 8.569-98. ГСИ. Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки. Дата принятия 26.06.2012 3. РМГ 51-2002. ГСИ. Документы на методики поверки средств измерений. Основные положения. 4. ГОСТ Р 50913-96. Автомобильные транспортные средства для транспортировки и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования. 5. РМГ 29-99. ГСИ. Метрология. Основные термины и определения.

 


Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Соков И.А. "О поверке автоцистерн - транспортных мер объема нефтепродуктов"