Поиск по сайту:
Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Н.В.Никифоров, В.М.Шевченко "Об особенностях обеспечения единства измерений в области использования атомной энергии"

Об особенностях обеспечения единства измерений в области использования атомной энергии




Н.В.Никифоров, к.т.н., Советник Российской Федерации 1-го класса, Ветеран атомной энергетики и промышленности;

В.М.Шевченко, Заслуженный метролог России, Ветеран атомной энергетики и промышленности

О становлении Меры, как новой Веры!

И роли метрологии во всей идеологии!

В ноябре 2011 года был принят Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 347-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии». В законе предусмотрен выпуск постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии». Настоящая статья посвящена этому вопросу.

Очевидно то, что критериями безопасности, т.е. «состояния защищенности объекта от внутренних и внешних угроз» [1], являются предельные показатели характеристик качества объекта и внешних факторов, воздействующих на объект в процессе его жизненного цикла. Очевидно также, что количественные показатели определяются посредством измерений, которые выполняют главные (определяющие) функции безопасности и являются инструментами обеспечения безопасности в любых видах деятельности. К сожалению, в начале 90-х годов 20-го века этот факт выпал из «междисциплинарной» философии рыночных реформ.

Одним из первых рыночных преобразований в экономике современной России законодательно изменились функции государственного регулирования качества продукции и услуг. Суть изменений состояла в преобразовании системы отношений государственного управления производством и контролем качества продукции в систему государственного регулирования безопасности видов деятельности и продукции.

Впервые закон РФ от 27.04.1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» был принят в пакете с законами от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности», от 10.06.1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» и от 10.06.1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

Закон «Об обеспечении единства измерений» установил отношения новых органов исполнительной власти Российской Федерации
с юридическими и физическими лицами|по «вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений». В соответствии с этим законом термин «измерение физических величин» был определен в документе по стандартизации РМГ 29-99 [2], как «совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, обеспечивающего нахождение соотношения (в явном или неявном виде) измеряемой величины с ее единицей и получение значения этой величины».

В основу содержания закона № 4871-1 было положено постановление Совмина СССР от 17.09.1973 г. № 609 «Об утверждении положения о Государственном комитете стандартов Совета Министров СССР» и Постановление Совета Министров СССР № 273 от 04.04.1983 года «Об обеспечении единства измерений в стране», в котором, в частности, было установлено, что «работы по обеспечению единства измерений, проводимые на предприятиях, в организациях и учреждениях, относятся к основным видам работ». При этом, в закон не был включен важнейший инструмент метрологического обеспечения безопасности: требование к метрологической экспертизе проектов важнейших образцов промышленной продукции, который содержался в указанном Положении. Таким образом, из обязанностей нового Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) - органа государственного управления деятельностью по обеспечению единства измерений, в 1993 году в целях рыночной реформы были исключены функции метрологической экспертизы качества продукции, а также отнесение работ по обеспечению единства измерений - основной вид работ.

Эти функции не вошли также в последующие отраслевые законы:

  •  от 25.11.1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
  •  от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  •  от 21.07.1997 г. №117 «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  •  от24.12.2004 г. №190-ФЗ «Градостроительный кодекс РФ» и другие.

Закон «Об использовании атомной энергии» установил, что требования безопасности объектов использования атомной энергии (ИАЭ) регулируются федеральными нормами и правилами (ФНП) и руководствами по безопасности (РБ), которые разрабатываются, вводятся в действие и контролируются органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Анализ действующих ФНП и РБ показывает на их неполноту и недостаточность в части
требований к метрологическому обеспечению безопасности объектов ИАЭ. В качестве примера на рис.1 представлены «ключевые» требования органов государственного регулирования безопасности к метрологическому обеспечению строительства атомных станций (АС).

атомные станции

В 2008 году был принят новый Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а закон № 4871-1 утратил свою силу. Новый закон восстановил забытые, принципиально важные положения.

Этот закон расширил область отношений: «...возникающих при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством РФ об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений».

В данной формулировке восстановлено общее требование к метрологическому обеспечению качества продукционных систем [3], которые содержались в ранее разработанных и принятых государственных и отраслевых стандартах [например, 4].

Новым законом введены определения терминов «измерение», как «совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины», и «прямое измерение», как «измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений». Следовательно, все методы и результаты математических расчетов величин с использованием информации, полученной от технических средств измерений, отнесены к косвенным измерениям.

Введена метрологическая экспертиза нормативных правовых актов РФ, стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимой в порядке и случаях, предусматриваемых законодательством РФ.

Новым законом установлено, что «федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в определенных областях деятельности, указанных в законе,..., определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений».

В ноябре 2011 года Государственная Дума уходящего созыва приняла Федеральный закон от 30.11.2011 г. N Э47-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии», который вступил в силу с 1 января 2012 года.

Принятые изменения призваны усовершенствовать разграничение ответственности и функции органов государственного регулирования безопасности (ОГРБ) и органов государственного управления (ОГУ) использованием атомной энергии и, по нашему мнению, были обусловлены трендами: ответственной реакции на аварию японской АС «Фукусима» и обеспечения независимости ОГРБ при осуществлении своих полномочий от ОГУ и от организаций, осуществляющих деятельность в области ИАЭ, в целях противодействия коррупции.

Изменения были внесены в законы: «Об использовании атомной энергии», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности
гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», «Об обеспечении единства измерений», «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационноопасные и ядерноопасные производства и объекты в области использования атомной энергии».

Не затрагивая содержания всех изменений, отметим положения об обеспечении единства измерений, которые имеют очевидное и важнейшее значение в регулировании и обеспечении безопасности:

1. В Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» введено положение о том, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым, в частности, «установлены обязательные требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии». «Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Страница 1 из 2 Следующая

Добавить комментарий


Главная страница » Каталог статей » Статьи о МО » Н.В.Никифоров, В.М.Шевченко "Об особенностях обеспечения единства измерений в области использования атомной энергии"