Поиск по сайту:
Главная страница » ГМК и Н » ГМН в энергосбережении

Государственный метрологический надзор в сфере энергосбережения




Н.П.Цхведадзе, старший специалист Уральского МТУ Росстандарта, г.Екатеринбург


     В соответствии с комплексным планом надзорной деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2010 год, утвержденным приказом от 30.10.2009 г. № 3910, Техническим заданием № 4-2010 от 22.01.2010 г. межрегиональными территориальными управлениями (далее - МТУ Росстандарта) в 2010 году проведены плановые проверки, в ходе которых осуществлен государственный метрологический надзор и государственный надзор за соблюдением обязательных требований к продукции (электроэнергии) на предприятиях, осуществляющих производство, транспортировку и реализацию электрической энергии.

При проведении проверок МТУ Росстандарта руководствовались требованиями, установленными:

  • Федеральным законом от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;
  • Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от26.12.2008 г. (ред. от 27.12.2009 г.) № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • Федеральным законом от26.03.2003 г. №35- ФЗ (ред. от23.11.2009г.) «Обэлектроэнергетике»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (ред. 02.10.2009 г.) «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»;
  • Правилами учета электрической энергии, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ 19.09.1996 г;
  • Правилами устройства электроустановок - ПУЭ (6 и 7 издание) (ред. от 20.06.2009 г.);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003г. (ред. от 21.12.2009г.) № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»;
  • Приказом Минпромторга России от 27.04.2009 г. № 323 «Об утверждении Порядка отнесения технических средств к средствам измерений» (зарегистрирован в Минюсте 21 мая 2009 г. под № 13969);
  • Приказом Минпромторга России от 30.11.2009 г. № 1081 «Обутверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения»(зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2009 г. под № 15866);
  • Приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г. под № 13915);
  • ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;
  • ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений»;
  • ПР 50.2.007-2001 «ГСИ. Поверительные клейма»;
  • ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений»;
  • ГОСТ Р 8.596-2002 «ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения»;
  • ГОСТ Р 8.654-2009 «ГСИ. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения».
  • ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»;
  • ГОСТ Р 53333-2008 «ГСИ. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»;
  • ГОСТ Р 51350-99 «Безопасность электрических контрольно-измерительных приборов и лабораторного оборудования. Часть 1. Общие требования».

В течение января-декабря, 2010 года проведено 125 проверок у 111 СХД. Из общего количества проведенных проверок нарушения выявлены в 45,6 % (57 проверок).

Из 111 проверенных СХД нарушения выявлены у 53, что составляет практически половину от проверенных предприятий (48 %), в том числе предприятия осуществляющие:

  1. производство электроэнергии - 5 СХД;
  2. транспортировку электроэнергии - 37 СХД;
  3. реализацию электроэнергии - 7 СХД;
  4. иные предприятия, осуществляющие деятельность по обращению электроэнергии - 4 СХД.


В ходе проверок надзору подвергнуто 46172 средств измерений (СИ), из них признано непригодными к применению 13012 СИ (28,2 %). Основным видом нарушений, выявленных в ходе проверок, является применение неповеренных (непредставленных своевременно на поверку) средств измерений. Наибольшее количество нарушений выявлено при проверке счетчиков электроэнергии (33,2 % от проверенных СИ данного вида), трансформаторов напряжения (15,1 %), трансформаторов тока (14,1 %)

Среди проверенных средств измерений выявлено применение 25 единиц СИ неутвержденного типа и исключенных из Госреестра СИ, в том числе:

  1. счетчики электрической энергии, исключенные из Госреестра СИ: СО-5 (номер по Госреестру 2194-66, исключен в 1987 г.), С0-2М2 (номер по Госреестру 1108-69, исключен в 1987 г.).
  2. средства измерений неутвержденного типа - цифровой мультиметр ДТ 266/ ДТ266С с бесконтактным датчиком тока заводской № 809227162 (266CLAMP METER) страна - изготовитель Китай, токо­измерительные клещи, трансформатор напряжения Н0М-20, трансформатор напряжения RF WM 24.

В ходе метрологического надзора проверено 566 методик измерений. Нарушения установлены в 106 случаях (18,7 %). В 100 случаях применяются не аттестованные МИ, в 6 случаях не выполняются требования МИ.

В то же время, следует отметить, что у субъектов электроэнергетики отсутствуют методики измерений для определения величины нормативных потерь при установке прибора учета не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, применение которых предусмотрено п. 143 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530. При этом следует учитывать, что установка приборов учета не на границе балансовой принадлежности является достаточно распространенным на практике случаем.

Результаты надзора показали, что метрологические службы имеются практически во всех крупных энергосбытовых и сетевых организациях. На небольших предприятиях, осуществляющих поставку и транспортировку электроэнергии в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также для собственных нужд, организационные структуры по обеспечению единства измерений в большинстве случаев отсутствуют.

На проверенных предприятиях не выявлено нарушений, связанных с оформлением схем организации учета электрической энергии, включая информацию о типах и классах точности счетчиков, трансформаторов тока и напряжения и местах их установки, а также несоответствия типов этих СИ фактически установленным на объектах.

Обеспеченность проверенных предприятий средствами измерений и контроля показателей качества электрической энергии (СИ ПКЭ) остается достаточно низкой. При проверках, проведенных МТУ Росстандарта, установлено, что в энергосбытовых организациях практически отсутствуют средства измерений показателей качества электроэнергии (ПКЭ), что является нарушением требований ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения». В основном СИ ПКЭ имеются у сетевых организаций, ранее входивших в холдинг РАО ЕЭС, в менее крупных сетевых организациях СИ ПКЭ в ряде случаев отсутствуют.

Наряду с недостаточной обеспеченностью средствами измерений в ходе проверок выявлены и другие нарушения, например:

  1. в проверенных организациях, как правило, не соблюдаются обязательные требования к организации и порядку проведения поверки средств измерений, установленные п. 2.6 и разд. 3 ПР 50.2.006-94:
  2. на предприятиях отсутствуют (не представлены) конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составленные владельцами средств измерений;
  3. отсутствуют (не представлены) согласованные в установленном порядке графики поверки средств измерений;
  4. на ряде электрических трансформаторных подстанций выявлены установленные в ячейках, но отключенные от измерительной сети, неповеренные щитовые электроизмерительные приборы, что является нарушением п.п. 1.1.7, 1.9.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 г. № 229;
  5. на некоторых предприятиях организация эксплуатации приборов учета электроэнергии, предусмотренная п.п. 10.3, 10.4 РД 34.09.101-94 «Типовая инструкция по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении», ведется с нарушениями: не представлены (отсутствуют) технические паспорта - протоколы на эксплуатируемые измерительные комплексы учета электроэнергии, введенные по нормальной или временной схеме размещения приборов расчетного и технического учета электроэнергии;
  6. метрологическое обеспечение контроля качества электроэнергии, предусмотренного обязательными требованиями п.п. 6, 7 ГОСТ 13109-97 и п.п. 1, 6.1, 6.4 ГОСТ 53333-2008 отсутствует, а именно, непроводится периодический контроль качества электроэнергии, контроль качества электроэнергии при рассмотрении претензий к качеству электроэнергии;
  7. часто отсутствуют эксплуатационные соглашения, устанавливающие границу раздела балансовой и эксплуатационной ответственности сторон между поставщиками и отдельными потребителями электроэнергии, проживающими в частных домах, необходимые для проведения объективного контроля соблюдения норм качества электроэнергии, передаваемой в точки поставки данным потребителям (п. 8 «Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861).

По итогам проверок выдано 57 предписаний об устранении нарушений. К административной ответственности привлечено 82 юридических и должностных лиц, сумма штрафных санкций составила 242,8 тыс. рублей.

Существующие технические возможности (собственные измерительные лаборатории субъектов электроэнергетики, привлекаемые аккредитованные испытательные лаборатории) не могут в рамках разумных экономических затрат обеспечить эффективный и своевременный контроль по всей совокупности точек общего присоединения, особенно с целью выявления кондуктивных помех (колебаний и несинусоидальности напряжения), которые в отличие от установившегося отклонения напряжения могут иметь эпизодический (не периодический) характер, связанный с работой определенных приемников потребителей.

Наиболее эффективным способом решения этой задачи представляется постоянный мониторинг показателей качества путем внедрения (по крайней мере, в критических и узловых точках электрических сетей) современных многофункциональных приборов учета количества электрической энергии (счетчиков), имеющих встроенные функции контроля (измерения) показателей качества электрической энергии. Такие счетчики выпускаются в настоящее время в значительном количестве отечественной промышленностью. Однако при проектировании и изготовлении информационно-измерительных систем в электроэнергетике эти возможности практически не используются.

Таким образом, наиболее перспективным направлением в области обеспечения качества электроэнергии является разработка и внедрение национальной программы развития систем учета количества электрической энергии с интегрированными функциями контроля качества электроэнергии, которые обеспечивают достижение наибольшего эффекта при минимальных дополнительных затратах.

Наряду с государственным метрологическим надзором МТУ Росстандарта также проводился государственный надзор за соблюдением обязательных требований к электрической энергии.

За отчетный период проведено 96 проверок, в том числе с отрицательным результатом - 30, что составляет 31,3 % от общего числа проведенных проверок. Проверено 79 предприятий, на 29 предприятиях выявлены нарушения, что составляет 36,7 % от общего числа проверенных предприятий.

С проведением испытаний за счет средств федерального бюджета проведено 55 проверок, при проведении испытаний в 20 случаях установлены нарушения обязательных требований к электроэнергии. Испытания проводились аккредитованными испытательными лабораториями ФГУ ЦСМ в соответствии с заключенными государственными контрактами.

Основные нарушения требований ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», выявленные в ходе испытаний:

  1. п.5.2 по установившемуся отклонению напряжения;
  2. п.5.3.1 по предельно допустимым значениям размаха изменения напряжения;
  3. п.5.3.3, 5.3.4 по предельно допустимому значению для кратковременных и длительных доз фликера;
  4. п.5.4.1, 5.4.2 по нормально допустимому и предельно допустимому значению коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения;
  5. п.5.5.1, 5.5.2 по нормально допустимому и предельно допустимому значению коэффициента несимметрии напряжений;
  6. п.5.7 по предельно допустимому значению длительности провала напряжения в электрических сетях;
  7. п.5.9 по коэффициенту временного перенапряжения.

Наряду с этим было установлено, что СХД не проводится периодическая оценка соответствия значений показателей качества электроэнергии при транспортировании.В СХД отсутствуют планы-графики проведения периодического контроля показателей качества электроэнергии; протоколы периодического контроля показателей качества электроэнергии. В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 у СХД отсутствует сертификат соответствия на продукцию «Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц».

Основными причинами нарушения обязательных требований к продукции служит следующее:

    1. Состояние электрических сетей, во многих точках поставки, не позволяет обеспечить соответствие электрической энергии установленным обязательным требованиям.

    1. Субъектами электроэнергетики, осуществляющими поставку и транспортирование электроэнергии, не осуществляется контроль за действиями потребителей, ухудшающих качество электрической энергии и, не предпринимаются соответствующие меры по обеспечению надлежащего порядка потребления электрической энергии.

    1. Отсутствует четкое разделение ответственности за обеспечение обязательных требований к электроэнергии между субъектами электроэнергетики. Во многом это определяется неточными формулировками правовых актов. 
      Так, в статье 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» указано, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. 
      Таким образом, законом не установлено в явной форме распределение ответственности между сбытовыми и сетевыми организациями, лишь указано на наличие такого распределения. В настоящее время работа по контролю за соответствием электроэнергии обязательным требованиям проводится только сетевыми организациями. Энергосбытовые организации, несущие в соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса РФ ответственность перед покупателем за передачу ему товара (продукции) надлежащего качества, практически не участвуют в работе по контролю и поддержанию качества электрической энергии. Между энергосбытовыми и сетевыми организациями заключены договоры на передачу электроэнергии, в которых обязанность по поддержанию качества электрической энергии возлагается на сетевую организацию. Большинство из проверенных энергосбытовых организаций не считают это своей обязанностью. Фактически, претензии потребителей к качеству электрической энергии принимаются структурными подразделениями сетевых организаций.

    1. Обязательная сертификация электрической энергии проводится по неоправданно сокращенному количеству показателей, характеризующих ее качество и безопасность. При сертификации не учитываются наличие и величина кондуктивных помех, которые хотя и возникают по вине отдельных потребителей, тем не менее, отражают деятельность субъектов электроэнергетики, направленную на своевременное выявление источников этих помех и проведение мероприятий по их устранению.
Страница 1 из 2 Следующая

владимир 23 Apr 2016 в 11:25 #
Из статьи:
Наиболее эффективным способом решения этой задачи представляется постоянный мониторинг показателей качества путем внедрения (по крайней мере, в критических и узловых точках электрических сетей) современных многофункциональных приборов учета количества электрической энергии (счетчиков), имеющих встроенные функции контроля (измерения) показателей качества электрической энергии. Такие счетчики выпускаются в настоящее время в значительном количестве отечественной промышленностью.

Вопрос:
А как в бытовом потреблении электричества ЗАКОННО бороться с теми, кто поставляет потребителю эл. эн. ненадлежащего качества?
Соответствующий этому прибор учёта количества и, самое главное, КАЧЕСТВА потреблённой эл. эн. пока не могу выбрать.
Особенно интересна возможность ведения суммарного учёта времени выхода контролируемых параметров показателей качества электроснабжения (напряжения, частоты, количества часов полного отключения напряжения сверх установленной нормы) в часах за расчетный период и, может быть, подсчёт суммы платежа за расчётный период с учётом установленного тарифа и суммарного времени выхода контролируемых параметров электроснабжения за пределы, установленные законодательством РФ.
Т. е., чтобы можно было на основании данных такого прибора учёта качества потреблённой электроэнергии, используя Постановление правительства РФ № 354 от 06.05.11 г. (прил. № 1 раздел IV-электроснабжение п. 10) уменьшить плату за коммунальный ресурс (элекроэнергию) не соответствующий требованиям законодательства РФ.

Добавить комментарий


Главная страница » ГМК и Н » ГМН в энергосбережении